Махатма ЧастьI
Что означает в Индии «Великая душа»,
В народе звали Бапой,
То есть - «Отец нации»
И это имя,
Индийский народ полюбил навсегда.
Махандас не любил, когда его называли Махатмой,
Великим мыслителем, ученым, вождем…
Он чувствовал себя простым индусом
И старался ничем не выделяться при том.
Для простых людей имя Махатма
Вызывало представление ума,
Как о посланнике божьем, святом человеке,
Способным творить чудеса.
Одевался Ганди, как обычный крестьянин:
Вокруг худого тела,
Кусок домотканой ткани- кхади,
Обернут был.
На ногах- самодельные сандалии, на деревянной подошве,
Да посох всегда носил.
Глаза спокойные, как глубокие воды,
Светом внутренней силы
Сияли подобно звезде.
Беззубая улыбка, милого ребенка,
На безмятежном, ласковом лице.
В общении- прост и застенчив,
Себялюбия начисто лишен,
Не имел зависти, заносчивости, хитрости,
Даром бескорыстия был наделен.
Удивительно доверчив, никогда не скажет неправду,
Даже если бы жизни стоило это ему,
Не любил оставаться на одном месте,
Исходил всю Индию, общался с народом,
На родном собеседнику языке.
Спал мало, на полу или топчане,
Постелив циновку под себя,
Довольствовался пищей простого крестьянина,
Был вегетарианцем, не курил, конечно,
Даже чай и тот- не употреблял.
Открыто признавал свои ошибки и заблуждения,
К любому успеху- не бежал,
Подношений не принимал,
Потаенное самоограничение страстей и желаний:
Образ мысли
И уклад его жизни составлял.
Ему послушны были миллионы?
Весь Мир о нем заговорил,
На редкость прозорливый, тонкий политик,
С обостренным чувством интуиции и провидения,
По жизни он проходил.
Умел достигать компромисса,
Уступать противнику, сохранив свое лицо,
Имел отвращение к насилию и бессилию,
А честь – была превыше всего.
Не принимал высоких титулов и званий,
На высокие государственные должности- не претендовал,
Чувствовал себя частью индийского народа
И за него- горой стоял.
Мыслил масштабами Мира,
При этом понятное, даже ребенку- объяснял,
Был противником войн, кровопролитий
И месту раба- смерть предпочитал.
Был убежден, что сила порождается
Не физической мощью, а несокрушимостью
Воли человека и только в ненасилии
Проявляется в жизни она.
Стремился к тому, чтобы человечество
Руководствовалось нормами морали и справедливости:
Этическим подходом к жизни- обладал.
Интересы международного сообщества,
Выше национальных выставлял:
«…Моя страна может исчезнуть,
Чтобы человеческий Мир существовал…»
Его патриотизм включал
Благо всего человечества,
Его служение Индии,
Равнозначно служению народу всегда и везде.
Мечтал увидеть в далеком будущем
Мировую Федерацию дружественных стран и народов,
На нашей земле.
«Целью государств Мира,
Должна стать не изолированная независимость,
А добровольная благотворная взаимозависимость
Во имя всей цивилизации,
Многократно обогащенная национальными культурами
Разных народов Земли…»
Мохандас Карамчанд Ганди
Родился 2 октября 1869 года,
В небольшом княжестве Порбандар,
В богатой индийской семье.
Население княжества говорило по- гуджаратски,
Род Мохандаса к купеческой касте принадлежал.
Его отец- Карамчанд,
(Люди звали Каба)
Главным Министром-Диваном княжества состоял,
Славился неподкупностью, благородством
И из-за этого с англичанами часто конфликтовал.
Каба женился четыре раза,
От трех первых браков,
Остались двое дочерей.
Четвертая жена, Путлибай, родила ему
Дочь и трех сыновей.
Мохандас рос в детстве
Хилым, стеснительным и боязливым ребенком,
Особенными способностями в учебе – не блистал,
Прилежным и исполнительным учеником являлся
И все предписания старательно выполнял.
Семья была религиозная:
Обряды, богослужение, обеты, посты…
Строго соблюдала она.
