Х Й У
истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес
Псалтирь 84:11,12
Во тьме восходит свет правым
Псалтирь 111:4
Правда - елей, везде наверх всплывает.
Поговорка
* * *
Прямой (как жердь
прямой как рельса
прямой как неподвижный штырь)
встречает как-то ночью беса
и слышит:
ну, Ка богатырь, скидай-ка, быстренько поклажу
бес, как всегда, такую лажу
несет
что
мама не горюй...
Прямой,
как вставший в Небо [икс игрек и-краткое]
как напряженная ракета
лукавство зрит
и вРа3 на это
дает свой ПРАВИЛьный ответ:
когда нет правил
только Свет
укажет Путнику дорогу
Любовь
втекая понемногу
в дыру отверстую в груди
всего заполнит…
Погоди!!!!
взъярился истово Лукавый:
с тобой выходит, Боже - правый
а левый? -
(эко ты загнул)
Шайтан
Диавол
Вельзевул
и кто тогда в середке? в Центре?
кто поместился между них?
Прямой наладился
притих
глубОко погрузился в думу
припомнил почему-то “Сумму”
пера Аквинского Фомы
и что не стоит от сумы
и от неволи зарекаться
и “если бы”
всем Миром взяться
но нет
куда-то делся Мир
так
словно: “Оп!”
его факир
засунул вместо зайца в шляпу
и вот
Лукавому - сатрапу
Прямой представил свой ответ:
в середке люди.
...спору нет
способны все мы грех и благо
по воле Случая творить
но!
всех нас связывает нить
Путь указующая к Звездам
и люди - Мы
как птицы к гнездам
к планетам дальним полетим
и Там
(возможно вместе с Ним!)
МЫ БУДЕМ ЖИТЬ,
САЖАТЬ КАРТОФЕЛЬ...
вот так...
мой милый Мефистофель
все просто
словно дважды два
вверху, естественно, ботва
а клубень дивный сладко-сочный
сокрыт глубоко под землей
и
обрекая на покой
мы гроб под землю опускаем
на вырост будущих племен
и Верим!
Верим испокон
что прорастут Любовь и Благо
что сыновья спасут Отцов
да, для сего нужна от_Вага
и кто к геройству не готов
пожалуй, в Космос не взметнется
однако
жизнь на то дается
чтоб шанс использовать
и вот
кругом тебя честной наРод
а ты стоишь перед Лукавым
(кому предстанет парнем бравым
кому старушечкой с клюкой
кому девицей)
ой-ё-ёй
у бесов тысячи обличий
но суть одна
коварный Змей
бес деревенский
бес столичный
бес разницы
хоть лей елей
хоть окропляй святой водою
отвлекся
тут же
черт с тобою
так одержать и норовит
Держись!
и помни - it from bit
то есть “В Начале было Слово…”
ВСЁ начиналось с бла-бла-бла
и лишь потом закон суровый
провозгласил
Жизнь не Игра
а Дар божественно прекрасный
так пусть же Солнце в небе ясном
лукавство светом растворит
Небес покойся
не кручинься
Христос Прямого охранит
14.03 - 14.05.2014
________________________________
если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.
от Иоанна 9:41
Лукавый - общеслав. суф. производное от лука в значении «хитрость, коварство». См. лук (оружие), лука - кривой.
Школьный этимологический словарь русского языка.
КА, в египетской мифологии одна из душ-сущностей человека. В «Текстах пирамид» ка присуще только фараону и связано с идеей его божественного происхождения и могущества. В конце Древнего царства складывается представление о ка как о двойнике каждого человека, рождающегося вместе с ним и определяющего его судьбу.
ПСАЛТИРЬ, 37 ПСАЛОМ
;
1 Псалом Давида. В воспоминание [о субботе].
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня,
3 ибо стрелы Твои вонзились в меня, и рука Твоя тяготеет на мне.
4 Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего; нет мира в костях моих от грехов моих,
5 ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне,
6 смердят, гноятся раны мои от безумия моего.
7 Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу,
8 ибо чресла мои полны воспалениями, и нет целого места в плоти моей.
9 Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего.
10 Господи! пред Тобою все желания мои, и воздыхание мое не сокрыто от Тебя.
11 Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих, – и того нет у меня.
12 Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали.
