Аксиома прямой

Выпускной экзамен по геометрии во времена, когда ещё не вошло в практику повальное компьютерное тестирование на предмет базовых знаний школьного курса.

Ученик собственно никогда не блиставшей знаниями по как точным наукам, так и в целом по общеобразовательным наукампредметам, пытается получить законный трояк. Ибо на второй год давно уже никто никого не оставляет. Он знает - ему поставят, учителя понимают - надо выводить злосчастную удовлетворительную оценку, но время идёт, а экзамен буксует в полной атрофии представлений о геометрии мира.

Молодая учительница, в конец растерявшись, направляется на консультацию к директору школы: и детям, и учителям, да и самому экзаменующемуся ясно, как божий день - это даже не двойка, это кол, как говорили,во времена канувшие в лету вместе с неподкупными оценками познания человеческого разума.

Директор обрушивается на педагога по всей строгости процента успеваемости вверенных ему школьников:

- Не ребенок виноват. Нет. Элементарный вопрос задать не можете, - и на этой ноте молодая математичка уже едва поспевает за шествующим в экзаменационный класс директором.

В аудитории стоит тишина: отпетый двоечник безнадежно смотрит в потолок, учителя ждут грозовую тучу, мало обращая внимания на школьников, которые пользуясь всеобщей растерянностью  потихоньку пытаются списать ответы на экзаменационные билеты.

- Так, на чем вы остановились? - появление директора приводит обстановку в деловое русло: ученики и экзаменаторы сосредотачиваются на серьезности момента.

- Теорема о сумме углов треугольничка, - подает голос та самая растерявшаяся математичка.

И директор начинает опрашивать неуча самостоятельно: смотри, как надо.

Но тут выясняется пикантная подробность: математика не отражаясь в незамутненном создании индивидуума, преспокойно ассоциируется и с одним, и с двумя, и даже с тремя тупыми углами в гипотетическом треугольнике.

Ученика просят начертить такой диковинный треугольник на доске - дело попадает в новый ступор, как в сказке про репку: тянут потянут, а вытянуть не могут.

Не желающий ударить в грязь лицом директор ретируется на камчатку. Права главного экзаменатора переходят к завучу, которая  рядом с незадачливой многотупоугольной фигурой ставит точку:

- Это что?

Ученик внимательно присматривается и сам себе не веря полувопросительно утверждает:

- Точка?

- Правильно, - бодро соглашается опытный педагог, чертя рядом прямую, - А это?

Ученик уже более уверенно характеризует процесс:

- Прямая.

На реакцию экзаменатора:

- Прекрасно, - дети начинают посмеиваться, оглядываясь на директора.

Но дама держится молодцом:

- А теперь посмотри,  как по твоему: сколько прямых можно провести через одну точку?

Все ждут, не вмешиваясь в умственный процесс постижения математики.

Наконец, мысль формулируется в ответ:

- Много...

- Вот видишь, - победоносный голос не содержит даже намека на фальшь, - Через одну точку можно провести бесконечное множество прямых. Это одна из аксиом геометрии. Радует, что тебе известны  аксиомы.

Такой неожиданно победный дебют сподвигает директора вмешаться в процесс:  еще немножко и мы заставим его получить трояк. На этих эмоциях директор рисует на доске чуть дальше первой точки вторую и задает свой вопрос:

-  А теперь аксиома прямой: через две точки сколько можно провести прямых?

Подросток внимательно рассматривает предложенный чертёж с странным словом аксиома и рассудительно отвечает:

- В два раза больше.

Высказывание, чувствуется, ставит аудиторию в тупик: и что теперь?

На это невозмутимо вошедший в роль умеющего найти подход к самому запущенному ребенку директор отвечает:

- Логично.


Рецензии