1. 061 Павел Петрович Бажов
(1879—1950)
«Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые — всякие.
К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит — и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются. Вдруг Муренка скок туда же. Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Муренки, ни Серебряного копытца не стало.
Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила:
— Не тронь, дедо, завтра днем еще на это поглядим.
Кокованя и послушался. Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб.
Все бы хорошо, да Муренки жалко. Больше ее так и не видали, да и Серебряное копытце тоже не показался. Потешил раз, — и будет.
А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются. Видали?»
Да видали-видали! Дальше-то что?! Сказ о Серебряном копытце окончился, а так хочется слушать его еще и еще — точь-в-точь как пятилетней сиротке Даренке, которую взял «в дети» старик Кокованя.
Такими удивительно красочными историями, пронизанными верой в нравственное здоровье народа уральский сказочник Павел Петрович Бажов радовал не только детей малых, но и солдат Великой Отечественной войны, защищавших родную землю, на которой жили Коковани и Даренки.
Будущий «певец Урала» родился 27 января 1879 г. вблизи Екатеринбурга в семье горнорабочего Сысертского завода, Петра Васильевича и Августы Степановны. О своем детстве в Полевском писатель позднее написал книгу «Зеленая кобылка».
После училища он поступил в Пермскую духовную семинарию. В 1899 г. Бажов начал работать народным учителем в глухой уральской д. Шайдуриха, возле Невьянска, потом в Екатеринбурге; завел большую семью, в которой подрастало семеро детей. (Младшая дочь Ариадна стала ученым-историком, вышла замуж за сына Аркадия Гайдара — Тимура).
Учительствовал Павел Петрович 18 лет. Школьные каникулы он проводил в странствованиях по родному краю; изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников, других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла; у «бывальцев» черпал горняцкие легенды и поверия, т.н. «тайные сказы», к которым проявил интерес с раннего детства. (Первый такой сказитель — горнорабочий В. Хмелинин с Полевого завода в «Малахитовой шкатулке» станет потом рассказчиком дедом Слышко).
Все услышанное учитель заносил в толстые тетради. Первая опубликованная статья Бажова имела глубоко символическое для него название — «Мамин-Сибиряк — как писатель детей» (1913). Его тогда волновали вопросы, которые сегодня начисто забыты «детскими» писателями: допустимы ли мрачные краски в книге для детей — не натолкнут ли они «юную душу на безотрадные мысли»?
В Октябрьской революции Бажов увидел конец социального неравенства. В Гражданскую войну воевал на стороне красных, был начальником информационного отдела штаба 29-й дивизии, редактировал армейскую газету, печатал на страницах «Окопной правды» свои очерки, рассказы и фельетоны, в течение года был членом Семипалатинского губкома партии, участвовал в создании партизанских отрядов Алтая и Сибири.
В Перми Бажова арестовали, в лютые морозы он бежал из тюрьмы, пешком пробирался в Екатеринбург. От усталости свалился на дороге и наверняка замерз бы, если бы его не спас проезжавший на санях крестьянин.
Бажов долго искал потерявшуюся семью, нашел ее в Камышлове в бедственном положении (младший сын умер от истощения) и спас от голодной смерти.
Многие записи уральских легенд и сказов погибли, пришлось их собирать заново. Устроившись в «Крестьянскую газету» в Свердловске, стал писать книги по истории Урала, в 1924 г. издал первую книгу очерков «Уральские были» о дореволюционном быте сысертских заводов.
За 10 с лишним лет Бажов опубликовал несколько книг и сотни статей, был на хорошем счету, хотя дважды исключался из партии. К нему обращались как к ходячей энциклопедии Урала — он знал тайны ремесел, где и что добывают, судьбы людей и городов, по одному словечку мог разгадать, откуда родом его собеседник, держал в памяти сотни конкретных лиц и фактов.
В 1936 г. в печати появился первый из его уральских сказов «Девка Азовка», и к нему сразу же пришла всесоюзная слава.
