Пушкин. Параллели -18- Приоткрывая полог смерти...
Смотрите, вы поэт уклонный, лицемерный,
Вы нас морочите — вам слава не нужна,
Смешной и суетной вам кажется она;
Зачем же пишете? — Я? для себя. — За что же
Печатаете вы? — Для денег. — Ах, мой боже!
Как стыдно! — Почему ж?
А.С. Пушкин
Не знаю, когда появились в поэзии Пушкина навязчивые мысли о смерти? Как они впервые появляются у нас? Конечно, когда мы впервые с ней сталкиваемся . Вот упал на спинку жучок и больше не шевелит лапками. Наверное, прикинулся, хитрый... Переверну и побежит. Не бежит. И бабочка не летит. И паучок не ползёт. И комарик... А кто это сделал? Кто убил? Неужели я? Вот какой я сильный! А если кошку? Или собаку попробовать? А человека? Смогу? Имею ли право? Отсюда корни детской жестокости... Отсюда вырастают "сверхчеловеки" раскольниковы и бандеры ( и иже с ними), подводящие под свои преступления оправдательную базу. Отсюда видны уши и всех преступлений против жизни на Земле. Кто-то берёт на себя "миссию" убрать тех, кто не тем родился, не тем богам молится, не тем обладает, не то думает...
Но, вероятно, у каждого человека были и есть те, к кому он привязан всей душой или душонкой- не важно, какая-нибудь Муму. И вот этот "тот", умирает ( бывает, что и по нашей вине). Тогда мы задумываемся о несправедливости, случайности, неотвратимости смерти. А через чужие смерти - о своей. И иногда приходим к выводу, что кто-то мешает нам жить так , как мы этого хотим и могли бы. То есть, чья-то жизнь мешает моей жизни. К примеру, как в лермонтовском "Мцыри". Одно из двух - или ты уничтожишь, или тебя... Но хищный зверь - это всё же не человек.
Хотя и в среде хищников - те же законы борьбы за свои права ( на правах инстинктов)- на территорию, на пищу, на самку . Человек идёт на убийство (через сомнения) сознательно. Как я уже сказала, подводя базу.
Вот теперь я подвела базу под новые рассуждения над "Маленькими трагедиями". Почему все они заканчиваются смертью и даже смертями? Какой ракурс выбирает автор, рассматривая это понятие? Какие выводы делает? Поводы для убийств и смертей в них - разные. Какие человеческие пороки являют причины смертей? Какие человеческие ценности противостоят им? Не убиваем ли мы свою душу, убивая другого? Не спасаем ли свою душу, за другого умирая? И разве убедишь там, в небесах, где вершится божий суд, что для преступлений наших есть оправдания? В небесах - так я понимаю и суд совести, и суд времени, который ляжет клеймом на потомках твоих, ибо рождает их преступная душа...
Каждая из "Маленьких трагедий" заканчивается смертью. Можно даже отнести сюда и "Бориса Годунова". Там умирает царь Борис ( от явленного постоянно перед его внутренним взором убиенного им царевича ) и гибнут наследники ( от рук новых претендентов на престол), новые "мальчики кровавые" для будущих царей.
"НАРОД
Расступитесь, расступитесь. Бояре идут.
Они входят в дом.
ОДИН ИЗ НАРОДА
Зачем они пришли?
ДРУГОЙ
А верно, приводить к присяге Феодора Годунова.
ТРЕТИЙ
В самом деле? — слышишь, какой в доме шум! Тревога, дерутся...
НАРОД
Слышишь? визг! — это женский голос — взойдем! — Двери заперты — крики замолкли.
Отворяются двери. Мосальский является на крыльце.
МОСАЛЬСКИЙ
Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.
Народ в ужасе молчит.
Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует."
В "Скупом рыцаре" скоропостижно скончался Барон, то ли от злата зачахнув, то ли от жадности и страха, что его обкрадут и убьют, подозревая собственного сына...
