Владимир глазков
тебя,
одиноко.
Истерзался, устал, изморился я
не до срока.
Залетела в ресницы слезинка дождя
ненароком...
Неуютно мне стало опять без тебя.
Одиноко...
Всего девять строф, но какая сила воздействия. Почему?! В чем секрет этой гнетущей силы? В повторении и выражении идеи существования "быть," финно подобранной лекскикой.
Итак прием повторения одного и того же слова, в котором конденсируется весь смысл:
"одиноко" -> "одиноко" -> "одиноко" - повторено три раза, однако в различных сочетаниях:
1. Одиноко.... без тебя,
2. Одиноко.
3. Одиноко...
Специально вынутые из контекста слова имеют различную эмоциональную окраску, последняя зависит как от сопровождающей их лексики, так и пунктуации.
1."Одиноко ....без тебя" - предложенное вниманию сочетание вводит идею существования ДВУХ Субъектов , один из которых отсутствует, - так в одном предложении идея существования "быть" оказывается двух типов:
"Одиноко МНЕ СТАЛО опять без тебя", - здесь одна идея существования выражена через "ici-maintenant" Лирического Я, т.е. через настоящее время, момент организации мыслимого материала, а идея существования второго Субъекта поставлена в прошлое, недетерминированное время глаголом "стать" - "стало" -" стало опять", т.е. появляется темпоральная продолжающаяся дистанция, разделяющая идею существования Лирического Я и Другого Субъекта= "без тебя".
Тут есть и еще один нюанс - "одиноко мне стало опять " : это сочетание передает эмоциональное состояние Лирического Я - проявляется трансмодальная связанность - этап чувственных идей - "Одиноко" - идея продолжающегося отрицательного эмоционального состояния Лирического Я "без тебя" - "без" другого Субъекта.
Лирическое Я ставит акцент на отсутствующем Лице, разделяя одно предложение на ТРИ строфы:
"Одиноко мне стало опять без
тебя" -
это разделение усиливает и идею продолжительности отсутствия другого Субъекта, и идею отрицательного эмоционального постоянного состояния самого Лирического Я повторением слова "одиноко", составляющим Третью строфу:
"Одиноко мне стало опять без
тебя
одиноко."-
заканчивается точкой. Итак первое предложение, разбитое на три строфы, заканчивающееся точкой, представляет силлогизм , т.е. заключение, требующее объяснения или продолжения.
Это продолжение-пояснение идеи существования передано глагольной формой во второй фразе:
"Истерзался, устал, изморился я
не до срока."
Использованные тут глаголы передают идею не о действии, а идею душевного и физического состояния Лирического Я, которое можно обозначить одним словом - ТУПИК, т.е. речь идет о продолжающемся, неисчезающим состоянии духовного ТУПИКА. И тут предложение вновь разделено на две строфы, где идея обессмысленного существования подчеркивется переносом конца предложения:"не до срока"
"Залетела в ресницы слеза от
дождя
ненарокам..." -
удивительная метафора, вводящая состояние Лирического Я, когда нет да нет, а накатится вдруг слеза на глаза, но в поэтическом тексте проза не обладает той силой, которая свойственна поэтической метафоре как тут. Очень интересна ее природа :это локативная метафора , призванная преподнести Читателю всю глубину страдания Лирического Я. Вот почему предложение, разделенное в трех строфах, заканчивается троеточием - случайно "залетевшая" (=появившаяся) " в ресницы слезинка" //" дождя" = появившаяся "слезинка" вместо потока="дождя" слез есть постоянное внутреннее состояние Лирического Я. Эта метофорическая фраза без окончания продолжает уже вспоминатую выше тему душевного опустошения, тупика....
"Неуютно мне стало опять без тебя."
предпоследняя фраза-строфа почти идентичная первой, уже проанализированной выше, только слово "Одиноко" подменено другим почти синонимичным контекстуально:"Неуютно"
финал - эллипс...
"Одиноко..."
какое объяснение можно найти - его НЕТ... - опустошение, тупик, пустота внутренняя и вокруг...
Кто же Автор- Вл.Глазков! все выяснилось!
Свидетельство о публикации №114062410401