В 1939 г. друзья на 60-летний юбилей подарили Бажову сигнальный экземпляр «Сказов старого Урала», изданных в «Свердлгизе» — так первоначально называлась «Малахитовая шкатулка». Книгу послали на Международную выставку в Нью-Йорке. Бажова приняли в Союз писателей, избрали руководителем областной писательской организации, в 1943 г. удостоили Сталинской премии (ныне Государственная) второй степени, орденом Ленина, избрали в Верховный Совет страны. «Малахитовая шкатулка» пополнялась автором до последних его дней, много раз переиздавалась миллионными тиражами. В 1944 г. она была переведена на английский и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947 г. — в Париже.
По сведениям библиотеки им. Ленина, ныне эта книга переведена на 100 языков мира.
Каких только сказов не найдешь у Бажова о камнерезах, гранильщиках, углежогах, старателях, добытчиках камня, металлургах Урала!
С подачи Бажова имена мастеров узнала вся страна: знаменитого металлурга П. Аносова, открывшего тайну булата, несравненного каслинского мастера В. Торокина и т.д. Бажов помог каслинским мастерам после войны, в которую они на заводах выпускали военную продукцию, вернуться к художественному литью.
Много сказов у писателя и по мотивам национальных эпосов народностей Урала: о «чуди» (манси, марийцах) и башкирах. В сказах «детского тона»: «Серебряном копытце», «Огневушке-Поскакушке» и «Синюшкином колодце» Бажов достиг абсолютной простоты, которая восхищала его самого в «Аленушкиных сказках» Мамина-Сибиряка.
В тяжелые военные и послевоенные годы Бажов помогал писателям, эвакуированным в Свердловск из Москвы и Киева, многим простым людям. Его называли «совестью писателей». По штату ему полагался автомобиль, но он отказался от него. С семьей он жил в своем старом доме, где любил работать в саду. Там всегда были гости, которых он любил угощать пельменями с редькой. Работал Павел Петрович по ночам; писал самодельной ручкой из камышинки, а когда почти ослеп, ему писатели подарили машинку.
На праздновании в 1949 г. 70-летнего юбилея юбиляр был верен себе: «Это внимание, разумеется, не ко мне, а к тем безвестным творцам, материал которых дошел до меня и стал доступен читателю. Моя роль в этом второстепенная».
Скончался Бажов 3 декабря 1950 г. в Москве от болезни легких, похоронен в Свердловске (ныне Екатеринбург) на высоком холме Ивановского погоста.
На памятнике слова из его сказа «Чугунная бабушка»: «Работа — она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется. Вот и смекай, как жить-то».
О творчестве Бажова написано в десятки раз больше, чем написал он сам. С легкой руки писателя термин «сказ» вошел в русскую фольклористику, а мифологические персонажи его сказов приобрели вневременной статус, в сознании народа став «вечными» образами фольклора — Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Бабка Синюшка, Огневушка-Поскакушка и др.
Сам же Бажов оценивал свое творчество более чем скромно. Он не любил литературоведов, и терпеть не мог похвал — ни устных, ни письменных. При этом он неизменно повторял одно и то же: «был и остаюсь сторонником труда в литературе… каждый через какой-нибудь десяток лет работы может дать изумительное по своей неожиданности полотно».
«Все, что я сделал, — сказал как-то Бажов, — это труд народа. Я лишь простой пересказчик дум и сказов народа. Люди творят красоту, а я о ней только рассказываю».
Это «только» позволило писателю занять место, которое занимает становой хребет России — Урал, занять благодаря тому, что в его сказах представлен «только» заводской и промысловый люд, красота и богатство родной природы, предания и легенды народа, да язык, не опошленный современной «культурой».
Свидетельство о публикации №114061902361
копытца", прочитала и так легко стало на душе! Когда-то
я очень любила его сказы. Неоспоримое величие таланта
самобытного "певца Урала", как Вы его назвали,
его творения сами, как самоцветы.
Доброго дня Вам, солнечного настроения!
С благодарностью.
Наталья
Наталья Власова 2 17.10.2016 13:04 Заявить о нарушении
Простите - долго молчал, отсутствовал на сайте.
Сегодня сказам Бажова в школе и дома уделяют гораздо меньше внимания, чем раньше, а жаль. Язык, образы, чувства – всё это самоцветы (причем живые) и всё это искрит и покоряет красотой.
Спасибо Вам душевное за интерес и отзыв!
Хороших Вам выходных и солнечного настроения!
С признательностью,
Виорэль.
Виорэль Ломов 28.10.2016 18:28 Заявить о нарушении