О катарсисе Посвящается Льву Семеновичу Выготскому

*
ПОЭМА О КАТАРСИСЕ
Посвящается Льву Семеновичу Выготскому
1.
МЕХАНИЗМЫ КАТАРСИСА
*
Чем образ вещий нас волнует,
Тот, что художник нам рисует?
Какою силой, почему
Мы подчиняемся ему?
*
Эстетиков единодушны мненья:
Высоких образов полярны излученья.
Давай-ка, друг мой, поглядим,
Зачем нужна полярность им.
*
Не для того ль полярности повисли,
Чтобы обычный ход привычной мысли
С необычайностью столкнуть,
Противным перерезав путь,
Не дать желанному случиться
И опрокинуть то, что мнится?
*
В быту мы – поезд, мчащийся по рельсам
К желанным Амстердамам и Уэльсам.
Мы знаем наперед, когда прибудем.
Мы верно и привычно судим
*
А образ нас сбивает с панталыку,
Рождая то помеху, то улику –
Свидетельство о пользе опозданья
И о желанности непребыванья.
*
Он ставит нам помехи и препоны.
Он нарушает логики законы.
Он опрокидывает наши построенья.
Он множит нестабильность и сомненья.
Он утверждает – тотчас порицая,
Он принимает – тут же отрицая!
*
Мы наше восприятие двоим.
Мы вроде едем… то есть мы стоим.
И право же, подобное двоенье
Рождает и неловкость и смущенье.
*
Смятенье нарастает в глубине
Светлого пятна сознанья вне.
Оно всё больше. От противоречий
И парадоксов необычной речи
Спасенья нет! Куда деваться чувству? –
Оно ж простому следует искусству:
Ему нужна определенность!
Тогда пожалуйста – и вчувствование вам
И чувством заражённость.
*
А здесь эмоция определиться
Сама с собой не силах – и тогда
Случается желанная беда:
Она и подавляется, и тормозится –
Спешила вроде бы на чай,
Да задержалась невзначай.
*
Задержка эмоциональных проявлений –
Отличье эстетических явлений,
Их «ноу хау» и товарный знак
(О чем, конечно, знает и простак),
И мы примету эту,
Конечно, призовём к ответу.
*
Когда хохочем – или плачем в умиленье –
Мы просто выпускаем пар, снимаем напряженье.
А эстетический возгон, наоборот,
В нас создаёт давленье,
Реакции всемерно тормозя.
Но долго это выдержать нельзя –
И вот крушенье! Светопреставленье!
Открыт задвинутый засов!
От двух различных полюсов
Противочувствия потоки
Сошлись как слаженные шлоки,
Как лёд и пламя, свет и тьма
В одном – и лето и зима!
*
И вот теперь оно явилось –
Аннигиляция случилась,
Самосожженье напряжений,
Финал, разрядка всех давлений.
И в катартическом огне
Исчезло всё внутри и вне,
Нейронных связей перестройка!
(Такая вышла неустойка.
Неустановленность чревата.
Да это ж катарсис, ребята!),
Заравнивание русел для эмоций
И обновленье эхолоций –
Теперь нам внове плакать и смеяться.
*
А можно вовсе к ним не возвращаться!
Сознание очищено, и мы
Избегнуть можем чувственной тюрьмы.
(Но чувствам мы верны как другу –
И снова всё пойдёт по кругу).
*
Искусство отрешает от деянья.
Оно нам не дарует знанья,
Не открывает истин и путей –
Философических затей
Не стоит ждать нам с этой стороны,
К трудам философов вольны
Мы обратиться, если ум
Наш алчет постиженья
И изложенья многовидных дум
Всех тайн миротворенья.
*
Итак, искусство отрешает от деянья.
Оно нам не дарует знанья,
Что мудрым ведомо давно.
А что же делает оно?
Неужто ни-че-го нам не даёт?
*
Базарный здесь отсутствует оплот.
Читатель, истину прими:
Здесь не работает «купи-продай» и «дай-возьми».
И всё же можно так сказать:
Искусство как заботливая мать,
Уравновешивает со средой,
Давая воспарить над суетой,
Выметая сор догматов, вер,
Идей, суждений и иных химер,
Что краказябрами впились в сознанье,
Как лярвы пьют его настой,
Маня облаткой броской и пустой
И вне желанья, и по нашему желанью.