13 Ищущие же души моей ставят сети, и желающие мне зла говорят о погибели моей и замышляют всякий день козни;
14 а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих;
15 и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа,
16 ибо на Тебя, Господи, уповаю я; Ты услышишь, Господи, Боже мой.
17 И я сказал: да не восторжествуют надо мною [враги мои]; когда колеблется нога моя, они величаются надо мною.
18 Я близок к падению, и скорбь моя всегда предо мною.
19 Беззаконие мое я сознаю, сокрушаюсь о грехе моем.
20 А враги мои живут и укрепляются, и умножаются ненавидящие меня безвинно;
21 и воздающие мне злом за добро враждуют против меня за то, что я следую добру.
22 Не оставь меня, Господи, Боже мой! Не удаляйся от меня;
23 поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!
* * *
ИСТИНА И ПРАВДА — понятия, используемые для характеристики наших убеждений. Если истина характеризует убеждения в их отношении к реальности, то правда характеризует их в отношении к нравственным ценностям.
Европейские народы не разделяют этих двух понятий, в основных европейских языках этой паре соответствует одно слово — английское «truth», французское «verite», немецкое «Wahrheit». В русском языке уже в середине 19 в. эти два понятия четко различаются. В «Словаре» В.И. Даля можно прочитать: «Истина — противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть; ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота. Истина от земли (достояние разума человека), а правда с небес (дар благостыни). Истина относится к уму и разуму; а добро или благо — к любви, нраву и воле» (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 2003. Т. 2. С. 52). И далее: «Правда — истина на деле, истина во образе, во благе: правосудие, справедливость. Творите суд и правду. Стоять за правду» (Т. 3. С. 308). Таким образом, как отмечает наш известный лингвист Ю.С. Степанов, в русском слове «правда» соединяются два значения — «правда как объективная истина и правда как внутренний закон, справедливость» Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. М., 2001. С. 447).
По-видимому, можно считать, что между этими двумя понятиями имеется вполне определенное различие: правда — это нравственно ценная истина; не просто истина, а такая, которая дорога нам, которая вызывает сильное эмоциональное чувство. Поэтому истина одна, а правд может быть много. В своем сближении с понятием справедливости понятие правды может очень далеко отходить от понятия истины. «Все говорят: нет правды на земле, но правды нет и выше», — читаем мы у Пушкина в «Моцарте и Сальери». Ясно, что здесь понятие правды совсем уже далеко отходит о понятия истины: Сальери вовсе не хочет сказать, что на земле и в небесах нет истины; она есть, но нет правды — правоты, справедливости. «Где ж правота, когда бесценный дар, когда бессмертный гений не в награду любви горящей, самоотверженья, трудов, усердия, молений послан, а озаряет голову безумца, гуляки праздного?»
В области естественнонаучных истин понятие правды почти не употребляется: эти истины не имеют нравственной окраски. С гносеологической точки зрения понятие правды в области философии естествознания излишне. Однако оно может оказаться полезным для методологии общественных наук. Прогнозы и концепции социологов, повествования о прошлых событиях историков мы склонны называть, скорее, правдивыми, нежели истинными. Часто здесь речь не идет об истине — в смысле адекватного представления реальности; более того, теоретическое построение социолога или рассказ историка могут даже расходиться с какими-то известными фактами, но тем не менее оцениваться как правдивые. Когда Томас Гоббс утверждает, что человек человеку — волк, и в обществе постоянно идет борьба всех против всех, то, хотя это противоречит многим известным фактам сотрудничества и взаимопомощи людей, некоторые чувствуют в концепции Гоббса какую-то глубинную, внутреннюю правду. Когда Макс Вебер доказывает, что на развитие капитализма в Европе существенное влияние оказали религиозные представления протестантов, мы чувствуем, что ему удалось подметить какую-то очень важную черту исторического развития. Описывая отношения между людьми, их поведение, историю событий, мы концептуализируем их по-разному и эта концептуализация может казаться одним правдивой, а другим — нет. Напр., события 25 октября 1917 г. в Петрограде один историк может описать как «большевистский переворот», а другой — как Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Здесь не идет речь об истине — с фактологической стороны оба описания могут совпадать, — но одно описание мы сочтем правдивым, другое — нет.
Гносеологическое значение понятия «правда» еще не вполне ясно и требует дальнейшего анализа.
