Популярные песни ХХ века в России 1903 год

Предыдущая глава (1902 год)  http://www.stihi.ru/2014/06/04/6872

Продолжение экскурса в «Популярные песни ХХ века в России».

Глава IV. 1903 г. «ТРОЙКА МЧИТСЯ, ТРОЙКА СКАЧЕТ»

1903 год начался в четверг по григорианскому календарю. 6 мая эсером Егором Дулебовым был застрелен губернатор Уфимской губернии Н. М. Богданович. В день проведения акции Дулебов отправился в уфимский городской сад, где любил гулять губернатор. Подойдя к нему, террорист несколько раз выстрелил, бросил листок с приговором «Боевой организации» рядом с телом Богдановича, и скрылся. В июле – августе прошел II съезд РСДРП в Брюсселе и Лондоне. На этом съезде произошло разделение на группы большевиков и меньшевиков. На съезде была принята программа партии. 18 ноября в Вашингтоне государственный секретарь США Джон Мильтон Хэй и посланник Панамы в США Филипп-Жан Бюно-Варилья подписали договор, по которому Панама уступала США на вечные времена права пользования, занятия и контроля над Зоной Панамского канала.

17 октября состоялась премьера немого фильма «Алиса в Стране чудес» (Великобритания; 8 мин; реж. С. Хепуорт) по Льюису Кэрроллу. Фильм вызвал большой интерес у зрителей. В фильме присутствуют спецэффекты достаточно высокого уровня для кинематографа начала XX века. Например, Алиса уменьшается и растёт, находясь в кукольном домике. Можно сказать, что фильм представлял собой блокбастер эры начала кинематографа.

В «Журнале для всех» № 12 выходит рассказ А. П. Чехова «Невеста». В Великобритании выходит рассказ Артура Конан Дойля «Пустой дом» — один из рассказов о сыщике Шерлоке Холмсе. По мнению самого автора, этот рассказ один из самых лучших его повествований о Шерлоке Холмсе.

Картины: «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» Ильи Репина; «Призраки» Виктора Борисова-Мусатова; «Надежда I» Густава Климта.

Шведский композитор Хуго Альвен пишет популярное оркестровое произведение «Торжество летнего солнцестояния», которое чаще именуется «Шведской рапсодией № 1». Её основная тема была заимствована некоторыми популярными неакадемическими музыкантами: в 1957 году она была переаранжирована Четом Аткинсом, а на концертном альбоме Deep Purple «Made in Japan» (1972) Ричи Блэкмор играет её фрагмент во время соло в композиции «Lazy».

На мировом музыкальном рынке появились грампластинки фирмы «Колумбия» (Columbia).  Сначала компания занималась продажей фонографов в Вашингтоне, округ Колумбия, Штате Мэриленд и Делавэре, и получила своё название по названию округа, где располагался главный офис – Колумбия. В течение десятилетия «Колумбия» конкурировала с другими как одна из трёх лучших в индустрии звукозаписи. В 1908 г. «Columbia» ввела массовое производство двусторонних пластинок с записями на обеих сторонах.

Популярными исполнителями на российской эстраде в 1903 году были Анастасия Вяльцева, Варя Панина, Иван Ершов, Леонид Собинов.

ДЕСЯТЬ САМЫХ-САМЫХ ХИТОВ 1903 ГОДА В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

1. ТРОЙКА
Музыка Павла Булахова, слова Петра Вяземского.

Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт,
Колокольчик, заливаясь,
Упоительно звенит.

П р и п е в:
Едет, едет, едет к ней,
Ах, едет к любушке своей,
Едет, едет, едет к ней,
Едет к любушке своей!

Кто сей путник запоздалый
Путь куда лежит ему?
Видно, он с большой охотой
Мчится к дому своему.

П р и п е в.

Вот село уж показалось…
Ямщик песню затянул,
Песню звонку, родную,
Про зазнобушку свою.

П р и п е в.

Динь, динь, динь… и тройка стала,
Ямщик спрыгнул с облучка,
Красна девка подбежала
И целует ямщика!

П р и п е в:
Вот приехал прямо к ней,
Прямо к любушке своей,
Вот приехал прямо к ней,
Прямо к милушке своей.
© Тройка : Русская песня: Для голоса с ф.-п. / Слова Чуевского; Муз. П. Булахова; Д 61/644 М. : П.И. Юргенсонъ, 1866.

