Заметки о Международном фестивале Науруз

Заметки о Международном театрально-образовательном фестивале «Науруз».
Мистериальный театр в современном контексте.
               
                «История театра написана маньяками и любителями театра, ученые и критики только отбирают и дистиллируют информацию». Нина Кирай.
                "Концепция театра-лаборатории дает возможность ежедневного… эксперимента. Концепция театра-школы расширяет границы поиска, делает этот процесс по сути эволюционным" - режиссер Анатолий Васильев.


Вслед за Нуреевским фестивалем в Казани прошел III Международный театрально-образовательный фестиваль «Науруз», объединивший самых разных специалистов театра России, Австрии,  Германии, Франции, Венгрии, Греции, Колумбии, Бельгии, Италии,  США, Бангладеш.  Фестиваль собрал и наших соотечественников, ныне живущих и работающих за рубежом, и беспокойное племя журналистов  из разных концов света, и  коллективы из Якутии,  Казахстана, Башкирии, и других регионов тюркского мира - чьей культурной столицей 2014 года была выбрана Казань.
Среди участников фестиваля заявлено 30 театров, из них 13 – зарубежных. В рамках фестиваля на разных площадках прошло 36 семинаров, 18 тренингов, 7 лекций, 4 мастер-класса. Показано 5 спектаклей. В этом году для участников фестиваля действовало 5 секций: 1. Актерского мастерства и практической режиссуры; 2.Теория режиссуры, сценография и музыкальный театр; 3. Современный драматический театр, менеджмент, законодательство; 4. Искусство театра кукол;  5. Театральная критика.
Особенный акцент фестиваля был сделан на теме мистериального театра,  мало знакомого российскому зрителю.
С учетом прошлого опыта, III театрально-образовательный семинар уделил особенное внимание тренингам и мастер-классам для актеров и режиссеров. Подчеркнутая апелляция к актерской природе  звучала и в теме лектория Нины Кирай (Венгрия), и в тренинге Юрия Альшица (Германия), и  в мастер-классе режиссера Андрея Борисова (Якутия), и в экспериментальных тренингах Димитриса Тиамиса (Греция) и Алехандро Гонсалеса Пуче (Колумбия). Квинт-эссенцией этой идеи  явились спектакли в постановках театров Якутии.

Из наиболее значимых событий фестиваля отмечу цикл бесед одного из ведущих в мире специалистов по мистериальному театру – историка театра, лингвиста, антрополога, писателя - профессора Нины Кирай. Тема ее семинара - «Роль ритуала в технике актерского исполнения. Анализ трех культурных моделей: Гротовского-Барбы-Станевского.» Семинар сопровождался показом  уникального видеоматериала из личного архива Нины Кирай, в том числе культового в среде специалистов фильма «Abstract mime.  By Torgeir Wethal”.   Нина Кирай - эксперт по истории театров Восточной Европы, а ее коньком являются экспериментальные театральные проекты и школы, такие, как  "Cricot 2" польского режиссера Тадеуша Кантора, или "театр-лаборатория" Анатолия Васильева, пластический румынский театр, дадаизм, гротеск,  сакральный театр. В России мистериальный театр так и остался неоткрытой страницей. Хотя тут были точки соприкосновения, и  у мистериального театра в России мог быть свой путь - сложись обстоятельства иначе. Мне представляется, что совершенно  недооцененной фигурой в нашем искусстве является  Григорий Козинцев, которому были по плечу самые глубокие раскопки и препарирования человеческого духа. Его искусство отнюдь не ограничивалось эксцентрическим авангардом, поднимаясь на высшие ступени трагедии.
Что до современного театра, смыкающегося с мистериальным - к явлениям стихийноонтологического порядка можно отнести  работу в этом жанре  якутских режиссеров - Степаниды и Андрея Борисовых.
Настоящим откровением для участников фестиваля стали спектакли  Автономного театра Олонхо (Якутия) - «Удаганки»  режиссера-постановщика народной артистки РФ Степаниды Борисовой, и философский спектакль-притча «Желанный голубой берег мой» по повести Чингиза Айтматова – в постановке Академического театра имени П. А. Ойунского, республика Саха, режиссер-постановщик  – Андрей Борисов. Как выразился о  восприятии сценического языка «Удаганок» Альберт Нестеров - главный художник Башкирского театра драмы им. М. Гафури: «принятие на клеточном уровне». Сильная оценка.
На большой сцене театра Галиаскара Камала были показаны комедия «Банкрот» и чудная, глубокая постановка – «Мулла» режиссера Фарида Бикчантаева, в сценографии художника Сергея Скоморохова, -  пьеса-катарсис с филигранной психологической игрой актеров.
Для критиков прошел закрытый показ пьесы Шекспира «Ричард»  в постановке Ильгиза Зайниева (премьера пьесы намечена на октябрь 2014 ).  Постановка неожиданная, со своими находками, ошеломляющими образами смерти - и распада человеческой личности. Удачей спектакля стал выбор актера на ключевую роль: Ричард - заслуженный артист Татарстана Искандер Хайруллин. Сценография - Сергея Скоморохова.
А на Малой сцене театра Камала состоялся показ пьесы норвежца Йона Фоссе «Однажды летним днем» - спектакль, отличающийся сложной текстовой поэтикой, с неразрешимой драмой в своем ядре, держащий зал в напряжении до последнего момента. Для пьесы Фоссе характерен импрессионизм психологического рисунка характеров, рефлексия - что роднит ее с художественным методом Чехова и Вирджинии Вульф. А ее лейтмотив - иррациональность и непостижимость жизни - продолжает традицию Сартра и Марселя Пруста. Этот спектакль был словно некой точкой схода  европейского экзистенциального начала – и идеи глубинной жизни актера на сцене, его природных стихийных импульсов, воплощающихся на новом уровне достоверности, - идее, которой были посвящены поиски фестиваля.

Подводя итоги, отмечу насыщенную программу фестиваля и слаженную работу его организаторов. Особенная теплая благодарность – коллективу Театра Галиаскара Камала, главному режиссеру театра Фариду Бикчантаеву, чьими заботами в том числе было осуществлено это событие.

09.06.2014 г.



фото - драма "Мулла" театр им. Г. Камала (одна из ключевых сцен спектакля).

/Статья обзорного плана, автором не ставилась задача  рассказать о существе современного мистериального театра хоть сколько-нибудь полно. Это лишь "заметки на полях" в след недавнему событию./ 


Рецензии