Кв. отчёт. Весна. Обзор Тейта Эша

В качестве предисловия хочу сказать, что ни одна работа из моего шорт-листа в предлагаемый финальный список не вошла. Видимо, мое восприятие поэзии очень далеко от мнения народа :)
Хорошо это или плохо - покажет время, а пока что перечитаю предложенные стихи еще раз.



1. Ольга Хворост  Если вдруг...
http://www.stihi.ru/2014/05/28/4004

Вот казалось бы: и рифмы есть интересные, и написано ровненько, и сюжет читается, а все равно не трогает. И вот почему.
Чем ровнее стихотворение, тем точнее приходится автору быть в мелочах.
Я (как читатель) могу простить некоторые логические нестыковки с жизнью, смертью и вечностью, но есть 2 момента, которые сильно смущают:

«Я тебя на пристани дождусь.»
С какой стороны реки? Если переправа состоялась, то вода из реки уже героиней выпита, барышня теряет память, и весь сюжет рассыпается.
Если героиня ждет любимого на пристани ДО переправы - становится гораздо интереснее, и история вдруг обретает неожиданный смысл. Но этот вариант совсем не проработан, а зря. Вести-то из-за реки могут быть с любой стороны.

Разбираемся дальше: зачем рождаться заново, если все хорошо, и ЛГ живет с любимым так, как им обоим хочется? По первому варианту - сюжет рассыпается. По второму - опять же, получается неплохая интрига (например, Харон мешает, или еще какие негоразды). Но тоже вариант не проработан.

Еще из мелочей: на мой взгляд, средина затянута, и не везде удачная звукопись (в максимально простом по форме тексте она должна быть идеальна).



2. Валентина Калёва "В ожидании чуда"
http://www.stihi.ru/2014/05/31/2893

Очень и очень затянуто. Среди вороха штампованных красивостей теряется и сюжет, и авторский замысел, и (мой) читательский интерес.

«Достала лист из тоненькой стопы,»
Это, видимо, была попытка словотворчества по аналогии тропка-тропа?
Тогда «тоненькая» - автоматически отсылает к стопке листов.
Но даже если изменить прилагательное - в данном случае получилось довольно комично.

«Чудес вокруг - сплошная карусель!
Она находит их буквально всюду:» (она - карусель, змейка, ива, полутень, ЛГ?)

Небрежная рифмовка (собирать - парад и т.д.)

Сбой по времени:
подснежники цветут в марте-апреле,
журавли прилетают в апреле,
а вот бабочки появляются в мае-июне.

Последняя строфа, на мой взгляд, вставлена сюда из другого сюжета.



3. Владимир Сорочкин "Пусть холодная тень..." 
http://www.stihi.ru/2014/05/12/5005

Образов много, состояние передать удалось, но сюжет остался загадкой.
У меня ощущение, что какого-то фрагмента не хватает, поскольку герой то вспоминает, то забыл, то опять вспоминает. И эти изменения ничем не подкреплены. 

Но вот что мне не нравится основательно - если переставить строфы местами, ничего кардинально не меняется. Получился такой стиш-состояние, вещь в себе.

Остальное - царапины в звукописи, некоторые штампы и прочие погрешности этот автор вполне в состоянии отловить и искоренить самостоятельно.



4. Светлана Моисеева 5 Юсе
http://www.stihi.ru/2014/03/28/2060

Простенькое стихотворение о потере. Что порадовало - нет излишнего нагнетания кошмарности, за что автору большой плюс.
Мне нравится, что все повествование вертится вокруг воздуха, еще больше отстраняясь от случившейся трагедии.

«Февральская метель ломилась в дом.
Нам воздуха обеим не хватало -»   (нам: ЛГ и метели? Или ЛГ и Юсе?)

«Уже весна. И воздух тёплым морем
Спешит восполнить зимний дефицит -»
Слегка нарушена логика повествования: зимой воздуха было предостаточно - за окном.

