Хочу нарисовать я Счастье...
Все краски… радуги… возьму.
Росу с цветов и каплю страсти.
Прибоя шум, и леса… тишину.
Добавлю … лёгкий … ветерок.
И облаков пушистых - стайку.
Луч солнца, птичий... говорок.
И… разноцветье - на лужайке.
Смешаю - россыпи … дождей.
И воздух чистый - на рассвете.
Всю теплоту … сердец людей.
И радость жизни... на планете.
Нектаром чувств ... я окроплю.
Добавлю - поцелуев нежность.
И россыпь Звёзд - туда волью.
Надежд моих… безбрежность.
Весёлый, звонкий смех детей.
Любовь, семью и материнство.
И в небе… мирном… голубей.
Народов дружбу, и - единство.
14.06 2014
Свидетельство о публикации №114061408957
Первое, что обращает на себя внимание, - это оформление каждой строфы, заканчивающейся ТОЧКОЙ. И в то же время, - почти в каждой строфе многоточие и не одно и еще тире.
Будучи текстом Персональным, т.е. написанным от Первого Лица, - первое лицо "Я" Автора введено только в первой строфе первого четверостишия.
Четыре четверостишия создают иллюзию Счастья, рожденного восприятием и воспроизвеждением природы. Так поэтический текст интегрируется на базе двух идеогенетических идеях: стабильной идеогенетической идеи, выражающей действие - ДЕЛАТЬ = РИСОВАТЬ и трансмодальных идей: перцептивных и чувственных. Причиной написания текста является модальный глагол "хотеть", остающийся до конца стихотворения имплицитным и транзитивным, что и обеспечивает всему тексту "ВОЗДУШНОСТЬ", т.е. коварный модальный глагол "хотеть", которым начинается поэтический текст:" Хочу нарисовать я..." не обременяется идеей "иметь" , а трансмодальной идеей "чувствовать" , чем и объясняется последнее слово первой строфы - "СЧАСТЬЕ":
"Хочу нарисовать я ...Счастье." -
и появляется первое многоточие, однако фраза повествовательная, реферирующая к архифразе типа " это будет так". "Счастье." - это ТЕМА всего стихотворения и, т.к. Лирическое "Я" рисует, то сам процесс мышления типа ЧТО и КАК, и процесс действия ="нарисовать" , сопровождаются вслух и размышлением, и комментарием и констатацией. Именно идея констатации= "это решено, и сделано", и передается одновременно разговором с сама собой....и подчеркивается ТОЧКОЙ. Таким образом каждая строфа передает мысли и действия Поэтессы и как процесс ,получивший уже свое выражение на холсте.
Таким образом ТЕМА , заданная в первой строфе - ставит в позицию РЕМЬІ весь текст, т.к. о ТЕМЕ - "Счастье" идет авторское рассуждение, сопровождаемое и действием.
графически построение стихотвариния можнж было бы выразить так:
ТЕМА: СЧАСТЬЕ РЕМА: ДЕЙСТВИЕ, РИСОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ И КАРТИНЬІ ДОЛЖНЬІ ПЕРЕДАТЬ СУБЪЕКТИВНОЕ ПОНИМАНИЕ СЛОВА: С Ч А С Т Ь Е.
Предлагаю обратиться к самому тексту и рассмотреть каждую строфу, где содержится свой элемент СЧАСТЬЯ.
"Все краски...радуги... возьму." -
силлогизм= заключение рассуждения. Последнее передано очень оригинально: передан процесс мышления:
1. "Все краски.... - такое построение показывает как организируется процесс и мысловный и процесс действия. Первое многоточие ( ...) вводит синтаксическую ПАУЗУ в строфу. Почему? потому, что надо подумать ОТКУДА "взять ВСЕ краски" ...из представления на полотне "радуги" и ее оттенков. Второе многоточие ( ... ),т.е. вторая синтаскическая пауза ... далее Авторское решение выражено глаголом "ВЗЯТЬ" или "БРАТЬ" - "возьму" - решение принято и далее начинается его реализация.
2. "Росу цветов и каплю страсти.
Прибоя шум, и леса ... тишина." -
предложенные тут две строфы ( третья и четвертая первого четверостишия) - представляют развернутый эллипс, нет глагола. А это означает, что процесс деятельности предполагается, а передается только эксплицитно перенесенное на полотно...
