Параллели. Пушкин -15- Поэт и толпа продолжение
перед публикой не намерен.
А.С. Пушкин
Нельзя растоптать то, до чего не дотянешься,
даже встав на цыпочки.
Павел Вежинов "Барьер"
*****************************************************
Начну с того, чем закончила прошлую публикацию:
* * *
Изыде сеятель сеяти семена своя.
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
И подумаю немного вместе с вами, что же ныне толпа? Какова она была в 20 веке? Какова сейчас? Далеки ли размышления Пушкина от положения вещей в новых поколениях?
Толпа - это ... Смотрю Википедию:
"Толпа; (др.-греч. ;;;;; — охлос) — большое скопление людей.
Толпа хаотична, хотя и не лишена некоторой организации. Организующим фактором может быть общий объект внимания, традиция, событие. Члены толпы часто находятся в сходном эмоциональном состоянии. ... В некоторых случаях толпа может представлять опасность для окружающих (например, погромщики) и для себя (в случае паники). Толпы играют значительную роль в истории.
В. Г. Белинский писал: «Толпа есть собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету».
В социальной психологии существует несколько классификаций толпы.
ПО СТЕПЕНИ ОРГАНИЗАЦИИ:
С т и х и й н а я толпа. Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами.
В е д о м а я толпа — толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели.
О р г а н и з о в а н н а я толпа. Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие введено Гюставом Лебоном, который считал такие формирования, как рота солдат и даже заседание парламента, разновидностью толпы. Лебон также употреблял термин одухотворённая толпа, подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. Многие исследователи не соглашаются с таким расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа.
ПО ХАРАКТЕРУ ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ:
О к к а з и о н а л ь н а я толпа — сборище любопытствующих (зевак), например толпа, собравшаяся по случаю автомобильной аварии.
К о н в е н ц и о н а л ь н а я толпа — толпа, собравшаяся по заранее известному поводу (фестиваль, карнавал и т. д.)
Э к с п р е с с и в н а я толпа— толпа, выражающая общие эмоции (протест, ликование и т. д.).
Э к с т а т и ч е с к а я толпа — толпа, объятая экстазом.
Д е й с т в у ю щ а я толпа — толпа, совершающая физические действия.
А г р е с с и в н а я толпа — людская масса, совершающая деструктивные действия.
П а н и ч е с к а я толпа — толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то).
С т я ж а т е л ь с к а я толпа — толпа, борющаяся за ценности.
П о в с т а н ч е с к а я толпа — толпа, противодействующая властям."
-------------------------------------------
" Там обо мне будут верно судить где научное исследование не есть безумие, где не в жадном захвате - честь. не в обжорстве роскошь, не в богатстве - величие, не в диковинке - истина, не в злобе - благоразумие, не в предательстве - любезность, не в обмане - осторожность, не в притворстве - умение жить, не в тирании - справедливость, не в насилии - суд."
Джордано Бруно.
--------------------------------------------------
Какая же ТОЛПА по классификации более всего подходит под всегда "непосвящённую" для Пушкина толпу ?
Ну, конечно, это СТИХИЙНАЯ толпа, ибо против него в обществе не предпринимались явные попытки подстрекательства и организованной травли. Толпа, о которой говорит Пушкин, это, скорее , ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ - мнение людей непросвещённых, из коих и состояло светское общество. Не умея быть за рамками этого общества в силу обстоятельств, привычек и пр., Пушкин выглядел там "притчей во языцах", объектом зависти, а отсюда недоброжелательства, сплетен, насмешек... Бездельников, перемывающих косточки поэту, было хоть пруд пруди... Явных к этому подстрекателей не было. Царь взял поэта в оборот, по сути купив его душу, оставив при себе на условиях своего подданного, ограничив свободу его перемещений запретами, к примеру, выезда за границу, и свободу творчества - жёсткой цензурой всех его произведений. Прибегать к помощи толпы не было пока необходимости. Но поощрить многочисленные издевательства он был, естественно, не против.
Блажен в златом кругу вельмож
Пиит, внимаемый царями...
Вкус притуплённый щекотит
И к славе спесь бояр охотит,
Он украшает их пиры
И внемлет умные хвалы...
Можно было бы определить, конечно, толпу , про которую с болью в сердце говорил Пушкин, как ОККАЗИОНАЛЬНУЮ ( сборищем любопытствующих зевак), это имело, конечно , место ... Имеет место для каждого публичного человека. А таким и был Пушкин. И не читали все, но вся Россия знала про лучшего своего поэта, признанного таким лучшими людьми своего времени. Вспомните, даже в "Ревизоре" Гоголя какой-то затрапезный Хлестаков - и тот хвастался дружбой с Пушкиным,"желаючи" произвести впечатление на дам из провинции.
Нет, любопытствующая толпа могла быть только "назойливой мухой", не больше! Отмахнулся - и всё. И ещё раз отмахнулся. И ещё. Без особой досады.
СТЯЖАТЕЛЬСКАЯ толпа... Вот! Толпа борющаяся за какие-то свои ценности! Но ведь ценностью может быть и ОТСУТСТВИЕ ЦЕННОСТЕЙ. Тех самых - высшего порядка: моральных, нравственных, этических, эстетических... Кто так сказал - ПРОСВЕЩЁННОЕ НЕВЕЖЕСТВО?
