Семинар 1. То же, да не так же

 ...Часы показывают среднее время между таблом часов перед входом в зал и часами в зале. Но я свои часы постоянно проверяю по гудку маяка, когда смотрю «Вести» в 23 часа. Так что мои часы, наверное, точнее. И поэтому по моим часам давайте начнем наш условно семинарский отрезок.
     Он будет включать в себя и организационные моменты, но, прежде всего, я постараюсь уделить внимание каждому  из участников. ПРИНЦИП ВНИМАНИЯ друг к другу – один из стержневых принципов нашей работы...

     Итак, Кочетков Владимир Николаевич. Какие победы удалось одержать?
 -  К сожалению не все хорошо, так как учебник, который Вы мне порекомендовали я не нашел.
 -  Учебник конечно можно спросить у друзей... Раньше он продавался достаточно хорошо и был в Вашей городской библиотеке (г. Троицк, Академгородок – ред.) Я к ним заходил и просил приобрести побольше... А у Вас не выдают на Кафедре?
 -  У нас есть, но на дом не выдают.
 -  Можно заниматься на Кафедре. Вы можете спросить в Институте философии, они обычно не отказывают. В Ленинской библиотеке и в других крупных пока нет такой возможности выдавать на руки, но в перспективе это возможно...
    Вот я Вам обещал принести лекции для аспирантов и соискателей...  Они проходят по средам на втором этаже Института философии, в конференцзале. Я бы Вам советовал посещать эти лекции.
 -  Вы можете назвать темы, которые будут на следующей неделе?
 -  Первая это «Предмет философии», а вторая «История философии». Мы сейчас готовим методички, они будут более продвинуты нежели предыдущие выпуски подготовленные нашей Кафедрой для аспирантов и соискателей. Для самоподготовки я постараюсь Вам их принести.

    По другой литературе и справочникам – задание предмета философии... Вот двухтомник «Введение в философию». Наиболее подходящая из существующих книга, но и не идеален.  Он отличается от учебников выпущенных ранее – уделено очень много внимания самой философии...
     И, конечно, главная проблема современного курса философии, это первоисточники по всей философии, начиная с момента возникновения и до настоящего времени. Конечно, в целом, первоисточники на русском языке переводятся достаточно полно, также как и издания русской классики. Беда в том, что не во всех библиотеках эти издания есть и в институтах они передставлены мало. Произведения Маркса, Энгельса и Ленина еще сохраняются, но и они зачастую выбрасываются в макулатуру. Это, конечно, самое настоящее варварство. Некоторые выбрасывают философские журналы, не дооценивая их ценности...

     Книга Камю «Бунтующий человек»...   Начало мифа об абсурде во первых строках. Ну, и конечно одна из фундаментальных постановок философии дается во втором разделе. Здесь дано представление о марксистско-энгельской философии в целом и её надо критически изучить...

 ...Помню Вы отпросились и Вам не удалось начать со всеми. Ну, вот,  стало быть,кто еще не успел, можно приступить к изучению первоисточника.
     В своих конспектах привыкайте записывать заглавие.  Энгельс Фридрих. Сначало фамилия, потом имя. Н., Политиздат, 1974. Без буквы «г». Редактор убирает эту букву. Одно время название издательство ставило в кавычки, сейчас этого нет.
 Существует система, принятая в мире. М – Москва; Л – Ленинград; СПБ – Санкт Петербург;  Минск, Львов – писать полностью...