«Тройка мчится, тройка скачет…» — известная русская песня, относящаяся к так называемым ямщицким песням, на стихи Петра Андреевича  Вяземского (1792—1878). Стихотворение «Еще тройка» было сочинено Вяземским под влиянием стихотворений Федора Глинки «Тройка» («Вот мчится тройка удалая…») и А. С. Пушкина «Бесы», и впервые опубликовано, по разным данным, в 1832 или в 1834 году. Стихотворение Вяземского как бы дополняло тему о тройках, потому и название получило такое: «Еще тройка». Тема тройки, запряженной в сани, скользящие по снегу, свойственна русской поэтической литературе, знающей огромное количестве стихотворений-«троек» разных авторов.
Павел Петрович Булахов (1824—1875) сочинил свою музыку к стихотворению П. Вяземского «Еще тройка» в 1865 году. Но, по всей видимости, он изначально использовал стихотворение не целиком, а избрав из него то, что ему «ложилось на душу». Ушла определенная философичность стихотворения, раздумья седока о случайном путнике, зато проступили совсем иные темы — задор, удаль, влюбленность...
Предполагается, что Булахов сам же дописал остальные куплеты и припев:
Едет, едет, едет к ней
Едет к любушке своей.

Первым исполнителем своего произведения стал сам же Павел Булахов. Успех песни был однозначным, ее сразу запели, заповторяли, стали исполнять не только певцы со сцены, но и в кругу знакомых и друзей… Песня стала народной.
До настоящего времени песня «Тройка мчится…» (иногда называют романс) считается одной из самых популярных.

Песня была впервые записана на грампластинку Анастасией Вяльцевой под аккомпанемент фортепьяно в 1903 году.
Песня также входила в репертуар Марии Эмской.

Грамзапись:
1903: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. ф-но, С.-Петербург. Columbia 35431;
1905: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. ф-но, С.-Петербург. Zonophone X-63544;
1909: Мария Александровна Эмская, акк. оркестр, С.-Петербург. Сирена-Рекордъ 8063;
1940: Сергей Яковлевич Лемешев, акк. секстет домр, баян, дир.  А.С. Семенов, Москва. Артель «Грампластмасс» 10159;
1941: Краснознаменный ансамбль, дир. А.В. Александров, солист П.А. Твердохлебов. Завод грампластинок Москворецкого района 10999
1951: Иван Николаевич Кузнецов, акк. трио баянистов, Ленинград. Артель «Пластмасс» 634;
1951: Надежда Обухова, акк. М. Сахаров (ф-но). Апрелевский завод
019613-4;
1960: Краснознаменный ансамбль им. А.В. Александрова, солист Е. Беляев. Аккорд Д 6163;
1962: Иван Петров, акк. Гос. русский народный оркестр им. Н. Осипова, дир. В. Гнутов, ЕР «Русские народные песни», Мелодия Д 9577-8;
1962: Валентина Левко, ЕР, Мелодия Д 00010085-6;
1963: Надежда Обухова, LP «Русские романсы», Мелодия Д-011827-8;
1967: Иван Скобцов, ЕР, Мелодия Д 00019513-14;
1968: Иван Суржиков, акк. инстр. ансамбль п/у И. Остроухова, LP «Поет Иван Суржиков», Мелодия Д 23727-8;
1970: Виргилиус Норейка, акк. оркестр русских. нар.инстр., дир.  В. Федосеев, LP «Русские народные и итальянские песни», Мелодия Д 29025-6;
1973: Евгений Беляев, акк. инстр. ансамбль п/у А. Кулыгина, LP «Русские песни и романсы», Мелодия СМ-03831-2;
1975: Вероника Борисенко, акк. Н. Корольков (ф-но), LP «Русский романс», Мелодия С10—06423-4;
1979: Алибек Днишев, LP, Мелодия С10 12589-90
1981: Ирина Богачева, акк. Русский нар. орк. им. В. Андреева, дир. В. Попов, LP, Мелодия С10-15613 000;
1985: Анатолий Соловьяненко, акк. Гос. академ. русский нар. орк. им. Н. Осипова, дир. Н. Калинин, LP «Русские песни», Мелодия С20 21871 001;
1986: Юрий Марусин, акк. Русский нар. оркестр им. В. Андреева п/у Р. Мартынова, LP «Русские народные и неаполитанские песни и романсы», Мелодия С20 23903 006;
1987: Нина Высотина, акк. ансамбль солистов Гос. академического русского народного оркестра им. Н.Осипова п/у Н. Калинина, LP
«Тройка. Ямщицкие песни», Мелодия С20 25273 001;
1990: Алексей Мартынов, Петр Глубокий, LP «Под дугой колокольчик поет», Мелодия С60 31417 006.
Сергей Лемешев http://www.youtube.com/watch?v=hfXJ8BCupec


2. РАСПОШЕЛ
Слова и музыка Николая Шишкина.

Джень дем мэ препочто, джень дем мэ прововир,
Имэл мэ, имэл мэ, эй, сила зуралы.
Эх, распошёл, тум-ро сиво грай пошёл,
Эх,да  распошёл, хорошая моя!

