Чтобы понять чьи-то стихи

Стихами сердце ищет сердце,
Как птица лес, своё  гнездо,
Как однозначно и без версий,
Душа рождается звездой.


      Чтобы понять чьи-то стихи, надо пережить такие  же или очень похожие состояния, такие же события, прочувствовать и перечувствовать каждое слово, каждое словосочетание, каждую фразу-мысль, знак, запечатлевшие кусочек жизни написавшего эти стихи.  Или просто захотеть напрячься, чтобы понять, почему сказано именно так, а не по-другому, а почему сказано  не «лучше» – с чьей-то точки зрения. Ведь письменное творчество, как и живопись, и музыка, это далеко не всегда алгебра или геометрия. Ведь и мерила классических соотношений в художественном или музыкальном пространстве были созданы на основе уже  самих творений,  но никак не наоборот.  Душа вольна, и в таблицы её не вогнать. У неё свои, особенные, мерки восприятия и осознания мира. И его отражения, воплощения в нужных и точных, приличествующих,  знаках. У неё нет ГОСТа,   лекала или штангенциркуля,  норматива ГТО  или какого  другого подобного трафарета.  Компас у неё - и н о й.  Душа, она с Божиим окошком-то, вот и видит, и разумеет, как Отец ей дал видеть и разуметь, в меру и  в силу её развития, по образу и размаху чувств и воображения. У каждой души свои ритмы. И поймёт, и примет пусть и «корявые» чьи-то стихи только душа с такими же ритмами и опытом духовной жизни. Ведь писались они не для того, чтобы показаться кому-то высокому и знаменитому  «с лучшей стороны». Не подходит, не нравлюсь  – не бери. Не силую. Поэзия – не гримасничает. Не маскарадничает. И она – не селекция.

       Стихи пишутся в полной открытости сердца, в полном смирении перед Божественным Откровением, без подгонки под чужие мерки  и вкусы. Но под самым строгим, под самым требовательным пониманием соответствия каждого звука,  каждого слова,  каждого знака  и рифмы тональности душевного настроения и ощущений.

       Поэтому поэтов – много.  Да, разных. Ибо и разные души ищут гармонию, им - в ней уютно. И поиски  этой гармонии каждой отдельной душой  не похожи на поиски другой. Стихами, словом и паузой, нотой или аккордом, красками, оттенками или мазками люди ищут  со-бе-сед-ни-ка,ищут созвучия,  отголоски,  сродственность в душах других людей, чтобы не чувствовать себя одинокими на Земле.

        Пишут. Сочиняют. Творят. Потому что чего-то им  з д е с ь  не хватает. И знает душа,  что здесь – больше – не  л а д н о,  а меньше – л а д н о.  Вот и тоскует,  горюет по тому,  что  л а д н о,  тянется к  л а д н о м у.  Потому что своим наитием,  пусть и обманутая,  пусть и обиженная, оболганная и обобранная,  битая-перебитая, знает, чует, какое оно должно быть  -  л а д н о е,  родное, настоящее и  безподобное, самое простое и складное.

       Это  так нужно нам здесь – понимать друг друга, не врать, не вредить, не завидовать и не давить в угоду своему  «я», своей самости, чьему-то рангу, званию, должности.  Переучиться не доверять, а поучиться  и научить доверять.

      Конечно, «ювелиры» в любом деле – потребность очень общественная, идеологическая, так сказать, рейтинговая даже в известном смысле.  В области словотворчества они тоже нужны: «природный камень» (талант, дар) должен открыться самыми красивыми, неповторимыми узорами и линиями, цветами и переливами. Но малахит отличается от нефрита, а лазурит – от сапфира. Не желая прятаться за  спинами и величием имён мудрейших, приведу лишь  слова А.Ч.  Бхактиведанты: «Капля океанской воды обладает теми же свойствами, что и сам океан.».

       Пусть  не заденет моя следующая мысль никого из читающих, но литератор-патологоанатом –  это не всегда «ювелир», при всех его очевидных соответствиях логике языка, канонам и нормам грамматики и словоупотребления, подмявших под себя во имя  б у к в ы   з а к о н а  живую плоть, самобытную сущностность палитры правдивости и щедрости, доверительности души народной  во всей её искренности и истинности. Не прикрываюсь, но присоединяюсь полностью к такому замечательному  признанию в сильном  и честном наблюдении  и убеждении Владимира Ивановича Даля.

       «…каждое слово заранее взвешено и обкатано на разных учёных советах» - это написал Виктор Петрович Тельпугов о работниках музеев.
       Можно и о поэзии сказать, что она –Музей чувств! Только в этом Музее экспонаты не под стеклом, не за ограждением и не под сигнализацией. Они не сданы для коллекции или для выставки. Они – подарены. Они – дышат безкорыстием и любовью,  облагораживающей и благодарящей.  Без экскурсовода. Без надзирателя-смотрителя. Без дежурного  милиционера у входа.  И даже без гардеробщицы, на сезон холодов.

       Поэзия сама есть Божественный убор души.
                10.06.14.


Рецензии
Кто-то согласится, кто-то возразит. Выскажу своё мнение: Ваши эссе всегда неповторимы, со своей палитрой и кистями. Оттого и тянется к ним душа читателя. Мне даже кажется, что именно в этом Ваш талант! С теплом - Л.Е.

Людмила Елисеева   20.06.2014 21:38     Заявить о нарушении