Беседы на религиозные темы,
Составляли духовную жизнь детей и родителей,
Ими и жила большая семья.
Отец являлся противником
Религиозно- общинных распрей
И независимо от религиозной принадлежности-
Людей уважал.
Веротерпимость воспитал у сына,
В дальнейшем, он, на отца похожим стал.
Друзьями у Мохандаса были,
Дети из разных каст и общин,
Лишь к христианам неприязнь испытывал:
Христианские миссионеры вставали
На пути в школу,
Грубо насмехались над индусскими Богами:
Для них: христианский Бог (Иисус),
Выше всех Богов был.
Мать, Путлибай, учила сына,
Что выше истины в Мире нет ничего,
Непричинение вреда и насилия всем живущим-
Высшая добродетель его.
Но идеи Запада проникали
И в самые отдаленные уголки;
Молодые люди роптали на религиозные запреты
И мясу предпочтение отдавали;
Мечтали, чтобы, как англичане,
Сильными были они.
Мохандас тоже попал под влияние сверстников,
Тайком покурил и мяса поел,
Но познав вкус мяса- от него отказался
И больше никогда не курил.
В тринадцать лет его женили,
Жена, Кастурбай, одногодкой была,
Молодые полюбили друг друга,
Даже жизненные испытания
Не смогли разрушить отношения,
Хоть и трудной была их судьба….
С шести лет, пошел Мохандас в школу,
Через десять лет-
Средняя школа уже позади.
Учебу решил продолжить в Англии:
В Лондонский Университет и Школу права,
Лежали его пути.
4 октября 1888 года- выехал в Великобританию,
В ней училось много студентов
Из индусских семей.
Дадабхай Наороджи преподавал в университете
И выступал за самоотделение Индии
От английских властей.
Веруя в божественное начало Мира,
Мохандас суть атеизма стремился понять:
С Энни Безант познакомился, оппозиционеркой
И об Елене Блаватской пытался узнать.
«Капитал» Карла Маркса из печати вышел,
Бернард Шоу «Фабианские очерки» опубликовал,
Чарльз Дарвин потряс Мир
Трудами о происхождении человека
И революционный дух того времени
Большое влияние на Мохандаса оказал.
Особый интерес проявил к религиозной литературе:
«Жизнь Будды» и «Новый Завет»- прочитал,
Мечтал о духовном сближении Запада и Востока:
Учение Гиты и «Свет Азии»- в себе объединял…
Был избран секретарем вегетарианского общества,
В 1891 году – адвокатом стал.
Вернулся в Индию, немного судьей поработал
И предложение от индийской компании,
Находившейся в Южной Африке,
Вести ее юридические дела- принял.
Вел юридические дела компании,
Индийский Конгресс в Республике Наталя создал,
Много сил отдавал благотворительности.
Родилось еще два сына,
Домашнее образование детям-
Сам преподавал.
Не чуждался труда простого рабочего,
Ухаживал за прокажёнными людьми,
С эпидемией чумы боролся,
Дискриминацией индийцев в Южной Африке,
Трудными и тяжелыми были эти дни…
Ганди не принимал
Слепую злобу революции,
За мирное решение всех вопросов
Везде и всегда выступал.
Англо- бурская война разразилась,
Ганди санитарный отряд из индусов организовал.
Был удостоен золотой медали
«За храбрость и отвагу»:
Под взрывами артиллерийских снарядов и пуль,
Раненных английских солдат перевязывал
И в лазарет доставлял.
После окончания военных действий,
Вернуться на родину решил.
Индийский народ подарками засыпал,
От дорогих подарков- отказывался:
«Человек посвятивший себя служению общества,
Не должен принимать дорогих подарков,
Кто бы их ни предлагал…»
Впервые присутствовал на сессии
Индийского Национального Конгресса,
Работа которого удручающее впечатление
На него произвела:
Делегаты произносили длинные монологи,
Принимались ничего незначащиеся резолюции,
Да и сессия на английском языке шла.
