О музыкальном прочтении стихов 2
Сама диссертация достаточно интересна, особенно в разделах обзора, но тому, кто заинтересуется этим текстом, советую искать его не по названию диссертации (в связи с защитой авторских прав доступна только аннотация), а по запросу - "Выявление лингвосинэргетических закономерностей в процессе порождения и восприятия вербального и музыкального текстов", и вы попадёте как раз туда, куда следует.
Не сказал бы, что разбор этого стихотворения, проводимый Черновой, меня бы удовлетворил. Напротив, текст стихотворения намерено втискивается в некую, заранее определённую схему, с подсчётом числа слогов, и с выделением в соответствии с правилом "золотого сечения" зачина, доминанты и окончания стихотворения. Возможно, что каким-то текстам эта схема и соответствует, но подгонять все стихи под эту схему вещь явно надуманная.
Для выявления читательского восприятия строк стиха проводился эксперимент с использованием различных групп респондентов. Респонденты, в соответствии с данным им заданием, разбивали строки на более короткие отрезки и указывали на замеченные ими смысловые, эмоциональные и др. доминанты. Затем всё это статистически обрабатывалось.
В диссертации приводятся результаты по нескольким, наиболее показательным примерам, а общее количество исследованных таким образом стихов ( брались лучшие стихи наших классиков) превысило сотню. Представляете, какой гигантский труд?
Но многое в нём обесценено, поскольку респонденты - далеко не поэты, и даже не люди, пишущие стихи, с их, хоть и маленьким, но собственным опытом. Кроме того, оценки по среднестатистической массе выявляют всегда "серый" вкус, и не дают того результата, на который рассчитывали. Поэтический текст в полной мере может воспринимать и анализировать только достаточно подготовленный читатель.
А потому я хочу провести самостоятельный разбор этого текста, основанный на его структуре и на тех знаниях, которые мы имеем.
Будем следовать общему положению, высказанному Ю.М.Лотманым, о том, что первые строки текста создают инерцию восприятия, которая затем прослеживается и во всём тексте, но имеет тенденции к нарушению. Отступление от одной нормы (например, ритмической) сопровождается усилением другой нормы (например семантической, фонетической и проч.) В результате стих как бы играет своей структурой, задавая при этом интонацию своего звучания. *(см. примечание)
Такая игра прекрасно видна на взятом нами примере. Итак, текст -
Растворил я окно - стало грустно невмочь -
Опустился пред ним на колени,
И в лицо мне пахнула весенняя ночь
Благовонным дыханьем сирени.
А вдали где-то чудно так пел соловей;
Я внимал ему с грустью глубокой
И с тоскою о родине вспомнил своей,
Об отчизне я вспомнил далекой,
Где родной соловей песнь родную поет
И, не зная земных огорчений,
Заливается целую ночь напролет
Над душистою веткой сирени.
13 мая 1885
Уже первая строка, с цезурой посредине, и следующие пол-строки создают инерцию звучания. Но окончание второй строки короче на два слога, и наш слух, следуя инерции длительности звучания, заставляет нас читать текст более медленно. Это замедление реализуется и в музыке, создавая музыкально выраженную эмоцию.
В семантическом плане всякое нарушение нормы, привлекая внимание читателя, создаёт смысловой акцент. Кстати, респонденты Черновой и указали на семантический акцент именно на этих словах. Вы видите, что этот акцент во многом определён именно структурой стиха.
Третья строка. Мы по инерции ожидаем паузы (цезуры) в середине. Она ожидается, но её нет -
И в лицо мне пахну!ла весенняя ночь
я поставил восклицательный знак на место ожидаемой цезуры.
Но что произошло? Возникло ударение, и семантическое, и музыкальное на слове "пахнула" - на том слове, на которое указала цезура.
Четвёртая строка катрена акцентируется цезурой точно таким же способом -
Благовонным дыхань!ем сирени.
