Теории возникновения государства
Всегда ли дяди честных правил у государств стояли во главе?
Давно уж спор среди ученых жарок – теорий много, мненьями оброс.
Итак, позвольте разобраться в теме – ибо кому же, если же не мне?
Начать, наверное, стоит у истоков. У самых-самых древностных начал.
Тогда еще до нашей эры платон (типичный древний грек) считал
Что все – проделки Зевса, он бросил жребий и раздал
Все земли и моря друзьям с Олимпа.
Гефест с Афиной (мудрые ребята) на землях Аттики селили
Мужей всех самых благороднейших родов.
И бремя демократии взвалили
На бедных благородных дураков.
Богу морей досталась Атлантида: он царское правленье закрепил.
Такая вот Платонова идея: в руках все у божественных мерил.
И позже речи шли о боге, но только не в Олимповом ключе.
Седьмой век нашей эры. Аристотель
С Конфуцием почти на пару так решили:
Патриархальная теория – где патер
Становится монархом и отцом.
Эр Фильмер с Михайловским поддержали
(но, правда, на десяток веков позже).
А первые два критик вроде избежали,
А если и не избежали – то не сложных.
Монарх – отнюдь ведь не отец семейства,
Он отделен от всех «детей» законом.
Семья и государство вроде вместе,
Никто не может здесь быть гегемоном.
Почти пять сотен лет прошло. Идея заключается в мече.
Меч – символ божьей власти, дарован богом власти,
Фома аквинский так решил вопрос – он мастер
Рассматривать вопрос в неведомом ключе.
И вроде все логично,
Вся суть сей теологии в одном: при вере в бога – веришь в государство.
Не веришь – что же, Бог в тебе одном.
В семнадцатом веке решили иначе. Век просвещения, как-никак.
Все балы вершат крутые ребята, впервые надевшие фрак.
Гроций, Спиноза, Радищев и Гоббс. Дидро, ЖэЖэ РУссо, и Локк.
Шлифует идею теории Гоббс, и Радищев наводит лоск.
Идея теории правда проста: государства суть – договор.
Но состояниие общества до, конечно, рождало спор.
Свобода и равенство – утверждал Локк,
Война всех против всех – мыслил Гоббс.
Всех благоденствие – вот постулат
Того Руссо, который ЖэЖэ.
О том, что нитки с идеи висят - Большие умы молчат.
И так все согласны уже.
Девятнадцатый век, в мире стены дрожат:
Войны, кризисы, войны опять.
Очень страшный был век – мир во власти солдат.
Наш вопрос был опять поднят.
Герберт спенсер решил вот так:
Мир – живой организм, посему
Люди – клетки, а волю – в кулак.
Определенно, чуть-чуть подсказал ему
Жан Батист де Моне Ламарк.
Государство Герберт сравнил с живым организмом, в котором есть
Руки – ноги (крестьяне), движение (нерв), и других там частей не счесть.
Государство, считает Спенсер – что мозг,
Управляет всем телом страны.
Определенно, влияние внёс
Че Дарвин. Что ж делать – похожи умы.
Насилье войны дает плоды:
Рождается идея о насилье.
В германии (что символично, как ни погляди),
Евгений Дюринг приложил усилье.
О внутреннем и внешнем идея та гласит:
О внешнем – зачинатель Дюринг,
О внутреннем – Гумплович и Каутский.
Карл с Людвигом решили – государство
Возникло из насилия соседей.
Когда одним надоедают все мытарства –
Берут и силой прекращают, без комедий.
Еще был немец по фамилии Виттфогель
Что положил начало странной мысли:
Все государства появились из теорий,
Что ирригация – вот самый главный смысл.
Марксистская идея государства
(Я думаю, что в представлении нет смысла)
Возникла из развития – ну, что же? –
Все верно – из экономического риска!
Идея продвигалась Карлом, Вовой,
Фридрих и Льюс привнесли своё зерно.
И кажется, казалось бы здоровой,
Когда бы не одно существенное «но»:
Помимо экономики есть много,
Что может человеков съединить
На территории большого/степного/лесного (нужное подчеркнуть)
Государства, и что может породнить!
Воистину, теорий много. Кому какая больше по душе?
Я предпочтения свои отдам, пожалуй, РУссо.
Отнюдь не потому, что он ЖэЖэ!
Свидетельство о публикации №114061208559