"БАРОН
Он... он меня
Хотел убить.
ГЕРЦОГ
Убить! так я суду
Его предам как чёрного злодея.
БАРОН
Доказывать не стану я, хоть знаю,
Что точно смерти жаждет он моей,
Хоть знаю то, что покушался он
Меня...
ГЕРЦОГ
Что?
БАРОН
Обокрасть."
В "Моцарте и Сальери" один великий музыкант отравил другого - более великого, подписав самому себе приговор.
" САЛЬЕРИ
Ты заснёшь
Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные. неправда:
А Бонаротти? или это сказка
Тупой, бессмысленной толпы - и не был
Убийцею создатель Ватикана?"
В "Каменном госте" - три смерти Дон Карлоса, которого убивает в дуэли Дон Гуан, самого Дон Гуана и Доны Анны. Смерть следует за Дон Гуаном по пятам и, наконец, настигает. Дон Гуан гибнет от руки им же убитого когда-то Командора. Видимо, рано или поздно приходит расплата за совершённые преступления. Камнем на душе лежит на человеке его злодейство. Вот потому и Каменный гость.
"Входит статуя командора.
Дона Анна падает.
СТАТУЯ
Я на зов явился.
ДОН ГУАН
О боже! Дона Анна!
СТАТУЯ
Брось ее,
Все кончено. Дрожишь ты, Дон Гуан.
ДОН ГУАН
Я? нет. Я звал тебя и рад, что вижу.
СТАТУЯ
Дай руку.
ДОН ГУАН
Вот она... о, тяжело
Пожатье каменной его десницы!
Оставь меня, пусти — пусти мне руку...
Я гибну — кончено — о Дона Анна!
Проваливаются."
В "Пире во время чумы" смерть косит всех, не разделяя - хороший ты или плохой. Чума - это просто повод вообще говорить о смерти, это просто сжатая во времени история человеческой жизни, это наказание людское потерей близких людей и необходимостью продолжать бессмысленное существование, проводя остаток своих дней в пирах и забавах,
стараясь в них забыться.
СВЯЩЕННИК
Безбожный пир, безбожные безумцы!
Вы пиршеством и песнями разврата
Ругаетесь над мрачной тишиной,
Повсюду смертию распространенной!
Средь ужаса плачевных похорон,
Средь бледных лиц молюсь я на кладбище,
А ваши ненавистные восторги
Смущают тишину гробов — и землю
Над мертвыми телами потрясают!
Когда бы стариков и жен моленья
Не освятили общей, смертной ямы, —
Подумать мог бы я, что нынче бесы
Погибший дух безбожника терзают
И в тьму кромешную тащат со смехом.
НЕСКОЛЬКО ГОЛОСОВ
Он мастерски об аде говорит!
Ступай, старик! ступай своей дорогой!
И приходят крамольные мысли. КТО? Кто этот СВЕРХЧЕЛОВЕК, которому в интерес видеть страдания людские, вроде как кошку замученную ?... Кто этот ЧЁРНЫЙ ЧЕЛОВЕК, что заказывает нам реквием на самих себя? Кто этот НЕГР, что управляет телегой с мёртвыми телами?
И думается даже о бессмысленности всех человеческих стремлений к приобретению власти, богатства, славы перед лицом смерти, которая никого не щадит...
Но что этому может противостоять? Любовь?...
--------------
Посмертная маска Пушкина - фото автора КС.
Свидетельство о публикации №114062205429
И если бы не радость жизни и не любовь... Какое мужество надо иметь человеку, чтобы жить после того, как все потерял! Ради чего жить?..
Время опять нас учит жизни через смерть...
Пушкин, Пушкин, твоего гения и нас хватит. А Танюша поможет))
Наташа Акимова 18.10.2022 22:13 Заявить о нарушении
Кариатиды Сны 18.10.2022 22:20 Заявить о нарушении