     Целесообразно начать конспект с краткой аннотации на соответствующие произведение. По какому поводу написано данное произведение? Зачем? С какой целью? По этим аспектам отражается историческая обстановка, условия в которых писалась работа. Это относится не только к философии, но и к работам Энштейна, Гильберта, Больцмана, покончившего жизнь самоубийством. Да и к любым литературным произведениям. Историческая обстановка всегда помогает понять глубже замысел и значение работы. Знание того времени, когда она была написана имеет не преходящее значение. Если первоисточник содержит какие-то законы (Ньютон), актуальные и сегодня; те или иные идеи, в том числе имеющие не преходящее значение или имеющие аналогию исторической обстановке – они как бы осмысливаются заново.
     Некоторые идеи, которые раньше не вызывали особого внимания, находились в забвении, вдруг получают новое звучание с новым этапом развития науки и мысли, или новое значение...
     Материал для аннотации, как я говорил, можно встретить в книге. Предисловие читать целесообразно и необходимо.
     Особенно ценную информацию имеют примечания к заголовкам...
     Все вот эти элементы культуры работы с книгой, статьёй полезно осознать, осмыслить и взять на вооружение.

     Курс философии меет существенное значение для повышения философской культуры научного и литературного работника. Хотя продолжается бум идеи, что кандидатский экзамен по философии надо отменить. Я бы все экзамены отменил и в школе, и в ВУЗе, и в аспирантуре..Однако...
     Я Вам желаю успеха в систематической работе и подготовке к нашим занятиям. «Хвосты» с трудом преодолеваются...

 ...Инденко Валерий Анатольевич. Вы староста, как представитель института. Скажите Ваш телефон... Спасибо, просьба всем микростаростам записать этот номер для связи. Свой телефон я уже давал...
 У Вас какие успехи?
 -  Я пытался, но получалось урывками, не успеваю, трудно. Кое что нашел в Ленинской библиотеке. Немного законспектировал...
 -  У Вас есть содержательное начало. Это плюс. Могу пожелать Вам успехов в изучении и конспектировании...

 ...Устинов Игорь Викторович. Какие успехи?
 -  Такие же. Аналогичные проблемы. Сложно в силу определенных причин. Я в Философском словаре некоторые термины прочитал...
 -  Можно приветоствовать начало. Пожелаю дальнейших успехов. Спасибо!

 ...Баграмов Равиль Лутфуллович, у Вас?
 -  Я нашел книгу, начал вчера читать. Энгельс рассматривает много вопросов,  к нашему курсу отношения не имеющих. Время ограничено чтобы прочитать всю эту работу.
 -  Спасибо за комментарии и впечатления. То что Вы назвали отвлекающими моментами, могут оказаться способствующими глубине понимания... Андронов «Арифметика 3 класса» в примечании попытался изложить основы арифметики. Он заметил, что ученикам 1-4 классов уже освоенный материал кажется знакомым и нудным. Учащиеся по началу не замечают, что здесь подаётся то же, но не так же. И Вы тоже почувствовали в нашем с Вами обсуждении философии, что мы будем рассматривать и осмысливать то же, но не так же.
 -  Почему мы начинаем изучение с Камю и  конца  классической немецкой философии?
 -  Это случайный выбор.  Они относятся к числу фундаментальной философии. Мы не ограничимся этими работами. Круг фундаментальных проблем является необозримым. Основной вопрос философии формулировался Энгельсом и Камю, а начинался он с античных философов.
 -  Какой вопрос Вы считаете основным в философии?
 -  Адекватный и соответствующий философии предмет мы начнем рассматривать, если философию понимать как учение о всеобщем... Вот каково это «Всеобщее», как устроен Мир?
 -  Не получится ли так, что изучая работы Энгельса, Камю мы, как и прошлые годы будем формировать какой-то однобокий взгляд на философию? Не лучше ли пройтись по всей философии?
 -  Опасность односторонности существует всегда. Но реализуется ли она – зависит от самого человека. Я буду приллагать все усилия к тому, чтобы наш курс не был односторонним. Стержнем будет сама история философии. История есть история... Я предложил Вам категорию знаний, а не одно знание...
     С Вашим замечанием я согласен. Ну, а Вам успехов под девизом то же, но не так же... И не впадения в односторонность. Не впадения в частности, но и оставляя для себя открытым путь в любую частность которая Вас заинтересует. Специалист есть специалист, он специализируется в частности... Вам я желаю успехов.

