Наш Пушкин верующим не был...

Наш Пушкин верующим не был
И вслед за Дельвигом твердил
О мистике: «Чем ближе небо,
Тем холодней». Небесных крыл

Он не имел – имел земные,
И небом высшим для него
Была земля, её стихии,
А Богом – Дама-божество.

Лишь здесь ловил он вдохновенье,
Лишь здесь он чуял слов тепло,
Лишь здесь из страсти и мученья
Стихотворенье в нём росло.

Как он, был Лермонтов безбожник,
Но лишь он к Музе приходил,
Он ей, богине, на треножник
Стихи, как жертвы, приносил.

И так в нём было неба много,
Что, по-небесному крылат,
Он воспарял и чуял Бога,
Мятежный дух – у райских врат.


17-18 июня 2014 г.
Нью-Йорк.


Рецензии
Константин Фёдорович! Как всегда: интересно и неожиданно.
Никогда не думала о Пушкине как о безбожнике, но что-то в этом роде чувствовала.Думаю, что для такого утверждения есть основания.
С уважением.

Мунира Ермолова   19.06.2014 23:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Мунира!

В начале XIX века под влиянием французского Просвещения передовые люди в Европе и в России были или безбожниками (Пушкин), или врагами официальных церквей (Вольтер), служивщих реакционнейшим имперским режимам Европы в качестве идеологических отделов власти, оправдывавших насилие правящего большинства над угнетённым большинством ссылками на св.писание и пр.

Это потом, к концу ХIХ века b gjplytq, с наступлением загнивания интеллигенции в условиях полного подавления свободной мысли, пошла мода на религиозность среди "интеллектуалов" (Достоевский, Толстой, Мережковский). Сейчас в России, в условиях политического безвременья, наблюдается полное религиозное мракобесие.

Пушкин, будь он верующим, не написал бы "Сказку о попе и его работнике Балде" и "Гавриилиаду" (за которую его возненавидел царь и сослал в Новороссию). Потом об атеизме Пушкина свидетельствует его письмо к другу из Новороссии, перехваченное полицией, в котором он пишет, что увлёкся изучением атеизма ("...я здесь беру уроки чистейшего афеизма" = атеизма). Но главное, это то, что мир в его произведениях реалистический, как, например, у советского поэта А. Твардовского, автора гениального "Василия Тёркина". Пушкин, будучи сперва романтиком, создал русский реализм.

И Лермонтов в жизненных произведениях, например, "Я вам пишу, случайно, право..." - о кровавом сражении с мужественными чеченцами под аулом Гихи ("Раз дело было под Гихами" - недалеко от Грозного) выступает как настоящий реалист, враг войн. А его романтические произведения - это как бы сознательно написанные сказки. Он не верит в существование Демона и всего прочего сверхъестественного - он у него образ одинокой мятежной души, выступающей против суетного мира. Его реализм виден особенно в его прозе - в "Герое нашего времени". Никакой мистики, наш современный гениальный писатель. Ни в одном стихотворении он, как и Пушкин, не восхитился видом церковки и прочего, чем страдают сегодня околопоэтические шельмы, подлаживаясь под дух време... нет, безвременья, чтобы понравиться публике, у которой в целом сейчас бог - это деньги (результат "демократии"!).

К религии творческие личности и общество в целом сползают каждый раз в периоды наступления реакции: например, во времена Александра III, когда полиция без объяснения причин получила право ссылать любого человека или сейчас, когда наступило постсоветское безвременье и все проходимцы, включая бывших членов КПСС, а также лжекоммунисты КПРФ вместе с Зюгановым, а также наши властьимущие (тоже бывшие капээсэсовцы!) стоят со свечками в церкви. Передовые люди дали им прозвище "подсвечники". У меня, как и у Лермонтова, Бог, ангелы, рай и ад - это символы добра и зла, они нужны, поскольку поэзия выражает чувства и мысли автора образами, а не рассуждениями. Для рассуждений существует философия в прозе. А рассудительные стихи - это не поэзия, а рифмованная проза. И Бог у меня в стихах совсем не церковный (он образ истины, добра и любви), как и весь мир моих стихов не равен миру окружающему. Иначе он был бы для читателя неинтересен.

С уважением,
Спасибо за отзыв!
Ваш Константин.

Константин Фёдорович Ковалёв   20.06.2014 09:11   Заявить о нарушении
Спасибо,Константин Фёдорович, за такой подробный ответ.

Мунира Ермолова   20.06.2014 16:36   Заявить о нарушении
b gjplytq = и поздней(!).

Константин Фёдорович Ковалёв   20.06.2014 17:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

В субботу 22 февраля состоится мероприятие загородного литературного клуба в Подмосковье в отеле «Малаховский дворец». Запланированы семинары известных поэтов, гала-ужин с концертной программой.  Подробнее →