и слышится затягивание фонем "а" и "е", особенно в окончании. Музыка романса следует за интонацией произношения.
Первая строка второго катрена тоже очень интересна -
А вдали где'-то чу!дно так' пел соловей
акцентирование производится не только ожидаемой цезурой, но и сверхсхемными ударениями на словах "где" и "так" создавая лёгкие паузы, короткие задержки после этих односложных слов. В семантическом плане создаётся образ удалённости этой красоты- "где-то чудно так" ...
Сходным образом акцентируются слова в следующих трёх строках -
Я внимал ему' с гру!стью глубокой
И с тоскою о ро!дине вспомнил своей,
Об отчизне я вспо!мнил далекой
идёт красивая перестановка акцентаций -
о РОДИНЕ вспомнил - об отчизне ВСПОМНИЛ
Заключительный катрен возвращает нам первоначально установленную структуру с цезурой между словами -
Где родной соловей ! песнь родную поет
И, не зная земных ! огорчений
точно также затянуто и акцентировано окончание второй строки.
И опять повторяется акцентация цезурой в следующих строках -
Заливается це!лую ночь напролет
Над душистою ве!ткой сирени.
ах, как затянута фонема "е" на цезуре предпоследней строки и в окончании последней!
Вот этой исключительной выразительности последних строк есть очень интересное психологическое объяснение. Мне его подсказал автор с ником "Анарко" -
"Могу привести один интересный феномен, открытый ещё И.П.Павловым. «Феномен пушечного удара». Он заключается в том, что при выработке определённого стереотипного действия (или рефлекса) используется эмоциональное или пищевое подкрепление.
Когда этот рефлекс хорошо закреплён нужно заглушить его множеством других не имеющих к нему отношения раздражителей через какое-то время, когда мы снова вернёмся к этому рефлексу, то он вдруг проявится с десятикратной силой."
Мы, конечно, далеко ушли от опытов Павлова, но психология оказывается всё такой же и на более высоком уровне. Заключительные строки, идущие после строк, возвращающих к первоначально заданному звучанию, воспринимаются читателем с особой силой.
Статистика по респондентам, приводимая Черновой, в общем, подтверждает ту акцентацию, которая была выявлена нами. Но мы с вами не только выявили смысловые акценты текста, но и объяснили, каким образом из интонационного звучания текста эти акценты возникают.
Если записать в три строки акцентированные слова, то получится текст, напоминающий японскую поэзию -
Пахнула дыханьем.
Где-то чудно так грустью.
О родине вспомнил.
____
* интонация звучания поэтического текста задаётся его ритмической основой, и записана, таким образом, в тексте подобно тому, как музыка записывается знаками на нотном стане -
" В стихотворной строке это звучание получает определенную длительность (количество слогов), интенсивность (ритмические ударения) и тембр (соответствие с лексикой), то есть, отделившись от фразовой интонации, это звучание приобретает способность выражать эмоции..."
"В прозаической письменной речи количество слогов в слове, порядок словесных ударений и длина фразы сами по себе выразительностью не обладают. В стихе при наличии ритмической монотонии эти факторы приобретают выразительность"
- Е.Невзглядова "Интонационная структура стихотворной речи"
____________________________
Дополнение. Композиционная структура текста.
Через некоторое время после того, как это статья была опубликована, я решил вернуться к анализу этого стиха.
Дело в том, что мы с Вами, уважаемый читатель, покинули исследование М.М.Черновой слишком быстро, указав лишь на совпадение семантически значимых слов в её и в нашем исследовании. Совпало, ну и хорошо.
И если целью её экспериментов было - "экспериментально аргументировать наличие/отсутствие закономерностей восприятия реципиентами ритмомелодической структуры и характер ее корреляции со смысловой структурой вербального поэтического текста." То да, такая корреляция доказана.
Но подумаем - что именно доказано? Доказано ли то, что автор, такой молодец, придал своему творению ритмически гармоничную структуру, поддерживающую его замысел? Да, доказано.