*
Techne – наводненье на реке,
Techne – рушит замок на песке,
Оставляя на одной доске
С тем, с чем в мир пришел ты налегке.
*
Тяжек груз нажитых заблуждений,
Прихотей, привычек, взглядов, мнений.
Много их, и все – на одного.
Как теперь без этого всего!?
*
Эстетика в бирюльки не играет.
Искусство не даёт, а отбирает,
Сополагая dance с контрдансом,
Врачуя когнитивным диссонансом,
Завлекая в поле оппозиций,
Неся разряд эмоций и когниций,
Выметая все напластованья,
Оставляя в чистоте сознанье.
*
Этот катартический настой
Чем-то родствен с шуньей-пустотой
И с нирваны праздничным пальто –
Ведь она не нечто, а ничто.
*
Образы подводят нас к самадхи
Как венец соитья Кришны-Радхи.
Дзен-буддист в них видит, без сомненья,
Сатори, возможность просветленья.
*
Даром, словно птица на лету,
Образы даруют чистоту,
Но не учат жизни в чистоте
Как круги сознанья на воде
Вечной жизни после медитаций
И других тому подобных акций
(Молитв, затворов и постов –
Не каждый к этому готов).
*
Катарсис в искусстве – как гидрант
При пожаре, светский вариант
Краткой отрешенности от Эго,
Превращенья в мега-человека,
Из себя изжившего заразу
Самости, отдельности, центризма…
Здесь приоткрывается отчизна
Приобщенья ко всему и сразу…
*
2.
ПОЧЕМУ МЫ НЕ ЗАМЕЧАЕМ ДВОЕДОНЬЕ ОБРАЗА
Если двуполярна суть искусства,
Чей итог – уничтоженье чувства,
Почему при самом ярком свете
Мы не замечаем шутки эти?
Двойственность, что в образе дана,
Отчего нам вовсе не видна?
*
Образ так устроен, может статься,
Чтобы однозначным нам казаться.
Образы одну имеют склонность:
Чтобы не утратить напряженность,
Чувство разряжаться не должно.
Значит, – вне сознания оно
Эквилибр двойной творит мудрёно.
И сейчас, как и во время оно,
Мы не сознаём переживанья –
Чувство нарастает вне сознанья.
Мы не ощущаем ничего!
Есть оно – но как бы нет его.
Не спеши сказать «И я бы мог!..»
В подсознанье скрыт противоток.
Там он правит бал как властелин
Наших бессознательных глубин.
Он туда ныряет словно утка,
Нам не объясняя, почему,
Ничего не говоря рассудку,
Ничего не говоря уму.
Потому-то мы не замечаем
Тех потоков, что за светлым краем
Нашего сознанья улеглись
И как будто лёд с огнём сошлись,
Тотчас образуя ту гремучку,
Что преподаёт сознанью взбучку
Самозамыкания в финале –
Катарсис, которого не ждали!
*
Надо понимать, что очень тонко
Ставится противотока донка,
Чтобы ускользнуть от осознанья
Самого ворчливого вниманья,
Чтобы всё в искусстве нам, зелёным,
Виделось простым и немудрёным.
*
И уединенно, в тишине,
Нас помимо, в нашей глубине,
В час, когда мы смотрим фильм чудесный,
Образы творят свой труд безвестный.
*
3.
КАТАРСИС МОЖЕТ БЫТЬ МГНОВЕННЫМ
При контакте тленного с нетленным
Очищенье может быть мгновенным.
Нам с тобой ли ожидать иного?
Бросил взгляд на свиток – и готово!
*
Здесь быстра и хороша награда,
Тонкому сознанью много ль надо?
Без того оно довольно чисто
Вне усилий дяденьки-артиста.
*
4.
КАТАРСИС, ДУХ И ДУША
Не дух искусство очищает,
А то, что дух наш омрачает –
Ту плёнку, что лежит на духе
Как пробка в слишком грязном ухе.
*
Эмоций, чувств, страстей завеса –
Вся суть душевного замеса,
А также все ее изводы
Биологической природы –
Родной душевности запас
Аннигилируется в нас.
*
А дух, что в теле обитает,
Не убывает и не прибывает,
Его коснуться не вольны.
Он не подвластен нашей резке,
Ни катарсису, ни стамеске,
О нем упоминать мы не должны.