При таком построении фраз мне мешает разбивка. В качестве альтернативы видится следующий вариант:

«В тот день, когда ты молча умирала,
Февральская метель ломилась в дом.
Нам воздуха обеим не хватало -
А воздух бесновался за окном,
Потоки снега скручивал в спирали,
Вертел свои кривые зеркала...

Я плакала: мы обе - умирали,
Но я осталась здесь. А ты - ушла.»


(5)



6. Касатка Тата "Дачный сезон" 
http://www.stihi.ru/2014/05/28/11004

Есть слова, выпадающие из стилистики: если шажочки, избушка, пичужки - то лесок уж никак не близлежащий.

По поводу пасторальности, умиления и всяческой описательности мы с автором уже беседовали. Если констатировать факт, что «я с полным блаженством вдыхаю пейзаж пасторальный» - эмоции не передаются. Когда чувство названо, оно автоматически обесценивается. И мозг начинает задавать ненужные вопросы (например, бывает ли пустое блаженство?).

Ошибки (стелить, но: небо стелет).

Можно долго копаться в отдельных моментах, но основная проблема этого текста (на мой взгляд) именно в своеобразном акынстве. Есть слова, буквы, даже кое-как просматривается идея, но количество приятностей, умилительностей и прочей гламурной патоки просто зашкаливает.
И штампы, штампы, штампы...

Из хороших моментов - пожалуй, только цветочный желток. 



7. Фрида Полак. Любовь великого Маэстро.
http://www.stihi.ru/2014/04/03/3689

У меня создается впечатление, что это википедия: очень много данных, и крайне мало автора. Стихотворение излишне затянуто, сплошные штампы...
К сожалению, кроме неплохой идеи я здесь ничего интересного для себя не вижу.

«О той Любви почти свидетельств нет,
На дне души хранил он эту тайну,» - вовсе не факт, что именно из-за попытки неразглашения. Свидетельства могли не сохраниться по совершенно другим причинам - утерянные письма, сгоревшие документы и т.д.

Почему «Любви» - с большой буквы? Чем эта любовь так уж сильно отличается от сотен и тысяч других?
Опять же, почему Маэстро - с большой буквы? Он настолько значительнее других великих музыкантов?
То же касается и Музы: это какая-то особенная муза?

«Паучьи пальцы цепко держат гриф,
Мир подчинён его волшебной силе. (силе грифа? Ну, допустим...)
Какие женщины его любили,» (опять же, любили гриф?)
В следующей строфе ситуация аналогична...

«Подобен дьяволу – то пламя, то мороз.» - это точно характеристика дьявола?

«Он звал Паолу дьявольской игрой!» - двойственность прочтения:
Он называл Паолу игрой - или он звал Паолу, играя на скрипке?

«Чей феномен не познан и поныне, –» - опять же, вопрос весьма спорный. Произведения Паганини на мировых сценах сейчас прекрасно исполняются.



8. Вера Да Юра Опять внезапно наступило лето
http://www.stihi.ru/2014/05/30/4238

Улыбаться я начинаю уже с названия: «Опять внезапно наступило лето».
Почти лозунг наших теплосетей (с той лишь разницей, что у них каждый год внезапно наступает зима).
Это, конечно, была бы шутка, если бы не одно но: называть стихи, копируя в название первую строчку - дурной тон. Да, так поступали и классики, но даже в пушкинские времена никто не отменял название в виде трех звездочек, если уж лень придумывать что-то уникальное. Этот ляп вошел в литературу благодаря редакторам, которым надо было как-то разделить сотни «трехзвездочных» стихов в оглавлении. В лучшем случае - ставили *** (и первую строчку в скобках), в худшем - первую строчку указывали в качестве названия.
Но вот какая штука... Название - очень важный рабочий инструмент, который иногда может полностью изменить смысл стихотворения. И это лицо текста. Было бы странно, если бы в ресторане посетителю дважды подряд подавали суп.
Это не ошибка, но царапина, которая (для меня) существенно снижает ценность работы в целом.