 ...Костик Анатолий Анатольевич. Как успехи?
 -  Никаких.
 -  Бывает и так. Оргвопрос к Вам. На нашу первую консультацию 15 октября, то ли приходил, то ли просил записать его соискатель Московец Евгений Владимирович. Как он жив здоров? Как его воодушевление?
 -  Я его видел вчера, он очень хочет придти.
 -  Передайте ему пригласительный привет. В список я его включил. В пятницу, к 10.00. И передайте ему, пожалуйста, содержание всех бесед, который у нас состоялись.
     И еще есть неизвестный аспирант. Это Апаль, сейчас он болен, но я включил его в список участников. Правда, он живет и работает в Москве, но хочет приезжать сюда. Правда, у него есть выбор.

 ...Груздев Николай васильевич. Как успехи?
 -  Я пытался, но не нашел книг.
 -  Тогда Вам пожелание к следующему разу  достать...

 ...Репеев Юрий Алексеевич.
 -  Я нашел Камю, но прочитал не до конца, хотя и поразмыслил на эту тему.
 -  Хорошо, успехов...

     Я уже советовал изучать первоисточники. К следующему разу принесу показать «Фрагменты древних греческих философов», часть 1. Лучшее в мире издание. Перевод вновь дополненный и обработанный Лебедевым. Еще более продвинутые и усовершенствованные фрагменты Демокрита и Пифагора.
    Выпущена подборка «Мир философии». Она соответствует тематике введения в философию. Если сможете достать, то очень хорошо использовать. Я купил 2 тома у Вас в Троицке. Они уделяют внимание философии, несколько раз к ним заходил.  Всякая литература полезна, но первоисточники – основа изучения. Конечно, со временем трудно всем и подготовка по философии потребует значительного внимания. Но раз, уж, Вы решили посвятить этот год подготовке к кандидатскому экзамену по философии...  Лучше не гнаться за числом страниц - лучше меньше, но лучше...

     Еще у кого какие вопросы? Нет?  Тогда, проявляя гибкость, прежде чем приступить к обсуждению предмета философии... У кого какие представления, кто и как отождествляет, понимает термины «полемика» и «дискуссия»?

     В «Словаре иностранных слов», «Полемика» - франц. полемик от греческого полемико – воинственность, враждебность, собрание по какому-либо вопросу в процессе обсуждения чего-либо. Когда сильней ругаются, стараются поразить противника, одержать победу...
     Ну, а «Дискуссия» - от  лат. дискуссио, рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса в беседе. 
     Полемика соответствует целям победы противника... Одержать победу. От полемики дело переходит на кулаки и более мощное противостояние, что сегодня бушует в нашем многострадальном Отечестве, да и во всём мире.
     Ну, а в дискуссии целью является придти к общему мнению, то есть как производное для достижения истины. Всестороннее рассмотрение обсуждаемого. Исследование без навязывания своей точки зрения, направленное на достижение консенсуса.

     Конечно же наш семинар будет как диалог, методом дискуссии, методом, где мы все выступаем как коллеги, каждый со своим опытом, обозначая этот опыт словами. Мы будем пытаться совершенствовать метод понимания и взаимопонимания, стараться обогащать личный опыт каждого.
     Я не знаю что у каждого за душой и в душе. Я приглашаю посильно Вас к взаимному диалогу с целью личного обогащения. И только в этом ключе мы будем и  вести наш диалог.

     Завершая  занятие, еще раз прошу рассмотреть предмет философии и её основной вопрос, как тему для домашней медитации. Именно с этого мы и начнем наш семинар в следующую пятницу.

            С почином Вас дорогой Читатель! Спасибо что Вы вместе с нами
            присутствовали на первом занятии Юрия Петровича.
            Приносим редакторские извинения за то, что не всё и не всегда
            нам удаётся воспроизводить однозначимо. Будем стараться.
            Тебе же – успехов в самообразовании на очень и очень не легком
            Пути познания Истины...


Рецензии