Поденьте, поденьте бокалы проскалинт,
Чевеньте, чевеньте бравинта сэгэдых.
Эх, распошёл, тум-ро сиво грай пошёл,
Эх, да распошёл, хорошая моя!

Карик мэ наджава, карик мэ не пойду
Ке эй проминутка мэ сажэ заверну.
Эх, распошёл, тум-ро сиво грай пошёл,
Эх, да распошёл, хорошая моя!

Черные очи да белая грудь
До самой зари мне покоя не дают.
Эх, распошёл, тум-ро сиво грай пошёл,
Эх, да распошёл, хорошая моя!

Налейте, налейте бокалы вина,
Забудем невзгоды, коль выпьем мы до дна!
Эх распошёл, тум-ро сиво грай пошёл,
Эх, да распошёл, хорошая моя!
(Вариант текста в исполнении Вари Паниной)

Популярный цыганский романс; автор Николай Иванович Шишкин, гитарист, певец и руководитель цыганского хора. Исполнялся одновременно на цыганском и русском языках. Имел множество вариантов куплетов.
Перевод первых трёх куплетов:
Жил я на почте, жил я на другой,
Имел я, имел я силу сильную;
Эх, распошел, ты, мой сивый конь, пошёл,
Эх, распошёл, хорошая моя!

Подайте, подайте бокалы на стол,
Налейте, налейте скорее вина!

Куда я ни отправлюсь, куда я ни пойду,
К ней на минутку я всё же заверну.
(Источник vyalceva.net)

Романс был впервые записан на грампластинку в 1903 году Русским хором под управлением Е. И. Ивановой. Входил также в репертуар Вари Паниной, Александра Давыдова, Марии Эмской и других исполнителей цыганских песен и романсов.

Грамзапись:
1903: Русский хор Е.И. Ивановой, акк. ф-но, Москва. Gramophone Concert Record G.C.-2-24509;
1905: Варя Панина, акк. К. Василев, Н. Шишкин (гитары), Москва. Gramophone Concert Record G.C.-2-23024;
1906: Александр Михайлович Давыдов, акк. ф-но, С.-Петербург. Gramophone Concert Record G.C.-3-22516;
1909: Мария Александровна Эмская, акк. ф-но. Сирена-Рекордъ 8057;
1910: Шура Фёдорова, Д.М. Фесенко, акк. А. Василов (гитара), С.-Петербург. Gramophone Concert Record G.C.-2-24160;
1912: Цыганский хор. РАОГ 6247
1923: Иза Кремер, акк. М. Беркович (скрипка), В. Хейфец (рояль), Нью-Йорк. Bruswick 40028-B;
1940: Вадим Алексеевич Козин, акк. Д.В. Ашкенази (ф-но), Москва. Артель «Грампластмасс», Мелодия 10472;
1986: Ляля Черная, акк. В. Поляков и Р. Мелешко (гитары), LP «Цыганские песни» (записи 1937—1953 гг.), Мелодия М60 47077 003;
1990: Лидия Кузнецова и Николай Любенов, акк. инстр. ансамбль п/у Е. Комарова, LP «Только раз бывает в жизни встреча», Мелодия С60 31027 000.
Валентин Баглаенко http://www.youtube.com/watch?v=_iB2jHo6Ons


3. ЗАБЫТЫ НЕЖНЫЕ ЛОБЗАНЬЯ
Слова и музыка Анатолия Ленина.

Забыты нежные лобзанья,
Уснула страсть, прошла любовь,
И радость нового свиданья
Уж не волнует больше кровь.
На сердце гнет немых страданий;
Счастливых дней не воротить,
Нет сладких грез, былых мечтаний,
Напрасно верить и любить.

Так ветер всю красу наряда
С деревьев осенью сорвет
И по тропам унылым сада
Сухие листья разнесет.
Их далеко разгонит вьюга,
Кружа над мерзлою землей,
Навек разделит друг от друга,
Покрывши снежной пеленой.
© Забыты нежные лобзанья : Романс для голоса с ф.-п.; / Слова и муз. соч. Анатолия Ленина: М. : Гутхейль, ценз. 1900.

Автор романса — Анатолий Ленин. Он считается автором одного произведения. Романс впервые был издан издательством «Гутхейль» в Москве в 1900 году. Долгое время об авторе не было никаких сведений, но потом кое что прояснилось благодаря Валентину Антонову. В своей статье «Романс Ленина» он отмечает, что романс «написал один из «настоящих», по рождению, Лениных — офицер русского флота Анатолий Васильевич Ленин... Вначале он несколько лет плавал на кораблях Черноморского флота в звании лейтенанта. В 1904 году Ленин оказался в экипаже броненосца «Сисой Великий», который в составе Второй Тихоокеанской эскадры готовился отплыть на Дальний Восток. Как известно, в мае 1905 года «Сисой Великий» в результате Цусимского сражения пошёл ко дну, но Ленина у берегов Японии не было: еще в начале осени 1904 года он со скандалом был уволен со службы из-за того, что по непонятным до сих пор причинам на несколько дней самовольно оставил корабль»... Ленин вернулся на флот с началом Первой мировой войны. В Гражданскую войну служил в Белой Гвардии, потом оказался в Париже. «Если верить надписи на памятнике, что установлен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, Анатолий Ленин скончался в 1947 году…» Вот такой был автор единственного романса.