И в этом смысле, безусловно,
Воздействие искусства – бездуховно.
*
Ах катарсис! Конечно, он
Весь на душевность заострён,
Её кромсает он стилетом
Противотока – и при этом
Перекипает автоклав,
В финале чувственность отъяв,
Возгонкой чувства испаряя
И тем-то дух и очищая,
Не трогая его при этом
Своим убористым кастетом.
*
4.
TECHNE (ИСКУССТВО) ПО АРИСТОТЕЛЮ
Как Аристотель techne понимал?
Сказать по правде, он считал,
Что techne (в Греции – «искусство») –
Приём особый упраздненья чувства,
Изглаживанье аффективных сгустков,
Отмена аффективных пусков
И изживание страстей,
Порывов и влечений всех мастей.
*
Да, techne – техника отъятья,
Уничтожения, а не приятья,
Того зачистка, что душою мы считаем
И аффективной сферой называем,
Когда учёные об этом маракуют
И лексикой научной душу именуют.
*
5.
ИЗЪЯНЫ ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ
*
Похоже, мы слепцы,
И взглядом лишь пригубим –
Собой пятнаем то, что видим, то, что любим.
Окрашивает мир в свои цвета
Ничтожных наших чувств неполнота.
Качая восприятий зыбки,
Всё время мы внутри ошибки.
Нам заслоняет чувственный покров
Вид;нье сути и основ,
За разом раз, за часом час
Влеченья, страсти ослепляют нас.
Страстей затянута подпруга –
И мы животно тыркаем друг друга
И называем это бытиём
В славном копошении своём.
*
6.
КАТАРСИС  И ЧУВСТВЕННАЯ ЗАВЕСА
*
Он как вечность,
Как скала над нашей зыбью.
Я напиток этот залпом выпью –
Этот очистительный огонь
Посолонь и противусолонь
Приступает, чувством маракуя,
Разряжая и парализуя
Сеть, что нас окутывает цепко,
Коей запеленуты мы крепко.
*
Мы плотью чувств окружены
И видеть дале не вольны.
Соделав плотное неплотным,
Кат;рсис нас возводит над животным.
*
Проект настроен на проект,
Аффект настроен на аффект,
Вот со-общения искусство:
Когда мы замкнуты на чувство –
Не получаем ничего,
Кроме его же самого.
Прореживаньем чувственного леса
Частично убирается завеса,
Та, что незаметно, под сурдинку
Нами аффектирует картинку.
А без аффектации уже
Восприятье как бы в неглиже,
Как бы даже ловит извне весть,
Как бы даже видит то-что-есть.
*
7.
СОВРЕМЕННОЕ УЧЕНИЕ О КАТАРСИСЕ
*
Итак, на греческом его названье –
Кат;рсис, очищение сознанья:
Отшкурить, заполировать его,
Отчистить – больше ничего,
Избавить от налипших впечатлений,
Концептов, взглядов, догм и мнений,
А также русло чувства обновить,
Сказать точней, его избыть,
Загладить, заровнять, убрать привычный ход –
Пусть новый для себя эмоция пробьет
(А если нет – так старый освежит
И вскоре примет прежний вид).
*
Выготский Лев Семенович словами,
Понятными вполне любому свами,
О катартическом уничтоженье чувства
Поведал в книге «Психология искусства».
*
Хотя немногие меня поймут,
Превысоко ценю я этот труд.
Его я принял как Завет –
(Поскольку я – искусствовед
И пользую его немало лет).
Мне мил нерыночный его подход –
Искусство не даёт и не берёт.
Оно, скорее, трансмутация сознанья,
Аннигиляция и знанья, и незнанья,
Нейронных связей перегруппировка
(Как Юнг о том заметил ловко),
К тому же с;мому искусство строит мост,
К чему  ведут аскеза или пост,
Причастье, мантра, зикр, молитва
Или духовная ловитва,
Задача коей – не ловить,
А узы снять и отпустить.
*
Кат;рсис – не базар, не лавка,
Он – плавка чакр, оцепененье на лету,
Скальп чувства, что свисает с томагавка,
Он – медитация на пустоту.
*
8.
АНАЛОГИЯ КАТАРСИСА С ДЕГРУППИРОВКОЙ ПРОФИЛЯ
Представьте: профиль нарисован
Единым росчерком пера,
И зритель совершенством линии единой околдован…
А вот и началась игра:
Мы профиль на отрезки разбиваем,
Их друг от друга отделяем и – ура! –
Им двигаться свободно дозволяем.
