Странная барышня в замке Шенансо
Впрочем, это могла быть и сама королева.
Нет, я не имею в виду ряженных, которых иногда выпускают на аллеи этого старинного замка для придания чувства "исторической причастности" его посетителям.
Я поравнялся с дамой – около её пышных юбок выглядывала табличка, на которой значилось: "Менины, подарок Маноло Вальдеса".
Тогда стало понятно – знаменитый испанский скульптор и здесь успел отметиться своей популярной бронзовой дамой.
Самое время рассказать читателю генеалогию, так сказать, бронзовых дам Маноло Вальдеса.
Родословная этих дам восходит к полотнам другого знаменитого испанца Веласкеса, точнее, к его во многом загадочному до настоящего времени полотну, именуемому сейчас "Менины" – в переводе с испанского – "Фрейлины".
Вы видите фотографию этого полотна в правом верхнем углу моей иллюстрации. Сам художник, правда, назвал своё творение иначе – "Семья", так как на полотне запечатлены король Испании Филипп IV, его супруга Марианна Австрийская и их старшая дочь Маргарита. Говорят, в те времена слово "семья" включало в себя и всех домочадцев. Поэтому мы видим на загадочном полотне и фрейлин маленькой инфанты, и её любимых карликов, даже собака удостоилась одного из центральных мест.
И, конечно, сам Веласкес с кистями у мольберта и его родственник - гофмаршал в проёме двери.
На камзоле художника мы видим знак принадлежности к престижному рыцарскому ордену Сант-Яго. Эта малозначительная для нас деталь имела огромное значение для Веласкеса. Дело в том, что художнику казалось, будто бы аристократия относится к нему без должного уважения, словно он человек низкого происхождения.
Для того, чтобы доказать спесивым аристократам, что не уступает им в знатности происхождения, он давно добивался приёма в орден Сант-Яго. Это была сложная и дорогостоящая процедура. Через несколько лет хлопот Веласкес получил … отказ.
В частности, один из пунктов устава запрещал признать знатным человека, зарабатывающего трудом своих рук – маляра, художника, скульптора. И Веласкес начинает доказывать, что кормится вовсе не писанием картин (он действительно занимал высокую должность в королевском дворце, о чём свидетельствует другой знак на полотне – связка ключей на поясе). Борьба за вступление в рыцарский орден началась сначала.
Есть несколько версий о появлении на камзоле долгожданного знака. По одной из них, король, разгневанный собственной бюрократией, собственноручно нарисовал на полотне этот знак на художнике. По другой, Веласкес удостоился посвящения в орден через несколько лет после окончания работы над полотном. И вот тогда он и добавил пламенеющий крест ордена Сант-Яго.
Трудно вместить в короткий репортаж все известные нюансы. К нашей сегодняшней теме имеет отношение только изображение королевы Марианны Австрийской.
Кстати, а где же она сама на полотне великого испанца?
А вот – в небольшом зеркале за спиной художника. Что означает, что сами царственные особы находятся там, куда направлен взгляд художника – в том месте, где сейчас находитесь вы, уважаемые читатели.
Увеличенное отражение королевской четы я поместил справа от бронзовой дамы. В левом нижнем углу - другое изображение Марианны Австрийской.
Вы видите, что бронзовая дама очень похожа на королеву? Интерес и к полотну Веласкеса и к королеве Марианне Австрийской объяснен многими искусствоведами.
Многим выдающимся художникам не давало покоя это полотно. Например, гениальный Пикассо по его мотивам создал сорок восемь (!) картин.
Вот и современный художник и скульптор Маноло Вальдес не остался равнодушным к наследию великого земляка.
Кроме художественного таланта, Маноло наделён и хваткой бизнесмена. Поскольку у каждой дамы королевской крови было более десятка фрейлин, перед скульптором открылись неисчерпаемые возможности.
Он путешествует с несколькими десятками своих "менин" по всему миру, ему рады все крупные центры мировой культуры. Менины отличаются друг от друга некоторыми деталями, ростом и масштабом. Так называемая "галерейная цена" каждой скульптуры колеблется в районе двухсот тысяч евро.
На центральной фотографии в нижней строке читатель видит целую кавалькаду бронзовых "менин" на одной из экспозиций. Сам скульптор нежно взял под руку возглавляющую процессию бронзовую королеву.
Как и Веласкесу, ничто человеческое именитому скульптору не чуждо.
Обычно Маноло Вальдес дарит городам, которые устраивают его выставки, одну из дам. И так же обычно, руководство этих городов потом покупает у скульптора ещё пару девушек, чтобы той – первой – подаренной не было скучно.
Вот с такой первой – подаренной – дамой мы с вами сейчас и встретились на аллее замка.
Если "бизнес-план" знаменитого скульптора сработает в очередной раз, у нашей барышни в Шенансо скоро появятся подружки.
А в правом нижнем углу вы видите портрет королевы Анны Австрийской – жены Людовика XIII, которая, как помнит читатель по "Трём мушкетёрам" действительно имела самое непосредственное отношение к этому замку.
Свидетельство о публикации №114060403530
Правда - фрейлин у меня нет:)))))))
-
"Устав запрещал признать знатным человека, зарабатывающего трудом своих рук – маляра, художника, скульптора" - это сейчас взято на вооружение:)))))
Как только перестают работать - так и переходят в категорию знати.
А дворянство и прикупить можно!
Нонна Рыбалко 28.04.2015 12:50 Заявить о нарушении