Холопий приказ

Раб! Помойся и покушай,
И нарядчика послушай,
Ибо, если что не так:
Он – начальник, ты – дурак.

Лизни анус фараону
И поправь ему корону:
Надо, чтоб тобой владел
Царь-отец – не бракодел.

Так уж шесть тысячелетий…
Хоть и кожи на скелете
Не осталось ни фига –
Кукла склепу дорога!

А потом под пирамиду
Сунь последнюю хламиду
И – бруши! Ну, брат, ты крут!
Обезьяну создал труд.

Крымм схватил – пускайся в пляску!
Уволок бы и Аляску,
Есть четыре же руки,
Жаль, умом невелики.

Напугав в округе прайды,
Наварив вранья из правды,
Ликом божеским поблек…
А ведь бывший человек!

Помнишь, как от зуда в попе
Царь издал приказ холопий,
Мужиков продав и баб?
Царь, понятно, – он сатрап,

Но с тех пор, напяль хоть тельник,
Будет раб, как был, бездельник,
Натяни берет внакрап –
Раб в мундире – тот же раб.

Дворник-раб крутым приёмом
Колет лёд привычным ломом,
И скандирует алкаш
С каждым выдохом: «Крымнаш!»

Педагоги и таксисты,
Рифмоплёты и артисты
Заливают водкой блажь,
Рабостраствуя: «Римнаш!»

Надо, чтобы новомодный
Царь издал приказ свободный, –
Вот тогда, разбивши лоб,
Станет вольным раб-холоп.

Только сладостная воля
Не судьба рабу, не доля:
Рабство – это вид парши –
Состояние души.
(16 июня 2014)


Рецензии
Здравствуйте, Павел. Прочитала Ваше произведение- много вопросов возникло.Например,"Так уж шесть тысячелетий…/Хоть и кожи на скелете /Не осталось ни фига – /Кукла склепу дорога!" "Так уж шесть тысячелетий"- это как? О какой кукле речь? Тут же какая-то пирамида? Потом избитая фраза про труд и обезьяну? И вдруг Крым, Аляска!И такая странная антитеза "Ликом божеским поблек…/ А ведь бывший человек!". Поясните, пожалуйста.

Лилия Рябова   28.06.2014 07:00     Заявить о нарушении
Лилия, спасибо за прочтение. Стихотворение непростое. Это и сатира, но и философский взгляд на далёкое прошлое и сегодняшнее настоящее, на их печальную взаимосвязь и преемственность. Для того чтобы понимать их, нужно много знать из истории человечества и нашей Родины. Со времён средневековья в странах Азии и Африки возобладал особый – фараоно-рабовладельческий – тип власти (управления людьми) – самый бесперспективный в плане социально-экономического развития, самый жестокий и самый опасный в плане социальных потрясений. В средние века, отказавшись от вечевого правления и приняв за основу тип византийского государственного управления, к нему обратилась и Древняя Русь в Киеве и Москве. Суть сего я попытался выразить в этом и ряде других стихотворений, например:

«Отняли свободу у народа,
А народ, безмолвствуя, подумал:
«Знать, нужней правителю свобода»,
И под нею ладанку задул он».

Но шесть тысячелетий – это художественная условность, литературный приём. На самом деле этот процесс начался гораздо раньше. В Российском же государстве он получил официальное оформление и самое широкое распространение во времена Алексея Романова, когда было издано Уложение о закрепощении крестьян от 1649 года и Петра Великого (Голландского) от 1709 года, когда царём был издан Холопий приказ – документ, разрешавший барам-крепостникам обращаться с крестьянином, как с личной вещью, как с товаром, то есть можно было крепостного продать или жестоко наказать. По сути, в России со времён Петра было введён рабовладельческий строй. Этот тип власти не исчез вместе с падением монархии в 1917 году, а только укрепился. Его элементы, к сожалению, проявляются и сегодня.