Романс впервые был записан на грампластинку Варей Паниной под аккомпанемент гитар в 1903 году.
Варвара Васильевна Панина (урождённая Васильева, 1872—1911), известная исполнительница цыганских песен и романсов. Была знаменита сильным низким контральто и особой манерой пения. Родилась в семье цыганских конеторговцев. С 14 лет начала петь в цыганском хоре ресторана «Стрельна» под руководством Александры Ивановны Паниной. Через некоторое время вышла замуж за племянника руководительницы и перешла в ресторан «Яр».
Уже будучи замужем, Варвара Васильевна обрела широкую известность. Начиная с 1902 года, стала давать концерты на сцене; первый прошёл в петербургском зале Дворянского собрания и имел успех. В конце концов, Варвара Васильевна оставила работу в ресторане и стала выступать исключительно на эстраде.


Романс также входил в репертуар Иоакима Карташова, Марии Эмской, Анастасии Вяльцевой.

Грамзапись:
1903: Варя Панина, акк. гитары, Москва. Orpheon 14703;
1908: Иоаким Иванович Карташов, акк. ф-но, Москва. Zonophone Х-62769;
1909: Варя Панина, акк. цитра и гитара, Москва. Фаворитъ 1-76122
1910: Мария Александровна Эмская, акк. ф-но. Стелла 12081;
1912: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. ф-но, С.-Петербург. Gramophone Concert Record G.C.-2-23641;
1928: Вера Смирнова, акк. оркестр, Нью-Йорк. Brunswick 59020-B;
1930: Михаил Горский, акк. оркестр, США. Columbia 20136-F;
1940: Эмма Юрок, акк. П. Замуленко (скрипка), Г. Фишберг (аккордеон), И. Маранз (ф-но), дир. Ф.Я. Заркевич, Нью-Йорк. Victor 27389-B;
1940: Аркадий Погодин, акк. В.Е. Поляков, И.И. Ром-Лебедев, Р.Ф. Мелешко (гитары), Москва. Апрелевский завод 10213 ;
1976: Соня Тимофеева, акк. И. Ром-Лебедев, Н. Морозов (гитары), Н. Эрденко (скрипка), LP «Старинные романсы», Мелодия С60-07439-40;
1985: Константин Плужников, акк. Русский народный оркестр им. В.В. Андреева, дир. В. Попов, LP «Русские народные песни и старинные романсы», Мелодия С20 22097 009;
1988: Лидия Кузнецова, акк. ансамбль п/у Е. Рохлина, LP «Я так любила Вас», Мелодия С60 27731 005;
1989: Вячеслав Гринченко, акк. анс. солистов Гос. академ. русского нар. оркестра им. Н. Осипова, дир. Н. Калинин, LP «Вечно юн старый вальс», Мелодия С20 28501 002;
1989: Нина Дулькевич, LP «Старинные романсы и песни», Мелодия М60 48611 009 (записи 1905-1910-х гг.);
1990: Агния Грюнберг, акк. А. Грюнберг (ф-но), С. Ильин (гитара), LP «Русский романс», Мелодия С10 29243 009.
Аркадий Погодин http://www.youtube.com/watch?v=64x2-f-xDBA


4. ТЫ НЕ СПРАШИВАЙ
Музыка Джовани де Ботари, слова А. Пугачева.

П р и п е в:
Ты не спрашивай, не выпытывай,
От меня не узнаешь ни слова,
Не прочесть тебе, что в душе моей,
Ты мне мил иль другой милей!

Обойму тебя, поцелую,
Отчего же тебе унывать?
Но люблю ль тебя беззаветно,
Для чего тебе это знать?

П р и п е в.

Милый мой, оставь все сомнения,
Будь же ласков со мною ты снова!
Сам узнаешь ты, для кого живу
И кого я навек люблю!

П р и п е в.

За любовь твою и за ласки
Благодарна я всегда.
Все сомнения я рассею
И сильней полюблю тебя.

П р и п е в.
© "Ты не спрашивай!" : Цыганскiй вальсъ на мотивы вальса "Севильяна" для голоса с ф.-п./ Соч. де Ботари; Слова Пугачева; Арр. И. Михайловъ : СПб. и др. : Ю.Г. Циммерманъ, 1903.

