Л. 5, 2011г. Переход от простого к сложному
«Этюды по Ветхому Завету» протоиерея Г. Фаста).
В творении мира наблюдается не только постепенность, но и определенная динамика, восхождение.
Шестоднев – величественная панорама того, как Бог переходит от творения простейшего ко все более совершенным и высоким ступеням бытия.
- Первичный хаос, земля, вода.
- Свет и энергия
- Разделение вод
- Переход от первичного мирового океана
к материкам, землям, морям и другим водоемам
- Растительная жизнь
- Одушевленный мир – рыбы, птицы, животные
- Человек
…Библия показывает нам лестницу творения, но нигде не говорит о превращении низшего в высшее.
Наоборот, все сотворено «по роду и по подобию (Быт.1,11 и др.)».
Об этом определенно говорит св. Василий Великий. Так о растениях он пишет: «И таким образом, что при первом сотворении возникло из земли, то соблюдается и доныне чрез сохранение рода последовательностью преемства (57, Шестоднев, беседа 5, стр.43). Также говорит он о животных: «Природа существ, подвигнутая одним повелением, равномерно проходит и рождающуюся, и разрушающуюся тварь, сохраняя последовательность родов посредством уподобления, пока не достигнет самого конца; ибо коня делает она преемником коню, льва – льву, орла – орлу, и каждое животное, сохраняемое в следующих одно за другим преемствах, продолжает до скончания вселенной. Никакое время не повреждает и не истребляет свойства животных (57, Шестоднев, Беседа 9, с.86).
Каждая ступень лестницы тварных существ восходит к Богу и участвует в своем обОжении, но не превращается в другую ступень тварного же бытия. Нет никакого смысла в том, чтобы цветы превратились в зверей. Смысл в том, чтобы и цветы, и звери преобразились в Божественной славе.
Так, на горе Преображения одежда Спасителя сделалась белою, блистающею, преобразилась благодатию и светом фаворским, но не превратилась в кожу или иное что. Ив будущей жизни будет новое небо и новая земля. Земля не станет небом, земля станет новой землей. Люди не в ангелов превратятся, а станут обновленными людьми, причастными Божескому естеству.
Следует отметить, что не только в своем появлении каждая тварь зависит от Творца, но и в дальнейшем бытии она укоренена в промыслительном о ней действии Бога Вседержителя и Промыслителя.
Всякая тварь имеет, по мысли преп. Максима Исповедника, свой Божественный логос, вложенный в нее Божественным Логосом, творящим словом Бога-Творца. От Божественного Логоса,
Слова Творца – всякая «-логия» этого тварного мира (фило-логия, био-логия, космо-логия, гео-логия и т.д.).
Еврейское слово день (йом) связано со словами «встать», «подняться». Это – пора действия. А ночь (лайла) – это пора, когда все сворачивается, уходит в себя. Так в творении мира чередуются свет и тьма, подъем и спад жизни, активность и пассивность, разворачивание и сворачивание всех творческих сил и энергий.
Понятие дня естественно связано со временем. Но в самом тексте Слова Божия все-таки днем названо не определенное время, а свет. То есть, значение не хронологическое, а оптическое.
Свет – основа миробытия, основная его стихия.
Энергия – бытийная и жизнетворная сила.
Абсолютный инвариант, не подверженный никаким изменения – скорость света. Некая первичность света в тварном мире. И в духовном мире Бог есть Свет и просвещает светом истинным, светом нетварным, фаворским всякого человека и всякую тварь
Свидетельство о публикации №114060106503