Был на приеме у Вице-Короля Индии,
Вид разодетых магараджей расстроил его:
Разодетые, как павлины, увешанные драгоценностями,
А народ, кроме кхади, не имел ничего…
Решил обосноваться в Бомбее,
Подходящее помещение снял,
Но получил телеграмму из Южной Африки:
«Ожидается приезд Чемберлена…»
И вскоре корабль, в Африку,
Его уже доставлял.
Как Руководитель индийской делегации,
Мохандас Министру Чемберлену представлен был.
Беседа с Министром произвела на него
Тяжелое впечатление:
Разногласия индийцев с колонизаторами,
Чемберлен, на них самих и возложил…
Мохандас приобрел небольшой участок под Дурбаном,
Индусскую колонию на нем основал,
Выпускал еженедельную газету : «Индиан опиньон»
(«Индийское мнение»),
В которой о тяжелой жизни индусов рассказывал
И юридические советы давал.
На страницах газеты обращался опыту
Русских событий 1905 года,
«Царство божье…» Льва Толстого узнал.
Восхищался произведениями Максима Горького
И статьи в газете о нем размещал.
В 1906 году восстали зулусы,
Началась охота за людьми,
Ганди душой был на стороне зулусов,
Жестокое поражение потерпели они…
Создал движение неповиновения «Сатьяграха»,
Название сын Маганлал подсказал,
Верным помощником и последователем,
В дальнейшем он стал…
Движение «Сатьяграха» проявлялось в двух формах:
Гражданское неповиновение и ненасильственное сотрудничество.
В Англию съездил ,
С Министром Морли разговор вели:
Добился встречи, благодаря Дабадхай Наороджи,
Но к общему мнению - так и не пришли…
Выступил перед членами Парламента,
Спокойные, убедительные доводы изложил,
В итоге Трансильванское Правительство,
Согласно заявления в Лондоне,
Антиазиатский закон не санкционировало,
Обрадовался, что впервые индийский народ победил.
Вернулся в Африку и все оказалось обманом:
Был потрясен двуличием Лорда Элджина
И «Сатьяграху» против колониальных властей применил:
Организовал марш протеста индусов,
Но за марш- тюремный срок участникам грозил.
Аресты индусов не испугали:
Тюрем уже не хватало для них,
Все камеры были переполнены,
А протесты все шли и шли…
К Министру, генералу Яну Смэтсу,
Ганди на переговоры привезли:
В арестантской робе, с генералом,
На равных договоренности шли.
Генерал Смэтс не был лишен человечности,
В одиночную камеру религиозную литературу,
По просьбе Ганди, присылал.
Мохандас погрузился в заманчивую глубину раздумий
И книжный мир, понять
Суровую действительность жизни- помогал.
Ганди с упоением читает Льва Толстого:
«Царство Божье внутри Вас»
И другие его статьи.
Учителем и наставником стал Л. Толстой для Ганди,
В эти трудные и тяжелые дни.
Лев Толстой в журнале «Свободный Хиндустан»,
«Письмо к индусу» опубликовал.
Ганди разместил его в своем еженедельнике
И индийский народ о Льве Толстом узнал.
Учение Льва Толстого привлекало Ганди
По идеализму, аскетизму, убеждениям,
Непротивлением злу насилия, нравственностью:
Идеологию восточно- азиатского строя
В учении Толстого узнавал.
Для Ганди, вера- руководство к действию,
Он исходил из того, что любое несоответствие
Между словом и делом,
Является вместилищем лжи.
В этом усматривал порок всех религий,
Учений и теорий буржуазных партий,
Первопричину разложения общества
И раздвоение личности на почве лжи.
Ганди ищет правду, проявляющуюся в истинном гуманизме
И всеобщей к человеку любви.
Выйдя из заключения- едет в Англию,
Наносит визиты Министрам
И стремиться благожелательное общественное мнение,
Об Индии, на Великобританию произвести.
Английские Министры его выслушивают,
Сочувствуют, но ничего не собираются предпринимать,
Вернулся в Йоханнесбург, образовал общину
И снова все заново
Нужно было ему начинать.
С Львом Толстым вел переписку,
«Сатьяграху» готовился
По всей Южной Африке совершать.