Цыганский вальс на мотив вальса «Севильяна», музыка Джовани де Ботари, слова А. Пугачева. Аранжировку выполнил И. Михайлов. Издан в 1903 году.
Романс вбыл записан на грампластинку Анастасией Вяльцевой под аккомпанемент фортепьяно в 1903 году.

« В 1904 году в России начался граммофонный бум. Вяльцева стала королевой русского граммофона. Пластинки с ее записью стоили до 6 рублей. Певица сделала около 100 записей на грампластинках, вся страна слушала ее романсы и песенки с элементами игривой шансонетки... На концертах Вяльцевой всегда был аншлаг, хотя билеты стоили в три раза выше обычной цены. Кроме того, и в фойе, и в зале всегда находились полицейские чины, так как Вяльцева на своих концертах доводила слушателей буквально до исступления. Когда, допев все, что было положено по программе, певица уходила за кулисы, в зале начиналось что-то невообразимое. Молодежь с галерки скатывалась вниз, в партер, заполняя проходы. Сидевшие в первых рядах богатые купцы, знатные дворяне начинали возмущаться, требовать, чтобы полицейские навели порядок. Полицейские начинали кричать, наводя этот порядок, а весь остальной зал в это время орал: "Браво!", "Бис!". И тогда она выпархивала на сцену и начинала петь на бис:

Ты не спрашивай, не выпытывай,
От меня не узнаешь ни слова.
Не прочесть тебе, что в душе моей, -
Ты ли мне иль другой милей...

Вяльцеву называли "певицей радостей жизни". И это было правильно, потому что она не пела те романсы, в которых были слезы, страдания, разочарования, смерть, в отличие от Варвары Паниной. Нет! Она пела о любви. В ее романсах и эстрадных песенках постоянно присутствует "жажда свиданий, жажда лобзаний", призывы "сбросить оковы любви"». (Из сайта funeral-spb.narod.ru).

Грамзапись:
1903: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. ф-но, С.-Петербург. Патэ 24092.
Добрева-Иванова Анна Мария http://www.youtube.com/watch?v=6fagepDyDcY


5. ОСТАВЬ ЕГО
Музыка Федора Шишкина, слова Николая Небаронова.

Оставь его, его другая любит,
У ней права пред Богом и людьми,
Тебе отдав себя, ее он счастье губит,
Ты ж не найдешь забвения, пойми!

Ведь если бы на страстныя лобзанья
Тебе страстней еще ответилъ он,
Сквозь каждый поцелуй, сквозь каждое признанье
Соперницы бы слышать не желала стон.

Так я молю, не мучь себя напрасно,
Иной исход любви своей найди,
Взгляни, тебя другой такъ любитъ страстно
И въ жизни ждетъ одной, одной твоей любви!
© "Оставь его" : Цыганскiй романсъ для голоса с ф.-п.: h-e.2 / Слова Н. Небаронова; Муз. Ф. Шишкина : СПб. : М. Бернардъ, 1892.

Романс написан примерно в 1890 году, музыка Федора Шишкина, слова Николая Небаронова. Впервые записан на грампластинку Варей Паниной под аккомпанемент гитары в 1903 году.

Художник Константин Коровин однажды противопоставил пение Варвары Паниной и Фёдора Шаляпина:
— Ты слышишь… — сказал Шаляпин Серову, — Константину не нравится, что я пою. Плохо пою. А кто же, позвольте вас спросить, поёт лучше меня?
 — А вот есть. Цаганка одна поёт лучше тебя.
 — …Какая цаганка?
 — Варя Панина. Поёт замечательно. И голос дивный.
 — …Это какая же, позвольте вас спросить, Константин Алексеевич, Варя Панина?
— В «Стрельне» поёт. За пятёрку песню поёт. И поёт как надо…
— (Из Википедии)

Грамзапись:
1903: Варя Панина, акк. гитара, Москва. Gramophone 23528;
1932: Тамара Семёновна Церетели, акк. ф-но, Москва. Музтрест 2515.


6. И ДЛЯ МЕНЯ ВЕСНА ПРИДЕТ
Музыка Николая Бурмачевского, слова Виктора Лугаковского.

Весна идет… манит… зовет…
Клич вешний с гор, лесов несется…
Весна идет, и сердце бьется:
И для меня весна придет!

И соловей в тиши ночей
И для меня в лесу зальется…
Весна идет, и сердце бьется,
И песня просится звончей.

Весна идет… мечты несет…
С разлуки милый мой вернется.
Весна идет, и сердце бьется:
И для меня весна придет.
© И для меня весна придетъ : (Для средняго голоса с ф.-п.) / Слова В.А. Лугаковскаго; Муз. Н.Н. Бурмачевскаго, СПб. : К. Леопасъ, б.г.