Доказано ли, что ритмически гармоническая структура, построенная определённым образом, а именно, с использованием принципа "золотого сечения", определяет собой семантические акценты? Нет, она их не определяет.
Она предоставляет место для семантических акцентов, делает их более зримыми. Но акцентов на "нужном" месте может и не быть. Становится ли от этого стих плохим?
Посмотрим внимательно на подход Черновой, цитирую -
<< Поскольку информативность любого текста в немалой степени определяется, эффективностью его структурной организации, мы попытались выяснить, насколько эффективно каждый из ритмико-структурных вариантов передает смысл текста. Для этого необходимо было определить позицию гармонического центра, так как известно, что в этой абсолютно сильной позиции концентрируются смыслы, формирующие эмоционально-смысловую доминанту текста. В качестве единицы счета был избран смысловой отрезок. Количество выделенных смысловых отрезков (для каждого ритмического варианта отдельно) умножалось на коэффициент 0,618 и, таким образом, выявлялось, какой смысловой отрезок находится в позиции гармонического центра.>>
Обратим внимание на "как известно, что в этой абсолютно сильной позиции концентрируются смыслы" - речь идёт о ГЦ, гармоническом центре, находящимся в силу принципа золотого сечения на позиции 0,618 от конца текста.
Вот с какой стати эти самые главные смыслы там находятся? А если бы там оказались какие-нибудь мало значащие строки? Как бы их принял читатель?
Тем не менее, давайте посмотрим на текст стихотворения глазами Черновой. Не будем делить текст на смысловые отрезки, достаточно деления на строки.
В стихотворении 12 строк 12 х 0,618= 7,42 Гармонический центр находится между 7- и 8-й строками, читаем их -
"И с тоскою о родине вспомнил своей,
Об отчизне я вспомнил далекой"
и о, да, несомненно семантический центр. Но, обратите внимание, не только своим положением по принадлежности к золотому сечению этот центр выделен. Он выделен ещё и "зеркалом" в котором начало стихотворения отражается в его окончании.
Повтор семантики в строках 7...8 тут же отражается в повторе слов "родной...родной" в первой строке окончания.
И в последней строке - повтор начальной рифмы на "сирени".
"Зеркало" окончания выделено не только структурным отражением-повтором, но и семантическим эхо-повтором. Если начало является изображением весенней ночи в Германии с пением соловья, то окончание - эхо-воспоминание.
Можно ли было обрубить текст на окончании второй строфы, нарушив правило золотого сечения? Если рассматривать текст как некое сообщение, то - да, в принципе всё уже сказано в начале стиха. Новой информации окончание не несёт.
Но поэзия - не философский трактат, она принципиально уходит от сообщительности, она стремится к гармонии и к любованию этой гармонией. А для этого и времени не жалко. Потому в стихах можно наблюдать так много повторов, которых мы не находим, например, в прозе. Отсюда и разбиения текста в пропорциях золотого сечения.
И, наконец, отметим, что не только любование гармонией на фоне отсутствия какой либо сообщительности выделяет третью строфу. Высокое эмоциональное переживание следующее за подъёмом к гармоническому центру - вот что её выделяет. В этом отношении 3-я строфа становится чуть ли не главной во всём стихотворении.
И надо сказать, что это - чисто поэтическая вещь, отделяющая поэзию от прозы, эмоциональное переживание при отсутствии сообщительности в тексте. Как такое может быть? Дело в том, что переживание, о котором мы говорим, предварено семантикой первых двух строф.
Структура, напоминающая собой поэтическое озарение - восхождение, при плотной работе сознания, инсайт, и сбор результатов - эстетическое любование, или катарсис, если хотите так называть это состояние.
Резюме. Да, композиционные красоты золотого сечения в этом стихотворении есть, но они далеко не единственные.
Спасибо за внимание.
