Механика сценического волшебства
- У тебя концептуальное вИдение театра. Это и интересно... Расскажи о работе художника в театре.
- Наша работа - это сценография, декорации, костюмы, реквизит спектакля - все, с чем взаимодействует актер и что работает на текст пьесы. Театральный художник – это человек, который создает на сцене мир, созвучный тому миру, который воплотил в тексте драматург. Художник материализует слово в форму. И создает игровое пространство, в котором существует актер, атмосферу …
- Тонкая это материя… Язык художника символичен, не прям, использует метафору и аллюзию, работает с подсознанием зрителя.
- Некоторые думают: поставь на сцене крест - и можно играть что угодно, от «Гамлета» до «Мастера и Маргариты». Но предсказуемые метафоры, слишком прямолинейный язык в искусстве воспринимаются как пошлость. Художник, как никто другой, должен обладать вкусом. Условная , так называемая «универсальная» декорация, в которой все равно, что играть – это профанация сценографии как искусства. Каждой пьесе присущ свой образ, свой пластический язык, и у каждой пьесы должно быть СВОЕ уникальное сценическое воплощение.
- Твои сценографические решения - это зачастую целые инженерные конструкции, динамично трансформирующиеся на сцене: «Брат Чичиков», «Лучшие дни нашей жизни». «Дом, где разбиваются сердца», «Похождения Шипова»… Каждый раз ты по-разному используешь технику сцены, находя оригинальные решения для осуществления своей идеи, и передачи развития сюжета. Яркий пример тому - «Брат Чичиков». Расскажи о его находках .
- Один из классических приемов для смены места действия – сценический круг. А в этом спектакле у меня на вращающемся кругу стоит еще один станок, который , как стрелка часов, по мере необходимости движется независимо от основного круга. Обе конструкции работают самостоятельно. По ходу пьесы станок превращается то в венецианскую гондолу, то в дорогу, по которой катит бричка, то в бруствер, откуда отстреливается Ноздрев, и так далее. В сцене метели вся эта конструкция - круг и кибитка на станке - движется, словно во встречных потоках ветра - и таким образом, в вихре метели, герой попадает в Россию.
- Красивый ход…Спектакль отмечали за оригинальную сценографию. Собственно, автор пьесы, Нина Садур, далеко ушла от Гоголевского Чичикова. В чем суть пьесы?
- О России говорили…
- О России… И о купле-продаже непродаваемого – совести… Хорошо, а скажи, зачем тебе столько технических фокусов? (А еще говоришь, что не любишь Татлина)
- Спектакль – это событие, развернутое во времени и пространстве. А задача художника - обозначить это время и место с помощью целого арсенала средств - декораций, сценических приспособлений - так, чтобы это точно соответствовало настроению пьесы. Но и это не все. Одна из моих любимых задач – найти способ подать актера крупным планом.
- Как это делается? Ведь театр – не кино.
- Например, с помощью фурок (приспособлений для передвижения частей декорационного оформления), сценического круга, подъемно-опускных декораций, качелей, наконец... и так далее. Каждый раз ты пытаешься решить эту задачу по-новому. И, пожалуй, поиск этих способов - это самое ценное, чему научил нас наш педагог - Валерий Яковлевич Левенталь.
- Сколько человек училось на курсе, в его мастерской школы студии МХАТа?
- Шестеро. Из сотен абитуриентов было принято 6 человек. Вообще Валерий Яковлевич выпустил три курса. Мы были последними. А вскоре после этого он уехал из страны в Америку. Левенталь прежде всего - художник кино, закончил ВГИК. Его огромная заслуга в том, что он первый привнес в сценическое искусство эффект подачи актера крупным планом. Много работал с подвижными накатными площадками, которые выезжают вперед, в зрительный зал. И он первый осуществил приемы конструктивизма на сцене Большого Театра. Например, его постановка «Отелло» Верди: Левенталь возвел на сцене многоуровневые станки разной высоты, заставив певцов двигаться по ним по ходу действия. Он поставил актеров в непривычные для них условия, сломав стереотипы оперного жанра.
- А как решал задачу подачи крупного плана ты?
- В спектакле «Дом, где разбиваются сердца» один из способов приблизить актера к зрителю был способ «обманки» - иллюзии приближения. Он заключался вот в чем: на сцене длинная стена с иллюминаторами , установленная на центральной оси. И когда стена уплывает в глубину, возникает ощущение приближения к нам актера. Иллюзия – но она работает! Вот такие вещи и творят волшебство…
- Твои конструкции постоянно движутся, трансформируются, из рамы картины на зрителя выходят ожившие персонажи художника Павла Федотова («Игроки» по Гоголю), гондольер оказывается Чичиковым, а Незнакомка – везет кибитку вместо лошади. И эта фантасмагоричность оправдана и задана самим текстом. Или в "Трех сестрах" - в сцене, где дом становится госпиталем для солдат: ширмы из простыней, за которой возникали силуэты солдат, превращались в зловещий театр теней. Это впечатляло.
- Мне как-то жаль, что не удалось воплотить идею сделать стены дома из льющейся воды – для спектакля «Стулья» Э. Ионеску, поместив на одной из стен проекцию старой кинохроники, используя открытую воду, стекающую в водосборник, и дым (сцена, где герой вспоминает свою жизнь). Тут мне пришлось уступить режиссеру, ограничившись павильоном с подвижной стенкой. Этот спектакль, кстати, мы хотели везти на театральный фестиваль в Авиньон. Но не удалось: кризис, разруха в стране, и не случилось.