Не нашла в интернете. Нашла духовное невежество, воинствующее невежество... Но ведь кто-то сказал?! Откуда мне это известно? Или я сама придумала? Вряд ли...
... Хладный и надменный
кругом народ непосвященный
ему бессмысленно внимал.
И толковала чернь тупая:
"... Как ветер песнь его свободна,
Зато , как ветер , и бесплодна.
Какая польза нам от ней?"
Опять мы видим с вами параллель со стихотворением "Поэт идёт". Помните? - "Зачем без цели бродишь?..."
Вот именно, без цели, без пользы... Только слишком близки для толпы цели, слишком злободневны, будничны... И польза слишком поверхностная, на уровне удовлетворения самых низших потребностей физиологического толка. Плюс ещё должность занять, чтобы те же потребности лучше удовлетворять , хвастая друг перед другом своим достатком, богатством, возможностями, чинами... Как новой игрушкой. "Паситесь, мирные народы..." Всё новые и новые игрушки приобретая... Автомобили, дворцы с золотыми унитазами, футбольные клубы, поэтов... Это я уже в сегодня примерами перескочила.
Вы скажете, это не толпа? Толпа! Она ведь разношерстна, и миллиардеры в её среде встречаются. Самое ИХ место в вожделенном и наиполезнейшем обществе ПОТРЕБЛЕНИЯ ВСЕГО.
| " Светские люди используют науку, искусство, философию,
| как они используют шлюх"
| Антуан де-Сент Экзюпери
|
| " ... Толпа жадно читает исповеди... радуется унижению
| высокого... врёте, подлецы: он и мал, и мерзок - не так,
| как вы - иначе"
| из писем Пушкина - Вземскому
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын ;
Тебе бы пользы всё — на вес
Кумир ты ценишь Бельведерский.
Ты пользы, пользы в нем не зришь.
Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?
Печной тебе дороже:
Ты пищу в нем себе варишь.
А туда же - поучают, поучают... "Поучайте лучше ваших паучат!"
Учат полководцев воевать, спортсменов - побеждать, поваров - готовить, врачей - лечить, учителей - учить , поэтов - писать... А сами - не воевали, не ставили рекорды, не вылечили, не воспитали, не открыли...
Вопрос ( тоже у кого-то, а теперь и у меня):
"Может быть Декарт, ничего не написавший? Или Наполеон без роты солдат?"
Вопрос к Декартам и Наполеонам доморощенным...
| "Когда природа оставляет прореху в чьём-нибудь уме, она
| обычно замазывает её толстым слоем самодовольства."
|
| Евгений Винокуров
Кстати, давно думаю о том, что понять гения - это самому приблизиться к нему, стать на его уровень. Но гений пишет для всех обо всех. Пишет максимально доступно пониманию самого простого человека, и читая гения , каждый должен и может понять самого себя.
гений человек
который может познать
всё через себя
сравним с богами
гений к несчастью без их
всемогущества
говорят каждый
гениальный ребёнок
скроется в толпе (КС)
В заключении темы - ещё одна параллель с сегодняшним днём. Параллель слишком болезненная.
... И горд и наг пришёл разврат,
И перед ним сердца застыли,
За власть отечество забыли,
За злато продал брата брат.
Рекли безумцы: нет свободы.
И им поверили народы,
И безразлично, в их речах,
Добро и зло - всё стало тенью, -
Всё было предано презренью,
Как ветру предан дольний прах.
P.S. Уже после написания познакомилась со стихами Евгения Крюкова - Донского,
написанными в 2010 году. Хочу их поставить в один ряд с другими публикациями
на эту тему.
МУКИ РОСТА
Владеют миром силы естества,
Но правит нами мненье большинства.
И здравый смысл, и ложные сужденья
Приходят в одинокие умы,
Но чтобы претворить их в жизнь, увы,
Толпа на то должна дать разрешенье.
Истории не разминуться с ней.
Она хозяйка славы и камней.
Ей — только б сказку, только б — не спешить,
Но рок какой-то всех торопит жить.
И наставляет каждого из нас:
Добро и зло — союзники, начала!
Толпа — толпа… когда б ты только знала,
Что надобно тебе на данный час,
И что тебе готовится судьбой?!
Тогда б, толпа, ты не была толпой.
Толпе во всем соратники нужны:
Ведь на миру и беды не страшны.
Она любого гения сильней.
И всякий, одержимый жаждой власти,
Шлет гимны и посулы общей массе,
Лукавя перед совестью своей,
Что знает он дорожные столбы
И говорит от имени толпы.
Но мало нам одеться и поесть…
Лелеем в мыслях праведность и честь.
Как медленно растет сознанья дом,
Где правда недомолвками опасна,
А истина — лишь времени подвластна
И потому приходит к нам потом…
Когда ведро о дно колодца брякнет,
А в родниках терпение иссякнет.
Вот так, страдая , радуясь, и мучась,
Ваяем мы себя и нашу участь.
Бредем по жизни серою гурьбой
И называем это все — судьбой.
(http://www.stihi.ru/2010/06/01/7008)
Свидетельство о публикации №114060904604
Янис Гриммс 21.08.2021 11:05 Заявить о нарушении
Кариатиды Сны 21.08.2021 11:18 Заявить о нарушении