СЕЛО

Жили в одном селе люди – соседи. Неплохо жили: картошку сажали, скот держали, в гости ходили, праздники справляли. Но, однажды, загрохотало вдали, засверкало: война началась и к их селу подбираться стала. Забеспокоились селяне, посоветоваться решили: что делать? Как от войны себя уберечь? Одни говорят: бежать надо, детей спасать. А другие: авось мимо пронесёт? Авось, в погребах отсидимся? А если враг придёт, то увидит он, что мы мирные люди, начальству покорные, хлебосольные, так, может быть, даже наградит или похвалит? Ну, уж, трогать – точно не станет, мы ведь никому вреда никакого не делаем?
Спорили они, спорили, так и не пришли к согласию. Опустело село. Половина соседей уехала, а половина – в погребах прячется, войну пережидает. А сады, огороды – рядом стоят. А в них – чего только нет: и яблоки, и вишня-черешня, и слива , и капуста, и помидоры, и морковь, и малина домашняя – всё растёт! Кур, гусей, уток, поросят – всю живность соседскую, беженцами оставленную, селяне сразу себе разобрали: не помирать же добру живому с голода?! Потом – фрукты-овощи тоже себе забрали: не гнить же им даром на ветках и грядках?!
Тут война совсем близко подошла. Начали в сельские огороды мины залетать, а в сады – снаряды сыпаться. Попряталось село под землю, сидит в погребах, ждёт: что дальше будет? Загорелись дома у  одних, порушились от бомб и снарядов у других. Что делать? Где жить? Стали соседи грабить уцелевшие избы своих же уехавших соседей. Не стеснялись, говорили: война всё спишет. Вошли в село вражьи войска. Начали партизан искать. Не могут найти. Согнали всё население на сельскую площадь, требуют партизан выдать. Клянутся  люди: нет у них никого такого.
Расстроились враги: им же за каждого убитого партизана премия положена.  А потом додумались: вытаскали из толпы всех мужчин - от древних стариков до безусых подростков – и расстреляли. А  возле убитых оружие разложили, сфотографировали аккуратненько и генералам своим с донесением фотографии отправили про свою доблестную службу. Плачут бабы и дети, а те им отвечают: не плачьте, война всё спишет.
На следующий же день враги по домам пошли: грабить и еду отбирать. Много женщин молодых пострадало, некоторые не выжили, так над ними враги наизмывались. Немногим из них удалось сбежать из села в чистое заминированное поле. Ни одна не вернулась.
Уехали враги дальше воевать. Остались в селе только старухи да дети. И пришел к ним голод, и начал морить их. Осталось на всё прежнее зажиточное село две-три старухи да полтора десятка детей. Опять вдали война загрохотала. Бежали враги мимо села , все уцелевшие дома пожгли, одни трубы печные остались: нет села. Тут и война кончилась.
Вернулись соседи на пепелище родное, оплакали тех, кого не нашли, отстроили село заново. Лучше прежнего живут, а меж собою так решили: никого больше сюда не допустят. Не спрячутся, не сбегут, никому не отдадут родного села.


Постскриптум:
В притче «Село» показана эволюция мышления простого обывателя в его исконном смысле – без очернения или воспевания. Каково обывательское отношение к войне? Как поэтапно оно меняется? Этап первый: «Ну, война. Ну, и что? А мы-то тут причем? Война – отдельно, мы – отдельно». Однако, война приближается и появляются брошенные на произвол судьбы хозяйства. Этап второй: «Чем бы тут поживиться можно, если что?» Однако, война уже совсем рядом, бежать   некуда, кольцо сомкнулось. Этап третий: «Авось нас не тронут? Мы ведь не при чём!» Однако, война входит в каждый дом и сгоняет людей на казнь. Этап четвертый: «Не трогайте нас , пожалуйста, мы мирные!» Однако, война – это бизнес, мирные – не мирные, но нужны трупы, потому что на них можно заработать, а деньги не пахнут. Этап пятый: «Не убивайте! Умоляем!» Поздно, войне мало убить хозяина дома, и мало просто ограбить   чужой дом, нет, ей необходимо  надругаться над его обитателями, ибо  у всех карателей имеются  естественные надобности: еда и похоть, и не имеется абсолютно  никакой жалости к тому, что для них – чужое. Этап шестой: «Холодно! Хлеба!!» Война ушла дальше. Остались сироты и старухи. Неоткуда ждать помощи. Начинается вымирание. Этап седьмой: выжившие крохи населения. Какой образ мышления будет у них? У них нет иного выхода кроме, как восстанавливать жизнь.  Эти люди запомнят уроки войны на всю жизнь, но их мало. А когда им на смену родятся новые поколения… увы, риск рецидива поведения «моя хата с краю, я ничего не знаю» очень велик, ибо такова гнусная подлая  основа человеческой психологии. НЕ будь этого мелкого и трусливого обывательского поведения, не были бы возможны многие трагедии прошлой истории человечества.


Рецензии