Читательский обзор. Михаил Фокс, май-2014
-----------------------------------
«Что это у вас за странные гетры? - спросила Зинаида Николаевна, осматривая ноги Есенина через лорнет. – Это валенки, - ответил Есенин». (В.Б. Шкловский Гамбургский счёт. М. 1990,с.372).
«Оптика» восприятия – любопытная вещь: меняешь ракурс, выстраиваешь иной контекст и всё бывшее устойчивым и эстетически привлекательным, вдруг кажется надуманным, наивным и скучным… Эйфория времени «собирания» лонга постепенно проходит и пора более пристально взглянуть – а что же тут насобиралось)… Есть и бесспорные лидеры по эстетической выразительности и концептуальной насыщенности, и стихи, явно выпадающие по стилистике и эстетическому впечатлению. Только не спрашивайте – куда они «выпадают»?)) Пример последнего варианта – стихотворение Алёны Воли «журавль» - http://www.stihi.ru/2013/08/03/6684 отборочный тур БЛК. Уже во второй строке возникает ритмический сбой и приходится вместо «журавль» читать «журавель», затем на фоне складывающейся пасторальной картинки появляется некий «гептамил», и тут же читатель узнаёт о существовании «сердечного шкворня» и сие словосочетание выстраивает простую коннотацию – эпизод из известного фильма «За двумя зайцами», когда между главным героем и Проней Прокоповной происходит следующий диалог: - Ваша папироска шкворчит - - Это в груди моей шкворчит -… Явно непредвиденный автором комический эффект. И после тяжеловесной инверсии –
«Но рухнул мост под тяжестью замковой,
что нами был на белой свадьбе скован» -
концептуальное «сука» подводит незатейливый итог… Не впечатлил своей разнородной поэтикой и «призрак» Кисточки Ра - http://www.stihi.ru/2013/07/04/5624 отборочный тур БЛК. «Безводный» не только по сюжету, но и по смыслам стих… «…изрубишь стельки допьяна» и «немощно взыграет лик» - и то, и другое выражение вызывает какие-то нездоровые ассоциации))…Постмодернистские игрища - СЕРЕЖКА ПОПОВ «шмелёт поля. взгляд из африки» - http://stihi.ru/2012/09/28/4184 отборочный тур резидентов БЛК – так и остаются с точки зрения эстетики играми в разделе «забавное»…В этом же разделе и ИОСИФ ГАЛЬПЕРИН "Пролетарская песня" http://www.stihi.ru/2014/05/01/3297 номинатор Геннадий Руднев . Пролетариата в строгом марксистском понимании уже полвека не наблюдается ни у нас, ни в окрестных «биоценозах», так что «орнитологические» наблюдения имеют ограниченную историческую ценность. Из трёх «почвеннических»(так их назову) стихотворений - СЕМЕН КАЦ «Воспоминание о земле костромской» http://www.stihi.ru/2012/02/19/1304 отборочный тур резидентов БЛК, СЕРГЕЙ СИНЬКОВ «В.Г. Распутину» http://www.stihi.ru/2014/01/16/3160 номинатор Юлия Вольт и НАТАЛЬЯ ВЕРДЕРЕВСКАЯ «Баллада о речке Дарье» http://www.stihi.ru/2014/05/04/1011 номинатор Ильдар Харисов, последнее произвело наиболее сильное впечатление – и эпичностью повествования, и самим концептом синтетичности русской культуры. Понятно, что ценители тихой, «шепчущей» лирики "обошли" эти стихи своим вниманием. Им интересно о своём, «любимом»)…Это любимое - популярный тренд БЛК – саморефлексия (не важно надрывное ли это самокопание или самолюбование) – представлено как всегда широко и разнопланово. Выделю два стихотворения наиболее понравившиеся - СТРАН-НИК "Снегопад" http://www.stihi.ru/2012/01/10/11433 номинатор Татьяна Комиссарова и ВАЛЕРИЙ ПОЛАНД «про любовь» http://www.stihi.ru/2014/03/30/6552 отборочный тур резидентов БЛК.
«так недвижим и вязок сегодня свет
словно когда-то – в первые дни творенья
в снежном тумане города больше нет
есть лишь провал во времени…» - очень осязаемый по образам и смыслам текст, так и хочется применить словечко из лексикона старинной эстетики – «изысканно»… Во втором про жизнь и смерть телевизора замечательно, столько коннотаций сразу выстраивается по поводу причин, по которым и сам читатель хотел бы принять участие в судьбе этого важного персонажа нашей жизни)…И финал хорош – каждый свой Питер увидел, хотя, возможно, не каждый ему обрадовался)…
И, конечно, надо сказать несколько слов о стихотворении Натальи Крофтс «На развалинах Трои»
http://www.stihi.ru/2012/01/24/4186 отборочный тур резидентов БЛК. Автор(М.Ф) принял скромное участие в обсуждении этого стиха под обзором Юрия Семецкого и сказал, естественно, не всё, что мог бы. Да и на какие-то вопросы не ответил. Про «оптику» восприятия повторяться не буду и спорить по поводу штампов тоже. Для этого стиха главное - при его восприятии и оценке – концептуальная насыщенность и множественность возникающих коннотаций. «Голый человек на голой земле» - известная метафора, описывающая ситуацию человека «заброшенного» (М.Хайдеггер) в мир, где идёт вечная война…Где апокалипсис здесь и сейчас. Первая строка этот масштаб и задаёт, и автор, оттолкнувшись от неё, и ведёт читателя в этот безумный мир, и отстраняет от него, не живописуя все ужасы этого действа…Достаточно воя собак и шума ветра, чтобы ощутить затишье перед битвой. А газеты «Таймс» и «Правда» из Трои нас переправляют в недавнее прошлое, одно из возможных прошлых, и рождают одновременно ассоциации с Оруэллом «1984», где «Война – это мир» и идёт война то с Евразией, то с Океанией.
И по поводу сомнений Игоря Гонохова – открывает ли нам обыденность картину вечного? Безусловно, открывает. Для этого просто надо, как я сказал, менять «оптику» восприятия. Показательный и для меня репрезентативный пример – анализ М.Хайдеггером картины В.Ван Гога «Башмаки» в его работе «Исток художественного творения». Приведу его слова – «Из темного истоптанного нутра этих башмаков неподвижно глядит на нас упорный труд тяжело ступающих во время работы в поле ног. Тяжелая и грубая прочность башмаков собрала в себе все упорство неспешных шагов вдоль широко раскинувшихся и всегда одинаковых борозд, над которыми дует пронизывающий резкий ветер. На этой коже осталась сытая сырость почвы. Одиночество забилось под подошвы этих башмаков, одинокий путь с поля домой вечернею порою. Немотствующий зов земли отдается в этих башмаках, земли, щедро дарящей зрелость зерна, земли с необъяснимой самоотверженностью ее залежных полей в глухое зимнее время. Тревожная забота о будущем хлебе насущном сквозит в этих башмаках, забота, не знающая жалоб, и радость, не ищущая слов, когда пережиты тяжелые дни, трепетный страх в ожидании родов и дрожь предчувствия близящейся смерти.» У любой детали бытия, кроме своего масштаба, всегда есть масштаб всего бытия в целом. Вот в стихотворении Натальи Крофтс и получилось всё это показать, и кому-то посчастливилось это увидеть…
Много ещё интересного и странного удалось мне прочитать в нынешнем лонге, но, увы, не обо всех стихотворениях смог поговорить…Но дай Бог, не последний лонг)…
Свидетельство о публикации №114060100572