«Пьянеть от солнца, воздуха и сока,
не думать о приличиях и сроках,
идти сквозь взгляды, словно на таран.» - а весной этого всего нельзя? Следующих строк это тоже касается.

«Сменить одежды  надоевший кокон
на невесомый пёстрый сарафан.»
Что хотел сказать автор? Сменить тяжелую зимнюю одежду на легенькую летнюю? Но сарафан - тоже одежда.

Концовка не сработала, потому что идея стиша избита донельзя, а подобная реализация ничего нового в этой теме не открыла.
И финальный штамп - стылые ветра - тому подтверждение.



9. Людмила Нижегородцева.  Может, совершенно неслучайно?.. 
http://www.stihi.ru/2014/04/28/9550

На первый взгляд, интересный метафорический текст. Но есть некоторые неточности.

«на границе светлого на чёрном,» - все-таки, на границе светлого и черного

Гравюра максимально подчеркнула бы морщины земли (являющиеся, как раз, чередованием светлого и темного).

Разбираемся дальше:
Почему дождик, даже замерзающий, сделал мир черно-белой гравюрой?

Как дождик может во что-то вырядить корягу? Разве только в нечто водяное или кАпельное, но уж никак не в медвежонка.

И опять же, штампы и штампы...

С непокоем звезд - несмотря на некоторые сомнения, все-таки да. 



10. Маргарита Шушкова Фазановое 
http://www.stihi.ru/2014/03/22/9169

фазанУ - зачем так ударения ломать-то?
Хотя, сама по себе идея первой строки мне нравится: появляется двойственность прочтения («кесарю - кесарево» и «фазану безразлично». Но дальше ни одну из этих идей никак не раскрыта.

Периодически исчезающая пунктуация.

«не ругай убогого - пожалей   (убогого - фазана, ЛГ?)
хватит зверю в логово лить елей»  (о каком звере речь? Мы, вроде, о фазане перед этим говорили...)

Поток сознания не в лучшем своем проявлении - отдельные фразы почти не связаны друг с другом по смыслу. Однако (за счет ритма) автор сумел передать некоторое настроение.

Эпиграф прекрасен :)


Рецензии
НЕ спасибо.
Всё НЕ так.
Убили.
Плачу.
Зачем так сурово?
Пишу - как дышу, как чувствую.
Так именно и чувствовала, когда пробиралась на дачу...
Штампы? Да ладно! Что, сейчас нельзя говорить простыми словами о природе? И всё, с вашей "лёгкой" руки, отныне будет считаться штампами? Не согласна!!!!
"Близлежащий" изменила, наверно и правда - протокольное слово. Но это всё, на что я могу согласиться. Да, всё повествование - лубочное, простое, незатейливое, но я так чувствую, и ТАК было задумано!!!! Умиляться всему на пути - это совсем не плохо, это естественно!!! Наверно, не вписалось моё солнечное стихо в ряд других серьёзных лирических произведений... Очень жаль.
А я так гордилась своим стихом!!! Считала его лучшим...
Живые впечатления, искренние, бесхитростные, что вижу, что чувствую на пути, чем восторгаюсь и умиляюсь... Всё коту под хвост с вашей критической руки...
Явился такой Тейт Эш - и всё перечеркнул. Ему скучно читать. Ему подавай эксклюзив. он устал от обычных живых строк... Я пребываю в тихом шоке. Спорить бесполезно, понимаю. Такое ваше виденье. Очень жаль. Если бы вы знали, как я не согласна!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Тэйт Эш, дорогой, вы совершенно оторвались от обычной простой жизни...
Судить с верхотуры своего снобизма так легко, опускать всех подряд... Не только меня... Слетите с веток к нам на землю. Убейте в себе манию величия. Может, тогда, вы увидите, что в кажущейся простоте обычных авторов скрыт истинный талант? Который завораживает обычного читателя. Вы так не думали? А попробуйте!