Манжос Павел   29.06.2014 06:27   Заявить о нарушении
В народе этот тип власти обозначен меткими выражениями: «Ты – начальник, я – дурак» и проч. Но самое ужасное – это не начальник, а именно раб.
Так вот, о чём эти стихи. О том, что самое страшное – это, в результате многовекового уродливого развития российского общества, оказывается, не начальник, а подчинённый, «дурак», пролетарий, который ворует калоши и неспособен к творческому и продуктивному труду. «После господ я более всего ненавижу рабов», -писал Прудон. За многие века сформировалась психология и философия такого подчинённого, пор сути, деклассированного и бездушного робота, суть существования которого – не только служить своему господину, но и возлюбить его всем сердцем, проникнуться к нему самыми горячими родственными чувствами. Это тоже было заложено в государственной идеологии. Об этом писали идеолог Петра Феофан Прокопович («Если есть отец в семье, то как не может быть отца и в государстве, у народа своего!» – отсюда, кстати, и пошло выражение «отец народов», «товарищ» Сталин им только воспользовался в своё время), о том же писал и историк петровских времён Татищев. Но то, отчего в Европе и Америке давно отказались, прижившись только в виде мафиозных сообществ, и сыграло с Россией злую шутку, отбросив её развитие на тысячелетия назад. И сегодня мы имеем тип правления, когда во главе государства стоит фараон (неважно, как он называется официально), под ним – жрецы и их слуги (церковь и идеологи государственной политики, включая СМИ) и ближайшее окружение, стражи и воины (армия, суд и полиция), под ними – все основная производящая масса народа, налогоплательщики, которых, однако, – незначительное меньшинство, но которые кормят и содержат всю государственную пирамиду. По сути, страна, которая ничего не производит, кроме оружия и нефти, развиваться не может. Её развитие должна обеспечить идеология. Идеология рабской любви к господину. Идеология питается, в том числе, и территориальными приобретениями. Но и рабская любовь не вечный ресурс, и он очень скоро может быть исчерпан. Но это уже вопрос политики, которой поэзия впрямую не занимается. Её предмет – сам человек.

Как мог, объяснил. Но есть другая сторона дела. Если стихи требуют так много пояснений, то их лучше не читать: можно легко запутаться и прийти к неверному выводу. Но писать нужно обязательно – для тех, кому пояснения не требуются.

Манжос Павел   29.06.2014 06:29   Заявить о нарушении
Павел, значит,вы в своём стихотворении поднимаете вопрос о рабстве Украины? Значит, Украина хочет править миром,господствовать и подчинять, из раба превратиться в господина. Но это же утопия. Если вы грамотный человек и знаете хорошо историю,то должны понимать, что этого никогда не будет.

Лилия Рябова   01.07.2014 23:31   Заявить о нарушении
Но есть и другая сторона дела: если стихи требуют так много пояснений, то их лучше не только не читать, но и не писать. Не пишите или научитесь выражать свою мысль яснее.Удачи!

Лилия Рябова   03.07.2014 14:23   Заявить о нарушении
Вот!!! Э-э, моя дорогая, так не пойдёт! Писать или не писать - это уже будет решать автор! Именно этого окрика я и ждал от уважаемой публики, и вот дождался. Если бы Вы первая! Знаете, сколько кричали: "Ты таких стышков нэ пиши: це народу непотрiбно" (это - Пастернаку - о его стихах в редакции одного журнала)! Сколько поэтов талантливых загубили, хохоча иили ухмыляясь им в лицо: "Ваши стихи непонятны и народу не нужны" А что Вы расписываетесь за весь народ? Ведь народ - это не только малообразованная часть населения, для которой существуют простые рассказы Л. Н. Толстого, - это ещё и люди, понимающие тонкий юмор, метафору, синекдоху и метонимию! Оксюморон, наконец! Вы когда сами учиться начнётся вместо того чтобы поэта и мудреца сивобородого учить? Поймите, одними Вашими простыми немудрейками на свете не проживёшь - человеку этого мало. Мысль должна развиваться. В чём и я Вам успехов желаю - уж не обессудьте за резкость тона, В конце концов, никто Вас не заставляет читать сложные и ироничные стихи, которые требуют особой подготовки.

Манжос Павел   16.07.2014 00:47   Заявить о нарушении
Какая Украина? Каким миром хочет править? О, Боже спаси и сохрани!

Манжос Павел   16.07.2014 00:51   Заявить о нарушении
Грустно мне от переписки с Вами. Что-то чувствую каменно-уверенное и бетонно-непобедимое.

Манжос Павел   16.07.2014 02:03   Заявить о нарушении
Да... Почти, как Б. Л. Пастернак, куда уж Л. Н. Толстому до вас с его рассказиками-то! (Тонкий юмор)

Лилия Рябова   17.07.2014 08:23   Заявить о нарушении
Лилия, у меня к Вам встречное предложение: не читайте стихов, если Вы их не понимаете. Пастернака и Льыва Толстого оставьте в покое: пусть их тени не знают шарлатанских прикосновений. Критика - это такое же искусство, как и поэзия, но вы им не владеете. Для этого нужно очень много знать, а главное, - быть подготовленным к восприятию этих знаний. Мне очень жаль, но вы продукт эпохи: Она сделала всё, чтобы из сознания людей были выжжены калёным железом вещи высшего порядка: Бог, любовь, красота. В обзем - "Ликом Божеским поблек, а ведь бывший человек". Стихи мои хороши - но я пишу для умных и мудрых. Остальных прошу не беспокоиться.

Манжос Павел   08.11.2014 15:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.