Заметки о Международном фестивале Науруз
Мистериальный театр в современном контексте.
«История театра написана маньяками и любителями театра, ученые и критики только отбирают и дистиллируют информацию». Нина Кирай.
"Концепция театра-лаборатории дает возможность ежедневного… эксперимента. Концепция театра-школы расширяет границы поиска, делает этот процесс по сути эволюционным" - режиссер Анатолий Васильев.
Вслед за Нуреевским фестивалем в Казани прошел III Международный театрально-образовательный фестиваль «Науруз», объединивший самых разных специалистов театра России, Австрии, Германии, Франции, Венгрии, Греции, Колумбии, Бельгии, Италии, США, Бангладеш. Фестиваль собрал и наших соотечественников, ныне живущих и работающих за рубежом, и беспокойное племя журналистов из разных концов света, и коллективы из Якутии, Казахстана, Башкирии, и других регионов тюркского мира - чьей культурной столицей 2014 года была выбрана Казань.
Среди участников фестиваля заявлено 30 театров, из них 13 – зарубежных. В рамках фестиваля на разных площадках прошло 36 семинаров, 18 тренингов, 7 лекций, 4 мастер-класса. Показано 5 спектаклей. В этом году для участников фестиваля действовало 5 секций: 1. Актерского мастерства и практической режиссуры; 2.Теория режиссуры, сценография и музыкальный театр; 3. Современный драматический театр, менеджмент, законодательство; 4. Искусство театра кукол; 5. Театральная критика.
Особенный акцент фестиваля был сделан на теме мистериального театра, мало знакомого российскому зрителю.
С учетом прошлого опыта, III театрально-образовательный семинар уделил особенное внимание тренингам и мастер-классам для актеров и режиссеров. Подчеркнутая апелляция к актерской природе звучала и в теме лектория Нины Кирай (Венгрия), и в тренинге Юрия Альшица (Германия), и в мастер-классе режиссера Андрея Борисова (Якутия), и в экспериментальных тренингах Димитриса Тиамиса (Греция) и Алехандро Гонсалеса Пуче (Колумбия). Квинт-эссенцией этой идеи явились спектакли в постановках театров Якутии.
Из наиболее значимых событий фестиваля отмечу цикл бесед одного из ведущих в мире специалистов по мистериальному театру – историка театра, лингвиста, антрополога, писателя - профессора Нины Кирай. Тема ее семинара - «Роль ритуала в технике актерского исполнения. Анализ трех культурных моделей: Гротовского-Барбы-Станевского.» Семинар сопровождался показом уникального видеоматериала из личного архива Нины Кирай, в том числе культового в среде специалистов фильма «Abstract mime. By Torgeir Wethal”. Нина Кирай - эксперт по истории театров Восточной Европы, а ее коньком являются экспериментальные театральные проекты и школы, такие, как "Cricot 2" польского режиссера Тадеуша Кантора, или "театр-лаборатория" Анатолия Васильева, пластический румынский театр, дадаизм, гротеск, сакральный театр. В России мистериальный театр так и остался неоткрытой страницей. Хотя тут были точки соприкосновения, и у мистериального театра в России мог быть свой путь - сложись обстоятельства иначе. Мне представляется, что совершенно недооцененной фигурой в нашем искусстве является Григорий Козинцев, которому были по плечу самые глубокие раскопки и препарирования человеческого духа. Его искусство отнюдь не ограничивалось эксцентрическим авангардом, поднимаясь на высшие ступени трагедии.
Что до современного театра, смыкающегося с мистериальным - к явлениям стихийноонтологического порядка можно отнести работу в этом жанре якутских режиссеров - Степаниды и Андрея Борисовых.
Настоящим откровением для участников фестиваля стали спектакли Автономного театра Олонхо (Якутия) - «Удаганки» режиссера-постановщика народной артистки РФ Степаниды Борисовой, и философский спектакль-притча «Желанный голубой берег мой» по повести Чингиза Айтматова – в постановке Академического театра имени П. А. Ойунского, республика Саха, режиссер-постановщик – Андрей Борисов. Как выразился о восприятии сценического языка «Удаганок» Альберт Нестеров - главный художник Башкирского театра драмы им. М. Гафури: «принятие на клеточном уровне». Сильная оценка.
На большой сцене театра Галиаскара Камала были показаны комедия «Банкрот» и чудная, глубокая постановка – «Мулла» режиссера Фарида Бикчантаева, в сценографии художника Сергея Скоморохова, - пьеса-катарсис с филигранной психологической игрой актеров.
Для критиков прошел закрытый показ пьесы Шекспира «Ричард» в постановке Ильгиза Зайниева (премьера пьесы намечена на октябрь 2014 ). Постановка неожиданная, со своими находками, ошеломляющими образами смерти - и распада человеческой личности. Удачей спектакля стал выбор актера на ключевую роль: Ричард - заслуженный артист Татарстана Искандер Хайруллин. Сценография - Сергея Скоморохова.
А на Малой сцене театра Камала состоялся показ пьесы норвежца Йона Фоссе «Однажды летним днем» - спектакль, отличающийся сложной текстовой поэтикой, с неразрешимой драмой в своем ядре, держащий зал в напряжении до последнего момента. Для пьесы Фоссе характерен импрессионизм психологического рисунка характеров, рефлексия - что роднит ее с художественным методом Чехова и Вирджинии Вульф. А ее лейтмотив - иррациональность и непостижимость жизни - продолжает традицию Сартра и Марселя Пруста. Этот спектакль был словно некой точкой схода европейского экзистенциального начала – и идеи глубинной жизни актера на сцене, его природных стихийных импульсов, воплощающихся на новом уровне достоверности, - идее, которой были посвящены поиски фестиваля.
Подводя итоги, отмечу насыщенную программу фестиваля и слаженную работу его организаторов. Особенная теплая благодарность – коллективу Театра Галиаскара Камала, главному режиссеру театра Фариду Бикчантаеву, чьими заботами в том числе было осуществлено это событие.
09.06.2014 г.
фото - драма "Мулла" театр им. Г. Камала (одна из ключевых сцен спектакля).
/Статья обзорного плана, автором не ставилась задача рассказать о существе современного мистериального театра хоть сколько-нибудь полно. Это лишь "заметки на полях" в след недавнему событию./
Свидетельство о публикации №114061000116