Касаткина Татьяна   22.06.2014 13:02     Заявить о нарушении
Тата, я с тобой не согласна! У Тейта своё видение мира поэзии, он яркий и интересный автор. Он высказал своё мнение, на которое у него есть право, как и у любого из нас. И, если это мнение не совпадает с мнением большинства - тем интереснее. Ваше право - прислушиваться или нет к его советам, но я б очень хотела, чтоб мои стихи разбирал по косточкам такой критик. Хвалить легче, чем выискивать блох и показывать их обидчивым авторам. У поэтов этого уровня есть чему поучится, а если они и сами готовы тратить своё время на то, чтоб учить - цены им нет.

Ольга Хворост   22.06.2014 13:46   Заявить о нарушении
Может быть. И я бы согласилась. Просто это было моё любимое стихо, которым я искренне гордилась! А его растоптали так, походя. Мне обидно. Каждый имеет право на своё мнение. С этим я не спорю. Я лишь высказала свои сиюминутные эмоции. И я бы не хотела, чтобы меня в дальнейшем критиковал такой скучающий автор, который всем поголовно пишет - "штампы, штампы, штампы..." Так не бывает - чтоб поголовно у всех. Как-то он не так видит. И это именно и только его виденье. И что нам тут с вами говорить-рядить - дело неблагодарное. Я в корне не согласна, и с этим ничего не поделаешь, даже после ваших успокоительных слов. И я тоже ИМЕЮ ПРАВО не согласиться с его критическим разбором. Вот как-то так.

Касаткина Татьяна   22.06.2014 15:22   Заявить о нарушении
Тата, я видела, какие стихи Тейт отбирае для Лонга БЛК, действительно, классные. Не скучающий он, а очень строгий и придирчивый, но, если не обижаться а прислушаться, то вы напишите массу замечательных стихов, а потенциал у вас есть. А насчёт штампов - да прав он, много у всех штампов. Сама всё время борюсь с ними, а они лезут и лезут в стихи.)))

Ольга Хворост   22.06.2014 15:34   Заявить о нарушении
Ольга, ну конечно, все мы грешим штампами... Но в данном случае у меня есть своё мнение, я просто не согласна с критикой, я вижу своё стихо совершенно по-другому. Как? Свежо! Интересно! И без всяких штампов, более того - с множеством новых свежих находок! "Желток", "хвост электрички", "волна одуванчиков под ноги", "небо на рогах у коров"... И т.д. Мне кажется, Тэйт Эш гребёт всё под одну гребёнку, не особо вчитываясь... И я имею право защищать своё детище. Хоть и спор здесь, очевидно, бесполезен. Я приняла замечание по "близлежащий" - как не очень поэтическое слово, исправила. Но не более того. Что тут говорить? Моё мнение не изменится. Полемика излишня.

Касаткина Татьяна   22.06.2014 15:46   Заявить о нарушении
Принимайте справедливую критику. Вы легко ее распознаете.
Справедлива та критика, которая подтверждает одолевающие вас сомнения.
Но не поддавайтесь критике, которой противится ваше сознание.
Огюст Роден

Временные Хроники   23.06.2014 09:53   Заявить о нарушении
Поэтому я согласна с Татой - полемика будет излишней)))
М.

Временные Хроники   23.06.2014 09:54   Заявить о нарушении
Многоуважаемая Татьяна. Вы прекрасно видели, что я отвечаю авторам под этим обзором (и соответственно, слежу за рецензиями). Но вы проигнорировали мою деликатную попытку не ввязываться в дебаты, и выгрузили всю ленту обсуждений мне в мейл. Если вам так нужно продолжение беседы - ок.