О чудо – профиль наш исчез!
И на листе – лишь чирочек ха;с,
Лишь чёрточек вполне абстрактный лес.
Куда же профиль делся – вот вопрос! –
Он здесь по-прежнему, он затаился ловко,
Но изменилась группировка.
Все линии остались на листе,
Они всё те же – и не те.
Гештальт разрушен, нет его –
И мы не видим ничего,
Чем мы могли бы насладиться,
Прийти в восторг и удивиться.
*
Когда нас жизнь с искусством сводит,
Оно такую же разбивку производит,
Круша те профили, что в нас
Наотлагались про запас.
Они все в нас – и их же несть.
Вот это к;тарсис и есть.
*
9.
АНАЛОГИЯ С РЮКЗАКОМ
*
Мы с тобой живём не просто так –
Тащим восприятия рюкзак,
И туда, конечно, попадает
Всё, что нас с тобою окружает.
Впечатленья, образы, слова
Входят в нас, коснувшись нас едва.
И рюкзак нас поначалу греет,
Ну и потихоньку тяжелеет,
Ведь у нас за нашими плечами
Груз всего, что приключалось с нами.
С каждым шагом вес всё тяжелее,
С каждым шагом двигаться труднее.
Как ни странно, мы не на крыле –
Тяжесть пригибает нас к земле.
И конечно, чтобы распрямиться,
Надо от нее освободиться.
Кто бы это сделать нам помог?
Ну конечно, к;тарсис-мил;к!
Он лишь взглянет жгучими очами –
И исчезла тяжесть за плечами,
Груз лишился веса, посмотри,
Он ведь там по-прежнему, внутри,
Но не давит плечи то и дело –
Будто левитация приспела!
Говоря привычными словами,
Всё исчезло! – и осталось с нами!
Да, кульбит сей, право, не простой!
И рюкзак наш будто вновь пустой,
Будто там и вовсе ничего,
И теперь мы заново его
(Этого никак не избежать)
С новой силой снова загружать
Примемся…. И так всегда ведется –
К;тарсис опять пересечется
С нами, коль настанет перегрузка –
Мы ведь перевязаны с ним узко.
*
10.
КАТАРСИС ВНЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ
Что же наши усмиряет чувства,
Даже если рядом нет искусства?
Мир вокруг – изрядный самодур –
Полон катартических структур.
Быстро очищают нас страданья,
Смерть, болезнь, тяжелые переживанья,
Катастрофа и несчастный случай, войны,
(Те, что порицания достойны),
Голод, униженья от властей
Или бюрократов всех мастей,
Бедность, нищета и недород –
Всё для очищенья в ход идёт.
Даром не проходит день и час,
Жизнь – всемерный очиститель нас.
*
Что же, мир страдателен для всех?
Нет, ведь очистителен и смех.
Ну а тем, на ком уж нет оков,
Даже и движенье облаков
Полирует краешки сознанья,
Точит заусенцы изживанья.
Словом, чем прозрачней человек –
Тем его безоблачнее век.
*
11.
ЖИЗНЬ И ИСКУССТВО
Жизни безупречный автомат
Череду страданий и наград
Каждый божий день и каждый час
Правит, резонируя на нас.
*
Катарсис с его палящей сутью
Мы своей притягиваем мутью.
И заметим мы, ни с кем не споря:
Чем она плотней – тем горше горе,
Надобное, чтоб отчистить грязь,
Вытряхнуть всю нечисть, мерзость, мразь.
*
К;тарсис в искусстве сделан нормой,
Чтобы отвести культурной формой
То, чего неистощим запас,
То, чем больно жизнь врачует нас.
*
И когда искусство угасает,
То на это место заступает
Череда несчастий, катастроф…
Словом, всё понятно нам без слов.
*
12.
Л. С. ВЫГОТСКИЙ  И КАТАРСИС
*
Кат;рсис – словно текст без свитка,
Он вне прибытка и убытка.
*
Выготского анализ тонкий –
Как леденящий ключ презвонкий,
Как аура святых мощей,
Он освещает суть вещей.
*
Он не за тьму и не за свет,
Не говорит ни да ни нет,
Не грезит о добре и зле,
Участлив к небу и земле.