АЛ. Никифоров
***
Ворон, не видя нигде добычи, заметил змею, которая грелась на солнце,
налетел на нее и схватил; но змея извернулась и его ужалила;
и сказал ворон, испуская дух: "Несчастный я! такую нашел добычу, что сам от нее погибаю".
Эзоп
***
В давние времена высоко в горах на скале жила ворона. А неподалеку от нее в норе жила змея. Только ворона выведет птенцов, змея тут же их и пожирает. Долгое время Змея поедала так птенцов вороны. Наконец стала вороне эта мука невтерпеж: из-за гибели птенцов всю жизнь проводила она в горе. А у вороны был приятель — шакал. Однажды, когда он пришел к ней в гости, ворона, тяжело вздыхая, рассказала о том, как ее угнетает змея.
Шакал ей посоветовал:
— Оставь это место, переселись в другое, вот и спасешься.
— Нет, друг шакал, я это место не брошу, а либо убью змею, либо сама погибну.
— Как же ты убьешь змею? — спросил шакал.
— Когда змея заснет, я подлечу и выклюю ей глаза. Змея ослепнет, а потом уж я как-нибудь ее убью, — отвечала ворона.
— Ничего у тебя так не выйдет, — сказал шакал. — Лучше пойди в деревню и укради у кого-нибудь из-под носа платок или рубашку. За тобой погонятся, а ты, спасаясь от них, набрось эту вещь на змею. Люди убьют змею, чтобы забрать свою вещь, и ты от змеи избавишься.
Вот полетела ворона в деревню и стащила платок у женщины, которая стирала белье. Погнались за ней люди, а ворона притащила платок и бросила его на змею. Люди подбежали, убили змею и забрали платок. А ворона, избавившись от змеи, зажила счастливо.
ШАБДА (санскр. йabda — слово, звук) — в индийской мысли широкий спектр явлений: звук, шум, фонема, звук речи, слово, фраза, язык в целом, речь. Практически все названные явления имели свои специфические названия (шум и звук — дхвани, или нала, фонема — варна, слово — пада, фраза — вакья, значимая единица — сплоти, речь — вач). Шабда — звук составляетобъект слуха, понимаемый либо как вечная субстанция (миманса), либо как изменчивое качество (вайшешика). В последнем случае ее субстратом-носителем выступает акаша (физическое пространство, эфир).
В философии языка шабда имеет два аспекта: слышимые звуки и воспринимаемое слово (прежде чем понять смысл слова, мы распознаем формирующую его последовательность звуков). Согласно определению грамматиста Патанджали, слово — это то, посредством чего при его произнесении появляется представление об объекте. Звуки (дхвани), исчезающие сразу посде своего произношения, не могут служить стабильными носителями смысла слова, поэтому необходимо найти элемент, который сможет выполнить данную функцию. Эта логика привела грамматистов к введению понятия спхоты (носителя смысла).
Грамматисты и сторонники мимансы верили в вечность шабды, понимая под последней слово Вед. Однако между ними не было согласия относительно того, что именно в слове вечно. С точки зрения мимансы вечны звуки, или фонемы, смысловые же единицы — слова, фразы и т. п. — вечны только за счет входящих в них фонем. Фонемы в произношении не создаются, а лишь манифестируются, проявляются. Для грамматистов вечны смысловые единицы речи и то, что позволяет это объяснить, естьспхота. Кроме веры в вечность Вед, миманса и грамматисты разделяли постулат о неизменности и врожденности связи между словом и обозначаемым им объектом (артха). Врожденность связи слова и объекта была для мимансы способом оправдания отсутствия у Вед автора (апаурушея). Если для мимансаков вечное (nitya) — это никем не созданное и существующее как бы вне времени, то дня грамматистов — это прежде всего инвариантное, т. е. повторяющееся при разных употреблениях. Соединение грамматической теории вечного слова и идей адвайты дало оригинальную концепцию лингвистического монизма Бхартрихари (шабда-адвайта). В вопросе об эпистемологическом статусе шабды как авторитетного словесного свидетельства мимансаки, считавшие его основной промаши своей системы, спорили с вайшешиками, сводившими шабду к логическому выводу (анумана). См. также ст. Аптавачана.
В. Г. Лысенко
Свидетельство о публикации №114060309889