Владимир глазков

                Одиноко мне стало опять без
                тебя,
                одиноко.
                Истерзался, устал, изморился я
                не до срока.
                Залетела в ресницы слезинка дождя
                ненароком...
                Неуютно мне стало опять без тебя.
                Одиноко...

 

 Всего девять строф, но какая сила воздействия. Почему?! В чем секрет этой гнетущей силы? В повторении и выражении идеи существования "быть,"  финно подобранной лекскикой.

  Итак  прием повторения одного и того же слова, в котором  конденсируется  весь смысл:

"одиноко" -> "одиноко" -> "одиноко" - повторено три раза, однако в различных сочетаниях:
1. Одиноко.... без тебя,
2. Одиноко.
3. Одиноко...

  Специально вынутые из контекста  слова имеют различную эмоциональную окраску, последняя зависит как от сопровождающей их лексики, так и пунктуации.

 1."Одиноко ....без тебя"   - предложенное вниманию сочетание вводит идею существования ДВУХ Субъектов , один из которых отсутствует, - так в одном предложении идея существования "быть" оказывается двух типов:

   "Одиноко МНЕ СТАЛО опять без тебя", - здесь одна идея существования выражена через "ici-maintenant" Лирического Я, т.е. через настоящее время, момент организации мыслимого материала, а идея существования второго Субъекта поставлена в прошлое, недетерминированное время глаголом "стать" - "стало" -" стало опять", т.е.  появляется  темпоральная продолжающаяся дистанция, разделяющая идею существования Лирического Я и Другого Субъекта= "без тебя".

 Тут есть и еще один нюанс - "одиноко мне стало опять " : это сочетание передает эмоциональное состояние Лирического Я - проявляется трансмодальная связанность - этап чувственных идей - "Одиноко" -  идея продолжающегося отрицательного эмоционального состояния Лирического Я "без тебя" - "без" другого Субъекта.

 Лирическое Я ставит акцент на отсутствующем Лице, разделяя одно предложение на ТРИ строфы:
              "Одиноко мне стало опять без
               тебя" -
 это разделение  усиливает и идею продолжительности отсутствия другого Субъекта, и идею отрицательного эмоционального постоянного состояния самого Лирического Я повторением слова "одиноко", составляющим Третью строфу:

             "Одиноко мне стало опять без
              тебя
             одиноко."-

 заканчивается  точкой. Итак первое предложение, разбитое на три строфы, заканчивающееся точкой, представляет силлогизм , т.е. заключение, требующее объяснения или продолжения.

 Это продолжение-пояснение идеи существования передано глагольной формой во второй фразе:

                "Истерзался, устал, изморился я
                не до срока."

  Использованные  тут глаголы  передают идею  не о  действии, а идею душевного и физического состояния Лирического Я, которое можно обозначить одним словом - ТУПИК, т.е. речь идет о продолжающемся, неисчезающим состоянии  духовного ТУПИКА. И тут предложение вновь разделено на две строфы, где идея обессмысленного существования подчеркивется переносом конца предложения:"не до срока"

                "Залетела в ресницы слеза от
                дождя
                ненарокам..." -
удивительная  метафора, вводящая состояние Лирического Я, когда нет да нет, а накатится  вдруг слеза на глаза, но в поэтическом тексте проза не обладает той силой, которая свойственна поэтической метафоре как тут. Очень интересна ее природа :это локативная метафора , призванная преподнести Читателю всю глубину страдания Лирического Я. Вот почему предложение, разделенное в трех строфах, заканчивается троеточием - случайно "залетевшая" (=появившаяся) " в ресницы слезинка" //" дождя" = появившаяся "слезинка"  вместо потока="дождя" слез есть постоянное внутреннее состояние Лирического Я. Эта метофорическая фраза без окончания продолжает уже вспоминатую выше тему душевного опустошения, тупика....

                "Неуютно мне стало опять без тебя."

 предпоследняя фраза-строфа почти идентичная первой, уже проанализированной выше, только слово "Одиноко" подменено другим почти синонимичным контекстуально:"Неуютно"

                финал - эллипс...
                "Одиноко..."
какое объяснение можно найти - его НЕТ... - опустошение,  тупик, пустота внутренняя и вокруг...
Кто же Автор- Вл.Глазков! все выяснилось!



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рецензии