Итоги одного года. Часть вторая - 13

Педагогический дневник

Продолжение:

СЕГОДНЯ МЫ ПРИВЫЧКЕ ВРЕДНОЙ - СКАЗАЛИ С РАДОСТЬЮ: «ПРОЩАЙ!»

Отрицательные эмоции или о правильном отношении к жизни

13 февраля. День, перемена.

     Мальчики повздорили между собой: один в гневе говорит другому всякие обидные слова, другой, словно шпагой, отмахивается пеналом, пытаясь попасть обидчику по голове.
     Девочку, заигрывая, легонько дернули за косичку, она закрыла лицо руками и горько, как от самой большой трагедии, плачет.
     У окна, весело обсуждая вчерашний день рождения, болтают подружки.
     Двое с озабоченными лицами, боясь опоздать, и, как грома, ожидая звонка на урок, списывают домашнее задание по русскому языку...
     Стремительный водоворот школьной жизни, мир эмоций и страстей. Глядя на этих детей, я радуюсь их азарту и жизненной энергии, бьющейся в них ключом. Но одновременно знаю, что сама жизнь может быть вредной привычкой, если неправильно реагировать на происходящее вокруг - события и людей. В особенностях повседневного поведения учащихся уже сейчас заметны зёрна будущих психосоматических патологий и страшно то, что взрослые своим поведением часто провоцируют их развитие. Только любовь и разумная требовательность не имеют побочных эффектов. Грубость, бестактность, прямолинейность в отношении к ученику особенно опасны непредсказуемостью последствий, включая очень отдаленные. Был такой случай, происходили миллионы подобных. И всегда они корёжили психику и ранили души.
     "Мальчик зашел в класс после звонка, так как старшеклассники на перемене курили в туалете. В "наказание" учительница, после грубой "отчитки", заставила ученика, уже напуганного неожиданным поворотом событий и судорожно сжимающего ручку ранца, отвечать домашнее задание. Потом внезапно громко воскликнула: "Вася! Почему ты опять такой неопрятный!?" — она повернула его лицом к классу, - "И как тебе не стыдно девочек! Немедленно(!) застегни брюки!" — Мальчик краснеет, бледнеет, в глазах блеснули слёзы. Он хочет убежать, спрятаться, но учительница удерживает его за плечи железной хваткой (старшеклассник в подобной ситуации ответит резко и справедливо грубо). В классе - гробовая тишина. Дети оказываются умнее нашего горе - педагога, тонко чувствуют, что теперь она не права и в их, ошеломленных ситуацией глазах, теряет всякий авторитет. Легкий смешок на "камчатке", не успев начаться, смолкает..."
      Для взрослых, далеких от педагогики, происшедшее пустяк, для мальчика (который ни в чём не виноват), стоящего как на расстреле перед классом и перед этой девочкой с пронзительными голубыми глазами за первой партой — настоящая, глубокая детская трагедия. Движимый эмоциями, в подобных случаях ученик готов к борьбе или бегству с целью спасения из этой крайне травмирующей ситуации. Эмоции мобилизуют или парализуют организм, они не исчезли, но подавляются или самим учеником, или учителем. Огонь раскаленной эмоции бушует в организме, выжигая его. Блокада эмоций разумом или внешним фактором, следовательно, разрушает организм ученика и приводит в будущем, кроме функциональных заболеваний к разнообразным "зажатостям", комплексам и неврозам. При подобных действиях учителя и в учащихся начинает со временем преобладать агрессивное отношение не только к окружающим их людям и обстоятельствам, но прежде всего к самим себе. Чувство недовольства настоящим ("Всё не то, и всё не так...") и страха перед будущим (например, в мыслях ученика: "Как я теперь войду в класс, где меня все ненавидят и презирают, где на до мной смеются") наносят мощнейший удар по всем важнейшим системам организма, вызывая (если травмирующая ситуация не перестаёт действовать) сначала функциональные, а потом и органические нарушения в их работе. Поэтому задача учителя - следить за эмоциональным состоянием учащихся, учить их правильно реагировать на любые события окружающего мира, чтобы из важнейшей приспособительной константы эмоции не превратились в один из основных дестабилизирующих здоровье факторов.

Продолжение следует:


Рецензии