Романс написан в 1899 году. Автор слов — поэт, библиограф, беллетрист Виктор Алексеевич Лугаковский (1858—1918), автор музыки — Николай Николаевич Бурмачевский, который по профессии был геологом и почвоведом, но иногда на досуге писал музыку к романсам.

Романс впервые записан на грампластинку Анастасией Вяльцевой под аккомпанемент фортепьяно в 1903 году.
Романс так же входил в репертуар Марии Эмской и Нталии Тамары.

Грамзапись:
1903: Анастасия Дмитриевна Вяльцева, акк. ф-но, С.-Петербург. Патэ 24090;
1909: Мария Александровна Эмская, акк. ф-но, С.-Петербург. Нью Империалъ Рекордъ 8060;
1976: Эльмира Жерздева, акк. В. Мандрус (ф-но). LP «Русские старинные романсы» Мелодия С60-07719-20;
Эльмира Жерздева http://www.youtube.com/watch?v=78gPtOyVMaM


7. ГРАФИНЧИК
Музыка Николая Монахова, слова Александра Емельянова-Коханского.

Графинчик, голубчик, красавчик ты мой!
Люблю тебя, милы, люблю всей душой.
В тебе мое счастье, отрада, покой,
Графинчик, голубчик, красавчик ты мой!
Графинчик, голубчик, красавчик ты мой!

Мне жизнь надоела, живу я с тоской,
И мог бы я смело покончить с собой.
Но жаль мне оставить тебя, милый мой,
Товарищ мой верный, мой друг дорогой.
Графинчик, голубчик, всегда ты со мной!

Пускай все ругают, пускай все бранят,
Пускай все знакомства со мной прекратят.
В тебе мое счастье, отрада, покой.
Люблю тебя видеть с трехпробной водой,
Графинчик, голубчик, красавчик ты мой!
(Расшифровка фонограммы Н. В. Монахова)

Шуточная песенка. Автор слов – Александр Николаевич Емельянов-Коханский (1871—1936), поэт, прозаик, журналист. С 1890 сотрудничал с юмористическими журналами. Был близок к символистам. В 1896 году на маскараде в Дворянском собрании он, как писали тогда газеты, «нарядился чучелой и ходил с обмазанными кровью лицом и руками и с рекламой на задней части тела своего отвратительного произведения „Обнажённые нервы“».В 1987 году на жёлтой бумаге в Париже вышла его декадентская книжка «Вскрытие». Начиналась она с перечисления опечаток и заканчивалась «послесловием» из четырёх слов: «Нельзя запрещать кузнечику трещать».

Стихотворение «Графинчик» было написано в 1895 году. «Трехпробная вода» значит, водка. Был там еще один куплет, не вошедший в запись на грампластинку:
Когда смерть захочет с тобой разлучить,
Тогда без сомненья не буду я пить.
Но всё же положат меня в гроб с тобой,
Графинчик, голубчик, красавчик ты мой!

Песенку исполнил и записал на грампластинку в 1903 году под аккомпанемент фортепьяно Николай Фёдорович Монахов (1875—1936), актёр театра и кино, певец оперетты. В 1895 году дебютировал в любительских спектаклях «Петербургского попечительства о народной трезвости». С 1896 года выступал на эстраде — на народных гуляниях и в шантанах с куплетами и песенками, в том числе с П. Ф. Жуковым, в которым создал эстрадный дуэт сатириков-куплетистов. С 1904 года выступал в оперетте. В дальнейшем выступал в опереточных труппах в Саратове, Киеве, Ростове-на-Дону и других городах. Играл на сцене театра «Эрмитаж» (Москва), с 1907 года в Санкт-Петербурге — в театре «Буфф», затем, в 1910—1912 годах, — в Панаевском театре, где был главным режиссёром. В 1913—1914 годах выступал в Московском Свободном театре. К концу 10-х годов Монахов был одним из крупнейших артистов оперетты и в качестве гастролёра продолжал выступать в оперетте вплоть до 1927 года; однако мечтал о драматической сцене и в 1918 году стал одним из основателей петроградского Большого драматического театра. В Большом драматическом театре Николай Монахов служил до конца жизни, был ведущим актёром. С 1914 года снимался в кино.

Грамзапись:
1903: Николай Фёдорович Монахов, акк. ф-но, С.-Петербург. Gramophone Concert Record G.C.-2-22547.


7. ОНА ХОХОТАЛА
Музыка Григория Лишина, слова Генриха Гейне, перевод Аполлона Майкова.

Её в грязи он подобрал;
Чтоб всё достать ей — красть он стал;
Она в довольстве утопала
И над безумцем хохотала.

И шли пиры… Но дни текли.
Вот утром раз за ним пришли:
Ведут в тюрьму… Она стояла
Перед окном и — хохотала.

