Чтобы понять чьи-то стихи
Как птица лес, своё гнездо,
Как однозначно и без версий,
Душа рождается звездой.
Чтобы понять чьи-то стихи, надо пережить такие же или очень похожие состояния, такие же события, прочувствовать и перечувствовать каждое слово, каждое словосочетание, каждую фразу-мысль, знак, запечатлевшие кусочек жизни написавшего эти стихи. Или просто захотеть напрячься, чтобы понять, почему сказано именно так, а не по-другому, а почему сказано не «лучше» – с чьей-то точки зрения. Ведь письменное творчество, как и живопись, и музыка, это далеко не всегда алгебра или геометрия. Ведь и мерила классических соотношений в художественном или музыкальном пространстве были созданы на основе уже самих творений, но никак не наоборот. Душа вольна, и в таблицы её не вогнать. У неё свои, особенные, мерки восприятия и осознания мира. И его отражения, воплощения в нужных и точных, приличествующих, знаках. У неё нет ГОСТа, лекала или штангенциркуля, норматива ГТО или какого другого подобного трафарета. Компас у неё - и н о й. Душа, она с Божиим окошком-то, вот и видит, и разумеет, как Отец ей дал видеть и разуметь, в меру и в силу её развития, по образу и размаху чувств и воображения. У каждой души свои ритмы. И поймёт, и примет пусть и «корявые» чьи-то стихи только душа с такими же ритмами и опытом духовной жизни. Ведь писались они не для того, чтобы показаться кому-то высокому и знаменитому «с лучшей стороны». Не подходит, не нравлюсь – не бери. Не силую. Поэзия – не гримасничает. Не маскарадничает. И она – не селекция.
Стихи пишутся в полной открытости сердца, в полном смирении перед Божественным Откровением, без подгонки под чужие мерки и вкусы. Но под самым строгим, под самым требовательным пониманием соответствия каждого звука, каждого слова, каждого знака и рифмы тональности душевного настроения и ощущений.
Поэтому поэтов – много. Да, разных. Ибо и разные души ищут гармонию, им - в ней уютно. И поиски этой гармонии каждой отдельной душой не похожи на поиски другой. Стихами, словом и паузой, нотой или аккордом, красками, оттенками или мазками люди ищут со-бе-сед-ни-ка,ищут созвучия, отголоски, сродственность в душах других людей, чтобы не чувствовать себя одинокими на Земле.
Пишут. Сочиняют. Творят. Потому что чего-то им з д е с ь не хватает. И знает душа, что здесь – больше – не л а д н о, а меньше – л а д н о. Вот и тоскует, горюет по тому, что л а д н о, тянется к л а д н о м у. Потому что своим наитием, пусть и обманутая, пусть и обиженная, оболганная и обобранная, битая-перебитая, знает, чует, какое оно должно быть - л а д н о е, родное, настоящее и безподобное, самое простое и складное.
Это так нужно нам здесь – понимать друг друга, не врать, не вредить, не завидовать и не давить в угоду своему «я», своей самости, чьему-то рангу, званию, должности. Переучиться не доверять, а поучиться и научить доверять.
Конечно, «ювелиры» в любом деле – потребность очень общественная, идеологическая, так сказать, рейтинговая даже в известном смысле. В области словотворчества они тоже нужны: «природный камень» (талант, дар) должен открыться самыми красивыми, неповторимыми узорами и линиями, цветами и переливами. Но малахит отличается от нефрита, а лазурит – от сапфира. Не желая прятаться за спинами и величием имён мудрейших, приведу лишь слова А.Ч. Бхактиведанты: «Капля океанской воды обладает теми же свойствами, что и сам океан.».
Пусть не заденет моя следующая мысль никого из читающих, но литератор-патологоанатом – это не всегда «ювелир», при всех его очевидных соответствиях логике языка, канонам и нормам грамматики и словоупотребления, подмявших под себя во имя б у к в ы з а к о н а живую плоть, самобытную сущностность палитры правдивости и щедрости, доверительности души народной во всей её искренности и истинности. Не прикрываюсь, но присоединяюсь полностью к такому замечательному признанию в сильном и честном наблюдении и убеждении Владимира Ивановича Даля.
«…каждое слово заранее взвешено и обкатано на разных учёных советах» - это написал Виктор Петрович Тельпугов о работниках музеев.
Можно и о поэзии сказать, что она –Музей чувств! Только в этом Музее экспонаты не под стеклом, не за ограждением и не под сигнализацией. Они не сданы для коллекции или для выставки. Они – подарены. Они – дышат безкорыстием и любовью, облагораживающей и благодарящей. Без экскурсовода. Без надзирателя-смотрителя. Без дежурного милиционера у входа. И даже без гардеробщицы, на сезон холодов.
Поэзия сама есть Божественный убор души.
10.06.14.
Свидетельство о публикации №114061307422
Людмила Елисеева 20.06.2014 21:38 Заявить о нарушении