Но для начала - давайте посмотрим на исходные данные.
1. Это уже второй конкурс подряд, где вы устраиваете истерику из-за низкого балла. Первая лента "обвинений-успокаиваний" растянулась, если память не изменяет, постов на 70? И авторы, на которых вы нападали, прогнулись и повысили вам оценки.
т.е. вы действительно считаете такое свое поведение адекватным?

2. Касаемо доброжелательной критики и прочего. Вы лукавите: буквально недавно у нас с вами была довольно длительная (и крайне доброжелательная) переписка, где все моменты, указанные в этом обзоре, были проговорены (с подробнейшими советами, как это все можно быстро и основательно улучшить).
Ничего нового я в обзоре не касаюсь. т.е. вы мои развернутые комментарии уже слышали, и они для вас не является сюрпризом.
Из чего я делаю вывод, что ваше текущее воззвание - это работа на публику.

И если вы так жаждете публичности, реальности и простоты - извольте.

"Что, сейчас нельзя говорить простыми словами о природе?"
Из наших современников - Игорь Царев, Михаил Анищенко - простыми словами, и о природе тоже (но, на мой взгляд, совершенно гениально).
Из ныне живущих - Ян Бруштейн (причем, у него есть отдельный женский лит.персонаж - Ольга Мантурова, со своей стихирской страницей), Алексей Ивантер.
Из женских персон - Вера Кузьмина (на стихире она Веник Каменский), - ну уж куда как просто пишет.
И этот список можно продолжать еще очень долго.

"А я так гордилась своим стихом!!! Считала его лучшим..."
Вам никто не мешает продолжать это делать. Но не принуждайте окружающих разделать ваши взгляды и вкусы.

"в кажущейся простоте обычных авторов скрыт истинный талант"
Увы, далеко не всегда. Умение сносно выдерживать ритм и рифмовать отдельные слова называется не поэзией, а технической рифмовкой. У переводчиков раньше даже был такой предмет.

"Умиляться всему на пути - это совсем не плохо, это естественно!!!"
У так любимого вами простого читателя подобное изложение сплошного умиления называется "гламурь". Выводы делайте сами.

"И я бы не хотела, чтобы меня в дальнейшем критиковал такой скучающий автор, который всем поголовно пишет - "штампы, штампы, штампы..."
Опять же, судя по тому, что это уже вторая ваша истерика - обратитесь к ведущим площадок и попросите приглашать вас только на те конкурсы, где:
- судей и обозревателей выберете лично вы,
- они будут обязаны ставить вам не ниже 7 баллов из 10.
Может, кто-то и откликнется.

Касаемо ваших находок:
за хвост электричку/поезд/состав уже лет 50 дергает вся российская эстрада, начиная с попсы и заканчивая бардами.
Эксперименты с одуванчиками/ромашками/колосьями/ и прочей растительностью (в виде волн и т.д.) начались и того ранее - с глобальной совдепии, и (в таком контексте) тоже вытоптаны напрочь. А уж небо на чьих только головах и рогах не висело...
Вот с желтком получилось действительно неожиданно, о чем тоже было сказано в обзоре.

И главный вопрос: зачем вы так возжелали моего внимания?
От подобного воззвания мое мнение о ваших текстах не изменится.
У вас только 2 варианта: или пытаться заполучить меня в качестве своего читателя (что с таким уровнем текстов пока не слишком реально), или воспринимать как неизбежное зло, которое полетает здесь еще немного, и вернется на свои основные площадки.

И я еще раз прошу вас не навязывать мне свое мнение о качестве текстов. Истерики и литература - это разные вещи.

Тейт Эш   24.06.2014 10:36   Заявить о нарушении
А вот Ольга, кстати, реально молодчина. Поначалу тоже хныкала чуток (и от меня ей немало доставалось), а потом взяла себя в руки сама прошла предотбор БЛК. И стихи интереснейшие выложила. Горжусь человеком!