Он из тюрьмы её молил:
«Я без тебя душой изныл,
В тебе блаженство, упоенье,
С тобой забуду все мученья.
Приди ко мне!» Она качала
Лишь головой и хохотала.

Он в шесть поутру был казнён
И в семь во рву похоронён, —
А уж к восьми она плясала,
Пила вино и хохотала.
© Лишин, Г. А. Баллада: Она хохотала : Из музыки к поэме Пушкина "Цыгане": Для голоса с ф.-п. / Слова А. Майкова : М. : Юргенсон, ценз. 1885.

Баллада. Оригинальное стихотворение немецкого поэта Генриха Гейне (нем. Heinrich Heine; 1797—1856) «Ein Weib» («Жена») (1844). Перевод Аполлона Николаевича Майкова (1821—1897) без названия был впервые опубликован  в журнале «Библиотека для чтения», 1857, т. 142, с. 142 (XVI. под заголовком «Переводы из Гейне» с общим посвящением А. Ф. фон Видерту).
Автор музыки композитор, пианист, поэт, литератор и критик Григорий Андреевич Лишин (Нивлянский) (1854—1888). Благодаря таланту исполнителя-аккомпаниатора Г. А. Лишин стал инициатором нового жанра сценического искусства — мелодекламации, соединившей в одном исполнителе автора, декламатора и аккомпаниатора. По мнению музыкальных критиков, он внёс в исполнительство «определенность и торжество поэтических и музыкальных идей».

Баллада впервые была записана на грампластинку Оскаром Камионским под аккомпанемент фортепьяно в 1903 году. Второй раз баллада была заново записана им же в 1908 году. Также входила в репертуар  Федора Шаляпина.

Грамзапись:
1903: Оскар Исаевич Камионский, акк. ф-но, С.-Петербург. Патэ 21105;
1908: Оскар Исаевич Камионский, акк. ф-но, Москва. Amour Gramophone Record 3-22727;
1913: Фёдор Иванович Шаляпин, акк. Д.И. Похитонов (ф-но), Лондон. Amour Gramophone Record 4-22581;
1929: Фёдор Иванович Шаляпин, акк. Ивор Ньютон (рояль), Лондон. Electrola 32-651;
1971: Александр Огнивцев, акк. Гос. ак. рус. нар. оркестр им. Н. Осипова, дир. В. Гнутов, LP «Русские песни и романсы», Мелодия CM 02879-80.


9. О ДИТЯ, ПОД ОКОШКОМ ТВОИМ
Музыка Петра Чайковского, слова К.Р.

О дитя! Под окошком твоим
Я тебе пропою серенаду.
Убаюкана пеньем моим,
Ты найдешь в сновиденьях отраду.
Пусть твой сон и покой
В час безмолвный ночной
Нежных звуков лелеют лобзанья.

Много горестей, много невзгод
Тебя в жизни, дитя, ожидает,
Спи же сладко, пока нет забот,
Пока сердце печали не знает.
Спи в безмолвьи ночном
Крепким, сладостным сном,
Спи, не зная земного страданья.

Спи, пока еще спится тебе,
Ты еще непорочна душою,
Час пробьет неизбежной борьбе,
Мир греха овладеет тобою;
Злых сомнений недуг
Ты узнаешь, мой друг,
И настанет пора испытанья.

Спи же, милая, спи-почивай
Под аккорды моей серенады,
Пусть приснится тебе светлый рай,
Преисполненный вечной отрады,
Пусть твой сон и покой
В час безмолвный ночной
Нежных звуков лелеют лобзанья!
© Антология русского романса. Серебряный век. / Сост., предисл. и коммент. В. Калугина. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Музыка П. И. Чайковского, слова К.Р. К.Р. — это Великий князь Константин Константинович Романов (1858—1915). Стихотворение под названием «Серенада» было написано 5 марта 1882 года в Палермо. Вошло в цикл «Мечты и думы».
 
Впервые записана на грампластинку артистом Императорской санкт-петербургской оперы Иваном Ершовым под аккомпанемент фортепьяно в 1903 году.
Иван Васильевич Ершов (1867—1943), оперный певец (тенор). С 1895 года Ерошов был солистом Мариинского театра, где дебютировал в 1895 году в опере «Фауст» Ш. Гуно в заглавной партии в один день с Ф. И. Шаляпиным (Мефистофель).

Грамзапись:
1903: Иван Васильевич Ершов, акк. ф-но, С.-Петербург. Gramophone Monarch Record 022035;
1906: Владимир Иванович Касторский, акк. ф-но, С.-Петербург. Тонофонъ А 211
1943: Наталия Дмитриевна Шпиллер, акк. С.К. Стучевский (ф-но), Москва. Апрелевский завод 11568;
1946: Надежда Андреевна Обухова, акк. М.И. Сахаров (ф-но), Москва. Апрелевский завод 14201.
Оксана Гачечиладзе http://www.youtube.com/watch?v=lT1aTiYzGpY


10. МЫ СИДЕЛИ С ТОБОЙ
Музыка Петра Чайуовского, слова Даниила Ратгауза.