- А идея эффектная. И новая. Но технически - хм... Что ж, самое время вспомнить Мейерхольда и его "заумь": вот где новаторство.
- Мне не близок театр Мейерхольда. Поиски формы исключительно ради формы, эпатаж, перегибы в поисках ради одной новизны - мне это не симпатично. Мы работаем со словом, с настроением пьесы, мы работаем на драматургию. В этом суть поисков.
- Это как раз в традиции Русского театра. Психологизм, «вечные вопросы» - словом, все, что формирует человека.
- Желание Мейерхольда создать новый театр понятно. Старый театр – иллюстративен. К началу 20 века он уже исчерпал себя, имитируя реальность. Но сценография – не имитация реальности. Это искусство превращения - одного в другое.
- Искусство завязано на образе. И значит, требует глубины. Перед художником всегда стоит вопрос: в каком направлении идти?
- Я не люблю повторов. Бывает так: хорошая, крепкая работа. Грамотная. Но не прорыв. Понимаешь? Так уже делали. Нужны новые значимые идеи.
- Тогда о современности. Новые технологии изменили наше представление о зрелищном искусстве. Большие сценические площадки, оснащенные огромными экранами дали новые возможности, но и поставили под сомнение существование старых форм. Значит ли это, что театр как жанр – отмирает?
- Вся суета по поводу того, что театр умирает – чушь. Театр впитывает то информативное поле, в котором находится, и из него формирует язык, на котором говорит со зрителем. Да, прежние приемы устарели, и сейчас театр еще не имеет другого, выверенного языка. Пройдет этот период растерянности. Язык найдется.
- В то же время технические новшества подчас мертвят, выхолащивают сцену. Каково твое отношение к новым формам?
- Как к любым формам. Все дело в отборе. ЧТО именно ты выбираешь из предложенного арсенала инструментов и ДЛЯ ЧЕГО – вот что главное.
- Многие уверены, что в эпоху высоких технологий художник в театре станет не нужен.
- Это абсурд. Нет театра без художника. Без его концептуальной мысли. Бывает, что художник заменяет в постановке режиссера, его идея становится ключом к спектаклю. Да, в игровом жанре тон задает режиссер. А художник находит выразительную форму.
-Я знаю тебя по драматической сцене. Но у тебя есть и другая «ипостась». Расскажи о своей работе в Казанском театре кукол.
-Театр кукол - это своеобразный театр, отличный от драматического. Этакий «театр в кармане» - камерный, условный. У него совершенно иной художественный язык, язык гротеска. Здесь одушевляется неодушевленный предмет – кукла. У нее совсем другая сценическая пластика, нежели у актера. И, как известно, у этого театра бескомпромиссный зритель.
...
…В мастерской главного художника столы завалены разноцветной пленкой , на стене - эскизы к будущему спектаклю. Как обычно, им присуща лаконичная простота и вместе с тем некая утонченность, характерная для графического стиля Сергея Рябинина.
- Сейчас я работаю над спектаклем «Альбом для дочери» - по музыке Нажиба Жиганова (пьеса А. Егорова). Когда-то композитор написал для своей маленькой дочери альбом музыкальных пьес , связанных с разными событиями ее жизни, светлыми, и драматичными. В этом спектакле кроме кукол-перчаток будут плоские куклы-марионетки и, для раскрытия идеи пьесы, я решил ввести в действие цветной театр теней, куклы которого прозрачны и имеют фактуру и цвет, в отличие от обычных кукол театра теней.
- О! Кажется, в нашем театре кукол такого еще не было.
- Точно. Всякий раз экспериментируешь, изобретаешь что-то новое.
- Приоткрой секрет: из чего будут сделаны прозрачные куклы?
- Из полиэфирного цветного стекла и витражной пленки. Работа очень интересная, приоткрывает нам личный мир композитора, классика. Спектакль обещает стать заметным событием в жизни театра - если проблемы с финансированием не помешают выпустить его в срок.
- Вечная тема: "нет пророка в своем отечестве"... Кто из твоих сокурсников остался в профессии ?
- Практически только Елена Мирошниченко. С настоящим положением дел в российском театре трудно мириться.
- Еще учась на 4 курсе МХАТа, ты делал спектакль «Последний срок» по пьесе Распутина для Ульяновского театра драмы. Нельзя не отметить твои эскизы для этой пьесы. Прекрасные работы, во всех отношениях - и как живописные, станковые произведения тоже. Они, что называется, атмосферны. И композиционно - сильны, и по настроению.
Твоя сценография спектакля «Похождения Шипова» (пьеса Б.Окуджавы) получила Гран-при на международном фестивале спектаклей малых форм «LUDI» в 2012 году (г. Орел). Так же ты награжден дипломом за лучшую сценографию (пьеса «Без вины виноватые» - Островского, 2011 г., Калуга). У тебя есть свой стиль, метод, культура исполнения, наконец, нетривиальный багаж. Скажи, кто - главный человек, повлиявший на тебя в профессиональном смысле?
- Наиля Халитовна Кумысникова - педагог театрального отделения Казанского художественного училища им. Фешина. Ей, как педагогу и как человеку, и как прекрасному художнику, я обязан, как никому другому.
...
19.11.2013.
Свидетельство о публикации №114060401069