*
Он по горячему ковал,
Когда подробно трактовал
О том, что, в сущности, мгновенно,
И есть и нет одновременно,
Пульсирует противоточно
И поддаётся лишь заочно
Анализу – и апостериори
Слагается в кат;рсиса the;ry
Как срез того, что в нашей глубине
Противоборствует, не отражаясь вне,
И выжигает пламенем своим
Всё то, чем мы изрядно дорожим,
Всё, что тащить с собою тщимся
И с чем по жизни мы влачимся
С трудом, доколе не избыли,
Что сами на себя взвалили.
*
13.
ОТЧЕГО КАТАРСИС НЕ В ФАВОРЕ
*
Мы не блеснём особым знаньем,
Сказав, что главным содержаньем
И точкой фокуса в картине
Переживания для многих ныне
Так твердо стали, что беда.
Без чувств, эмоций – никуда.
*
Для многих основная ценность –
Не вечность и не жизни бренность,
Не истин жизненных алканье,
Ах да, – оно, переживанье.
*
Итак, переживанья – на коне.
Оседлали всадника он;,
Оседлали, и довольно прочно,
Ибо многодневно, многоночно
Масскультура без конца внушает,
Что иного, мол, и не бывает,
Что все на чувственной стезе.
Отдайся смеху и слезе,
И стань фанатом культа чувства.
И в этом, дескать, суть искусства,
И в этом жизни полнота.
*
А к;тарсис – концепция не та,
Чтобы лелеять наши чувства
И возводить их в ранг искусства.
Наоборот, он обесценивает их.
Он требует, чтоб  чувственный дракон притих
И замер, укрощённый,
И даже (страшно, право!) – упразднённый!
*
Дракона этого как раз
Арабы-мусульмане именуют «нафс»,
И именно его Святой Георгий
Гвоздит копьём, чтоб уж без оргий
Жить-поживать в своем дому
На благо духу своему.
Дракона «нафса» низложить и обойти –
Пригодны практики Срединного Пути,
Их описали и буддисты, и даосы,
Трактуя эти же вопросы.
*
Весьма неплохо понимать,
Что мировых традиций стать
Тысячелетняя согласна в этом:
Культ чувств – для тех лишь, кто «с приветом».
*
Эмоций интенсивность, чувства плотность
Заводит в биос и в животность.
Знал хорошо премудрый грек:
Сознание очищай – и будешь человек!
*
Не лепится кат;рсис с нынешней культурой в ком.
Всё почему? Нам сызмальства знаком
Российской задушевности пейзаж
Как доминанта нынешней культуры,
И не впадает в раж
Никто из нынешних ваятелей кино или литературы
При слове «катарсис», оно зарыто
Поглубже – как разбитое корыто.
Оно, пожалуй что, погребено
Живьём – не слышал я давно
Из уст рачителей искусства
Про катарсис и упраздненье чувства.
Кто ж на душевность посягнёт
В России? – Только патриот
(Вы, право, не находите ли странным
Вожжанье с этим словом иностранным?)
*
Подобьем модных женских блузок
Пейзаж культуры ныне узок.
Пейзаж искусства – унизительно убог,
Подобен телу, – как сказал головоног.
*
И длится всесожжения поход
Не потому ли, что низложен сам подход
К искусства сокровенной сути
Во времена господства мути
Психической
Психоделической
Психотехнической
Психопатической
И многой прочей,
Чем заливает очи?
*
14.
СУТЬ КАТАРСИСА ВКРАТЦЕ
И ЕГО ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ
*
Право слово, есть такое мненье:
Катарсис сулит освобожденье.
Он не грузит и не предлагает,
А наоборот – освобождает.
Он открепощает человека
От всего, что нам дано от века,
От всего, что мы приобрели,
От всего, что не ища нашли.
Укротив душевность-маяту,
Он дарует духа чистоту –
И всего лишь тем, что убирает
То, что в нас же майю порождает.
*
И в затакт звучит вопрос простой:
Что ты будешь делать с чистотой?
*
Катарсис, своим врачуя газом,
Может, повторяясь раз за разом
В нами же загаженной воде,
Даже и привычку к чистоте
Выработать в зрителе своём,
Ну и тот начнёт свой холить дом,
Что, пожалуй, вовсе и неплохо,
Как сказала мудрая Солоха.
* * *


Рецензии

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →