Тебя я помнил с давних пор
Тебя я помнил с давних пор,
Тебя я помнил так давно,
Что сам не верю в этот вздор…
Я узнавал тебя в листве
И в снеге, укрывающем рассвет,
В холодной опрокинутой весне
Угадывал далёкий силуэт.
Ты знаешь, я не видел никого,
Кто был с тобою хоть немного схож,
Я уходил сквозь сумрак вековой,
В далёкие края, где ты живёшь.
Однажды я устал тебя терять
И отвернулся на какой-то миг.
Наверное, была весна опять,
Из-под камней бежал наверх родник.
Напиться я хотел воды живой
Из глубины, из вечной темноты,
И позабыл, наверно, голос твой,
Я позабыл, как выглядела ты.
Ты подошла – и отразилась там,
В воде – как в сотне маленьких зеркал,
Забвение стекало по рукам,
Я видел, но тебя не узнавал…
Ты знаешь, это так смешно,
Тебя я помнил с давних лет,
Тебя я помнил так давно,
Что сам не верю в этот бред.
О ритмике (небольшое пояснение)
На первый взгляд ( силлабо-тонический) у стихотворения не всё в порядке с метрикой и ритмом – вначале первый катрен идёт четырехстопным ямбом, затем сбивка ритма и переход на пятистопный.
На самом деле здесь ритмика песенно-декламационная и имеет скорее отношение к тоническому стихосложению, где наиболее важны ударные длинные слоги – икты, как правило, имеющие длину 3 моры. В случае такого рассмотрения обрамляющие катрены структуры типа 4-х стопного ямба имеют по три долгих слога в строфе и последний отделен рассекающей цезурой, которая потом (в пятистопном ямбе) переходит в пиррихий, не увеличивая общую длительность строфы, имеющую, как и прежде три долгих слога.. Таким образом, ритмически обрисовывается бег времени в забвение, в Лету. Равноударность в данном случае недопустима, как и пренебрежение паузой – в этом случае происходит вырождение в четырёхстопный ямб со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями, в частности, искажается и уничтожается мелодика стиха.
Ты знАешь, это тАк /// смешнО, 01/01/01///01
Тебя я пОмнил с дАвних /// пОр, 01/01/010///1
Тебя я пОмнил тАк /// давнО, 01/01/01///01
Что сАм не верю в Этот /// вздОр… 01/01/010///1
Я узнавАл тебЯ /// в листвЕ 00/01/01////01
И в снЕге, укрывАющем рассвЕт, 01/00/01/00/01
В холОдной опрокИнутой веснЕ 01/00/01/00/01
УгАдывал далЁкий силуЭт. 01/00/01/00/01
Где 0 – безударный слог, 1 – ударный, 01 – ямб, 00 - пиррихий
В принципе, для правильного восприятия ритмики стоило бы, наверное, использовать синтаксис лесенки для чёткого определения пауз.
Ты знаешь, это так
смешно,
Тебя я помнил с давних
пор,
Тебя я помнил так
давно,
Что сам не верю в этот
вздор…
Я узнавал тебя
в листве
И в снеге,
укрывающем
рассвет,
В холодной
опрокинутой весне
Угадывал
далёкий силуэт.
Ты знаешь,
я не видел никого,
Кто был с тобою
хоть немного схож,
Я уходил
сквозь сумрак вековой
В далёкие края,
где ты живёшь.
Однажды я устал
тебя терять
И отвернулся
на какой-то миг.
Наверное,
была весна опять,
Из-под камнЕй
бежАл наверх роднИк.
Напиться я хотел
воды живой
Из глубины, из вечной
темноты,
И позабыл, наверно,
голос твой,
Я позабыл,
как выглядела
ты.
Ты подошла –
и отразилась там,
В воде – как в сотне
маленьких зеркал,
Забвение стекало
по рукам,
Я видел,
но тебя
не узнавал…
Ты знаешь, это так
смешно,
Тебя я помнил с давних
лет,
Тебя я помнил
так
давно,
Что сам не верю в этот
бред.
Свидетельство о публикации №114053104737