Однако каждая из этих двух строф содержит свои особенности: тут смешиваются как эксплицитно присутствующие в природе "явления" так и воображаемое - например, обе строфы оказываются не просто развернутыми эллипсами, - это метафоризированные эллипсы:" каплю СТРАСТИ"; или противопоставление типа:" Прибоя шум, / и леса ... тишина" - "шум / тишина" или многоточие: какую информацию скрывает оно...?
Интересно рассмотреть понятие "счастье" с точки зрения законов оперативной риторики. Согласно теории Христо Тодорова о ТРОПАХ, метафора , - это катахреза , котороя рождается между двумя пропивоположными основными прилагательными. Например , "счастье" появляется между такими основными прилагательными как "маленький - большой", - двигаясь к понятию "большой " - понятие "радость" достигает самого высокого напряжения в слове "счастье", а двигаясь к противоположной стороне :"маленький" может обрести и понятие "печали"
Второе четверостишие:
"Добавлю... легкий ... ветерок.
И облаков пушистых стайку.
Луч солнца, птичий ...говорок.
И...разноцветье на лужайке."
- здесь структура повторяется, но благодаря глаголу " ДОБАВЛЮ", выражающему взятое Художницей-Поэтессой решение ЧТО делать, это четвростишие кажется "воздушным" , чему способствует подобранная лексика. А лексика способствует введению описательно-локативной идеи : "НЕБО -> ВЕТЕРОК -> ЛУЖАЙКА" , кстати, следует отметить использование тут и уменьшительных слов: "легкий ...ветерок" - " и облаков пушистых стайку" - "птичий...говорок" - "на лужайке" и аккомпанирующих прилагательных:"легкий"; "пушистых". И, естественно, синтаксические паузы - многоточие - целых ЧЕТЬІРЕ.
Третье четверостишие:
"Смешаю - россыпи... дождей.
- первая строфа содержит опосредованное присутствие Лирического " Я" , введенного глаголом выражающим,
действие в Первом лице: " СМЕШАЮ" , далее следует синтаксическая пауза последняя служит "передачей" имплицитно присутствующего процесса организации мыслимого материала=" мысль мыслящая" и , наконец, экстериоризация мысли в метафорической форме, разорванной новой синтаксический паузой, выраженной многоточием: "РОССЫПИ... ДОЖДЯ". Итак на первом месте стоит РЕМА, выраженная глаголом и дарее начинает реализоваться ТЕМА! Если схематично представить указанную нами первую строфу, то мы получим " идею АБСУРДА" ,Т.к. слова собранные вместе оказываются несопоставимыми:
СМЕШАЮ / РОССЫПИ/ ДОЖДЯ/ И воздух чистый -- на рассвете./ Всю теплоту... сердец людей./ И радость жизни ... на планете." -
перед нами момент построения "мысли мыслящей, т.е. этап пред-языка!, чем и объясняется такая необыкновенная структура всего четверостишия! А " мысль мыслимая" выражается на холсте!
Поражают метафоры!
Четвертое четверостишие:
" Нектаром чувств...я окроплю.
Добавлю - поцелуев нежность.
И россыпь Звезд - туда воль.
Надежд моих ... безбрежность."-
удивительно богатое воображени Поэтессы поражает!
Например, выбор глаголов, передающих красоту реализации идеи действия: ОКРОПЛЮ! ДОБАВЛЮ!
Или метафорическое представление картины СЧАСТЬЯ! " Нектаром/чувств / ОКРОПЛЮ!
А вот еще: Добавлю/ поцелуев нежность - россыпь Звезд/ солью туда / Надежд моих... /безбрежность!
Вертикальная линия между словами маркируется несовместимость слов.
Пятое четверостишие:
Веселый, звонкий смех детей.
Любовь, семью и материнство.
И в небе... мирном...голубе.
Народов дружбу и - единство. -
Что же касается последнего четверостишия, то его можно рассматривать и как мыслимый развернутый эллипс! Или как продолжение предыдущего четверостишия!
ПОРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЛИРИЗМ ЛЕГКИЙ, С ЦВЕТОВОЙ ГАММОЙ!
ЛИТЕРАТУРА
1. Christo Todorov, Histoire de la litterature francaise, Poesie, FABET ,2003
2 Gustave Guillaume, La langue et la science! 1964
д-р (кфн) Лорина Тодорова
http://www.stihi.ru/2014/06/14/8957
Лорина Тодорова 17.04.2016 17:51 Заявить о нарушении
Лариса -Феникс 22.04.2016 22:21 Заявить о нарушении