Тейт Эш   24.06.2014 10:40   Заявить о нарушении
Дорогой Тэйт Эш, да, я, видимо, отличаюсь от большинства спокойных авторов Стихиры, я открыта и, очевидно, ранима более многих, и это, безусловно, моя беда.
Но как вы не поймёте, мои комментарии - не вызов вам, не снискание некой публичности или пиара через форму этакого очередного скандальчика, вовсе нет!!! Это был порыв. Такое настроение. Хоть десять раз прочти критику - она слаще не станет, а только горше. Я поделилась своим мнением. Даже, скорее, не с вами, вы правы, а с народом. Просто так получилось (наложилось, поверьте), что оба эти мои стиха оказались (и это необъяснимо, есть у меня и гораздо лучше, по мнению других) - моими самыми любимыми. И я разнюнилась. Если хотите - это чисто по-женски. Конечно, теперь о многом жалею, но слово не воробей...
Кстати, критику всегда (обычно) воспринимала спокойно, была благодарна и сколько ранее стихов я исправила и улучшила, благодаря ей! Не знаю, что сейчас со мной случилось, почему так болезненно (что для меня не очень-то характерно) реагирую, папа тяжело болел, умер, похороны... Последний месяц - вся на нервах - это очень мягко говоря... Может, поэтому, такая потребность высказать, что болит. Защитная реакция? Не знаю.
"Близлежащий" заменила, в самом деле - слово какое-то протокольное, не поэтическое... И в стихе этом моём с множеством уменьшительных форм (в чём, может, и перебор) - была ведь ещё и ЯВНАЯ ИРОНИЯ! Я думала - это очевидно, такая некая лубочная зарисовка, о чём я и говорю в самом начале, что мол убегаю в ПРОСТОТУ!

Уже долгое время я постоянный член конкурсов на Папирусе, есть и первые там места, и полные неудачи, но НИ РАЗУ там не возникало ни с кем ни конфликтов, ни даже мало мальских трений. Почему здесь так? Не знаю.
Строго говоря, по той ПЕРВОЙ единице - я говорила ЛИШЬ о том, что если стихо ПОЭТИЧЕСКИ ГРАМОТНО - то оно не заслуживает самой низкой оценки. И было несказанно любопытно узнать - за что. Вот и всё. По-моему, это очевидно. Если судить честно, по имеющимся критериям. (С этим согласились и ведущие. Вы не согласны?) А то, что полемика сама собой разразилась по ходу - не моя вина. И не все там меня успокаивали, кто-то и ругал за якобы "истерику", а это было лишь справедливое любопытство. (Кстати, выяснилось - единица за последнюю фразу.)
Ну да ладно, как говорится - проехали.
И ещё мне кажется, что сайт - не замороженное одно строгое правило, где нужно стесняться публичности или её избегать. Считаю наоборот - говорить открыто о том, что наболело - это как раз хорошо, это надо. (Кому-то, таким как я, например.) У нас с вами на этот счёт оказались разные взгляды. Что ж, бывает.
По поводу моих штампов - я на самом деле придумывала сама, искренне даже не подозревая, что уже только ленивый не написал про хвост электрички или рога... но, как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности. Для этого знания - нужно иметь большой опыт, читать, много читать других, а моему сроку в поэзии (да и на сайте реально) - полтора года ВСЕГО, большую часть своей жизни я отдала бардовской песне, фестивалям, слётам и поездкам... В чём-то вы (пусть жёстко)- но открыли мне глаза. Постепенно постигаю по шажочкам, что хорошо, а что плохо. Вот как-то так.
Заканчивая пламенную речь, хочу сказать - не сердитесь на меня сильно, я мирная.
Закипаю, правда, быстро, но и тут же, отрезвляясь, остываю. Буду учиться хладнокровию.
Всем всех благ, с искренним уважением и надеждой на некоторое понимание -
ваша Тата.

Касаткина Татьяна   24.06.2014 12:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.