Глава 6 Слово к Богу из глубин сердца

1

Что в том хорошего, однако, иль какая польза мне
Ряд песнопений этих скорбных продлевать,
Коли подавленный теряю бодрость я,
Взамен того, чтоб выжечь мерзкий гной
Железом раскаленных сердцем  слов,
Скопившийся в смертельных ранах нескончаемых моих ,
Иль, с отвращением, чтоб рвоту вызвать пальцем глотку щекотать,
Отрыгнуть всю скопившихся недугов желчь,
Что причиняет острую душе ранимой боль.

2

Поскольку недостойным оказался я
Хвалиться славой вместе с сонмом всех святых,
У коих губы в ликованьи, и коих смеха полные уста, 
Как псалмопевец с притчесловом нам рекли,
Я кo второму чину обращусь,
Всех мне подобных здесь упомянув,
Хотя и при моей неправедной вине
Поступки и раскаяние их
Окажутся превыше всех моих.   
Вот Манассия удостоен празднеств был,
Чьи прегрешения гораздо менее моих;
В сравненьи с наглым криводушием моим
Почтенья удостоен даже фарисей;
В сравнении со мной, нарушившим обет,
С ним удостоился похвал и блудный сын;
Неблагодарный я и подлый, и в сравнении со мной,
Быть упомянутым достоин и Амасии двуликий сын;
Благословения разбойник удостоен, неверующих разом обвинив;
Была блудница почтена – праматерь кающихся всех.
Я с бешенством достойным иудейских скопищ, о создатель,
С ничуть не меньшей яростью, восстал против Тебя;
И богоборцы не могли тягаться так с Тобой,
Как я Тебя упорно отвергал;
Не погнушался я отречься от Тебя – Творца всего;
Как фараон ожесточил я сущность сердца своего;
Подобно морю, возмущаемому бурей, клокочу,
Устыжен, устрашен суровостью веленья Твоего,
Не менее, чем берегом устрашена морей волна.
А мера тяжести проступков совершенных мной
Сравнить возможно лишь с песочною горой: 
Неисчислимо более песчинок в ней число,
Чем всех неправедных моих греховных дел.

3

Хоть и не счесть песчинок собранных на водных берегах,
Однако неприсуща им способность множиться - родив.
Меж тем грехов моих преступных всех не счесть –
И невозможно их запомнить всех,
Поскольку грех один рождает грех другой:
Один вот - с порослью его,
С отростками - другой; 
Один вот - с пятнами его,
И с бедствием - другой;
А этот - с терниями вот,
С корнями тот - другой;
Один вот - с черенком его,
С плодами тот - другой; 
Один - с побегами его,
С ветвями тот - другой;
Один же вот - с перстом его,
С когтями тот - другой;
С его задором этот - вот,
С могуществом - другой; 
Один - с влиянием его,
Со знаками - другой;    
Один - с подобием его,
Со следом тот - другой;
С его тенями этот - вот,
И с мраком тот - другой;
Один вот - с натиском его,
С уловками - другой; 
С его лукавством этот - вот,
И с умыслом - другой;
Один - с прибежищем его,
С пределами - другой; 
Один вот - с бездною его
И с мерзостью - другой;
Один вот - с молнией его,
Со страстью тот - другой;
Один - с хранилищем его,
С сокровищем - другой;
Один - с источником его,
С болотом тот - другой;
Один - с рекою вот его,
И с лавою - другой;
Один - с горением его,
Со скромностью - другой;
Один - с пучиною его
И с пропастью - другой;
Один - с зарею вот его,
С затмением - другой;
Один с его громами - вот,
И с каплями - другой; 
Один - с течением его,
С потопом тот - другой;
Один - со льда куском его,
И с ледником - другой;
Один - с тропинкою его,
С дорогою - другой;
Вот печь плавильная, вот зной ее,
Вот пламень - языки его,
Вот жир топящийся, вот смрад его,
А вот полынь и горечь вот ее,
А вот губитель и прислужники его, 
А вот насильник и тати его,
А вот гордец и воины его,
А вот бандит и шайка вот его,
Вот хищный зверь - его щенки,
Кусающийся вот - следы клыков его,
Вот осквернитель и подобные ему.

4

Теперь вот эти именно грехи
Суть повелители и осквернители всех душ;
Из них же каждый делится на множество частей –
На тыщи тысяч и на темень тьмы.
Число же общее их может знать лишь тот,
Кто предстоящее деянье давно свершившимся в нас зрит.
И, если человек не станет более лукавить, лгать себе,
Не будет лицемерить, а - не колеблясь признавать свою вину,
Он чрез познание себя же самого
Почувствует всю общечеловечность своего же естества,
Поймет, что земнородный сам, и меру совести в себе он сохранит.
Тогда ведь очевидным станет для него,
Что перечислил не напрасно я
Описанные виды прегрешений сих;
И даже сущности тех заблуждений не определив,
Что кружат в нашем многогрешном естестве,
Лишь часть из тьмы деяний злых я показал,
Дабы судить могли о прочих вы по ним.


Рецензии