Мы сидели с тобой у заснувшей реки.
С тихой песней проплыли домой рыбаки.
Солнца луч золотой за рекой догорал...
И тебе я тогда ничего не сказал.

Загремело вдали – надвигалась гроза.
По ресницам твоим покатилась слеза.
И с безумным рыданьем к тебе я припал...
И тебе ничего, ничего не сказал.

И теперь, в эти дни, я, как прежде, один.
Уж не жду ничего от грядущих годин.
В сердце жизненный звук уж давно отзвучал...
Ах, зачем я тебе ничего не сказал!
© Антология русского романса. Серебряный век. / Сост., предисл. и коммент. В. Калугина. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Романс Петра Ильича Чайковского на стихи Даниила Максимовича Ратгауза (1868—1937), русского поэта, автора слов нескольких известных романсов. Написан в 1893 году.
После того, как 24-летний студент послал в августе 1892 свои стихи П. И. Чайковскому, композитор за последний год жизни создал 6 романсов на слова Ратгауза (opus 73: «Мы сидели с тобой у заснувшей реки», «В эту лунную ночь», «Снова, как прежде, один» и др.) и ободрил их автора письмами с признанием «истинного таланта». В 1893 году Ратгауз издал в Киеве первый сборник стихов. В 1902 году в личном письме к Ратгаузу о любви к его романсам писал А. П. Чехов.

Романс был впервые записан на грампластинку артистом Императорской оперы Андреем Лабинским под аккомпанемент фортепьяно.

Грамзапись:
1903: Андрей Маркович Лабинский, акк. ф-но, С.-Петербург. Columbia Graphophone 35055;
1936: Иван Данилович Жадан, акк. М.И. Сахаров (ф-но), Москва. Апрелевский завод 4604;
1953: Надежда Андреевна Обухова, гранд «Концерт Н. А. Обуховой», Апрелевский завод НД 1548-9;
1956: Борис Гмыря, акк. А.Е. Острин, гранд «П. Чайковский. Романсы», Апрелевский завод Д 3288-9;
1960: Павел Лисициан, акк. Н.Вальтер (ф-но), LP «Арии из опер и романсы», Апрелевский завод Д 06943-4;
1963: Сергей Лемешев, акк. Б. Козель (ф-но), LP «П. И. Чайковский», Мелодия Д 012223-4;
1963: Георгий Нэлепп, гранд «П. И. Чайковский», Мелодия Д 12279-80.


Другие песни 1903 года
11. Вчера я видел Вас во сне (Н. Сорохтин)
1903: Варя Панина, акк. гитары, Москва. Gramophone 23530;
12. Я Вас люблю (А. Дитмана – Э. Орлова)
1903: Анастасия Вяльцева, акк. ф-но, С.-Петербург. Columbia 35430;
13. Отойди от меня (Я. Пригожий – N.N.)
1903: М.А. Макс, акк. ф-но, С.-Петербург. Gramophone Concert Record G.C.- 2-22527
14. Я вновь один (В. Данилевская)
1903: М.А. Макс, акк. ф-но, С.-Петербург. Gramophone Monarch Record 022016;
15. А из рощи, рощи темной (А. Гурилев)
1903: Давид Христофорович Южин, акк. ф-но,Москва. Gramophone Monarch Record 022028;
16. Ночь наступила (Длусский )
1903: Наталия Васильевна Ван-дер-Вейде, акк. ф-но, Москва. Gramophone Monarch Record 23399;
17. А из рощи, рощи темной (А. Гурилев)
1903: Давид Христофорович Южин, акк. ф-но, Москва. Gramophone Monarch Record 022028;
18. Сирени запах, трели соловья (народная)
1903: Раиса Михайловна Раисова, акк. ф-но, С.-Петербург. С.-Петербург. Gramophone 23381;
19. Возле речки, возле моста (народная)
1903: Хор Мариинского театра, дир. Г.А. Казаченко, С.-Петербург. Zonophone X-64619;
20: На севере диком (Н. Дмитриев – М. Лермонтов)
1903: А. Владина, А. Богданович, Я. Фрей, акк. ф-но, С.-Петербург. Gramophone 24329.


(При написании использовались материалы сайта «Russian Records», а так же лазания по Интернету).

На фотографии один из популярных исполнителей арий и романсов в 1903 году в Российской Империи Леонид Витальевич Собинов (1872 —1934).

Продолжение (1904 год) http://www.stihi.ru/2014/06/06/6833


Рецензии