Свидетельство о публикации №114061902869
стало грустно невмочь - инверсия
И в лицо мне пахнула весенняя ночь - инверсия
А вдали где-то чудно так пел соловей - инверсия
с грустью глубокой - инверсия
И с тоскою о родине вспомнил своей - инверсия
Об отчизне я вспомнил далекой - инверсия.
Между прочим, очень интересная пара. О родине вспомнил с тоской, почему? Потому что далекой.
Концовка стихотворения мне кажется несколько надуманной, по типу найди десять отличий.
Разумеется, сводить вопрос к наличию или отсутствию инверсий так же не дальнозорко, как и сводить его к цезурам. Иногда ни то, ни другое понимания не даёт. Вот и в стихотворении, которое Вас заинтересовало, был такой случай.
Но когда-нибудь все же
покачнется звезда.
Полагаю, что позже
лучше, чем никогда.
Вот написал сам, и ума не приложу, почему этот набор трюизмов и штампов работает в тексте. Загадка.
С уважением.
Феликс Гойхман 20.07.2018 12:03 Заявить о нарушении
Первые 2-е строки - фраза без грамматических выделений, однако "покачнется" - пиррихий, и это его выделяет, одновременно с более громким выделением голосом, с более медленным произнесением, то есть, одновременно с интонацией это слово обретает семантический акцент. И само-то слово "покачнётся" - это метафора! И метафора с акцентом - её значение точно нужно выделить сознанием! А слово "звезда" остаётся без акцента, как некий зарифмованный символ (здесь, как бы устанавливается рифмованная защелка на ожидание своего разрешения в следующих строках).
Однако, в следующих строках "Полагаю" - тоже пиррихий, тоже выделяемый интонацией. Но это не метафора. Слово из вполне прозаической лексики. И интонация тут не акцентирующая, а интонация прозаического произнесения, естественная интонация обычной бытовой речи.
А вот слово "позже" оказывается семантически ударным. И происходит это по двум причинам - 1. слово обособляется в грамматический оборот запятыми, 2. на этом слове срабатывает взведённая ранее рифменная защёлка.
И все эти 4 строки явились Вам свободно из Вашего подсознания, как раз в таком виде, который впоследствии можно будет разумно объяснить. Работа с подсознанием, когда не Вы текст пишите, а подсознание что-то Вам приносит - интересный феномен поэтического творчества. Разумеется, Ваше подсознание - это тоже Вы, но вроде как бы и не совсем. Там, в подсознании много чего находится. И Ваша прежняя жизнь, и Ваше прежнее творчество, и строки других поэтов - много всего.
И действительно, получается - "написал сам, и ума не приложу".
Спасибо за дискуссию. Дмитрий.
Геннадий Маков 20.07.2018 16:20 Заявить о нарушении
Геннадий Маков 20.07.2018 16:24 Заявить о нарушении
Геннадий Маков 20.07.2018 16:30 Заявить о нарушении
Геннадий Маков 20.07.2018 16:40 Заявить о нарушении
Я бывал там когда-то
на правах жениха,
одевался богато,
ездил издалека.
Написал и сам не знаю, почему это работает. Подсознание? Может быть, но ближе объяснение Моцарта, нужным пальцем о нужную клавишу.
Феликс Гойхман 30.07.2018 16:39 Заявить о нарушении
Уже много позже, во вполне взрослом возрасте я импровизировал, или играл на слух аккордами из Поля Мориа довольно сложные вещи, но как это у меня получалось, объяснить не мог. Пальцы сами находили нужные клавиши. И все модуляции из одной тональности в другую получались совершенно непринуждённо. Исключительно подсознание работало.
Иногда раскрывал томик стихов Тютчева и играл, нет, не романс, а некую импровизацию по настроению читаемого текста. Как это у меня получалось, объяснить не могу. Но это было значительно интереснее и живее, чем игра по нотам.
Геннадий Маков 30.07.2018 17:07 Заявить о нарушении