По совету Ганди, горняки начали забастовку,
Он снова оказался на скамье подсудимых,
Все тюрьмы были переполнены
И власти посчитали, что Ганди
Лучше на свободе содержать…
6 ноября 1913 года,
Мохандас знаменитый поход протеста,
Из Наталя в Трансвааль, организовал.
Его три раза за поход арестовывали,
Но каждый раз отпускали:
Опасались, как бы его арест,
На большее развитие событий, не повлиял.
Генерал Смэтс вел с Ганди переговоры,
Четыре недели продолжались они.
30 июня 1914 года, было подписано соглашение:
Аннулировался подушный налог с индусов,
Наиболее расистские законы
И в своей двадцатилетней политической деятельности,
Индусы, впервые победили
На африканской земле!
В 1915 году- вернулся в Индию,
Индийский народ торжественно его встречал.
Много хороших и заслуженных слов
В свой адрес услышал,
С которыми был не согласен:
«Не мне, а всему индийскому народу,
Боровшемуся за свою независимость
Я бы Ваши слова передал…»
46 лет исполнилось Мохандасу,
10 лет- на чужбине провел…
Встретился с Гокхале,
Он большой банкет Ганди устроил,
Все присутствующие были в европейских костюмах,
А Бапу, кхади и деревянные сандалии надел.
Еще в 1906 году, тридцатисемилетним,
Обет брахмачерия принял:
Который предусматривал:
- соблюдение предписаний индуизма,
- отказ от владения собственностью,
- вегетарианский образ жизни,
- половое воздержание
- и другие запреты…,
Которые строго выполнял.
В Индии, такой образ жизни
Дело вовсе недиковинное,
Таких людей почитали в стране,
А «Сатьяграха»- стала методом борьбы,
С английскими колонизаторами,
В деле освобождения страны.
Мохандас решил основать в Гуджарате обитель:
Подобно тем, что в Африке создавал.
Встретился с Рабиндранатом Тагором,
Великим поэтом Индии,
Он тогда-то Мохандаса,
«Махатмой» впервые назвал.
Рабиндранат Тагор красивый, мужественный,
В шелковом хитоне, с длинными волосами,
Ниспадавшими до плеч, окладистой бородой,
Выглядел атлетом по сравнению с Ганди.
Они разнились по- своему мировоззрению,
Но невозможно представить образ индийского народа,
Без этих двух великих людей…
25 мая 1915 года, под Ахмадабадом,
Ганди обитель основал
И «Сатьяграха ашрам» ее назвал,
В которую даже неприкасаемых принимал.
В ту пору Ганди осуждал
Буржуазную цивилизацию:
«Она через чур материальна
И духовности мало в ней…»
Был далек, чтобы отрицать науку,
Но со временем станет другой…
«Национальное единство, возможно ли это?
Как объединить рабочего и фабриканта,
Крестьянина и князька?»
Индийский Национальный Конгресс
Никогда не решал такую задачу…
И задача эта на плечи Ганди легла.
Внутренние социальные и религиозные конфликты
Все больше обострялись,
Назревала религиозная война,
Этим воспользовались колонизаторы,
Чтобы увереннее чувствовать себя.
Ганди не доверял массам:
Опасался потерять над ними контроль,
Его преследовал кошмар братоубийственной бойни
Огромных масс народа,
Вышедшей из повиновения толпы…
Ганди- богослов по натуре
И политик по необходимости,
Его шокирует заявление Талаки,
Что « в политике все средства хороши.»
Ганди против насилия и кровопролития своего народа
И братоубийственной войны.
По всей Индии он видел
Запуганных и покорных крестьян…
Безысходность местной интеллигенции ощущал:
Один с надеждой смотрел на Запад,
Другой- в вооруженной борьбе,
Пути себе искал…
«И вот пришел Ганди- вспоминает Дж. Неру,
Он подобно струе свежего воздуха
Заставил головы поднять,
Расправить плечи, вдохнуть полной грудью,
Наше мышление заново стал создавать…»
Ганди перемещается по всей Индии:
Чампаран, Ахмадабад…
События в округах получают огласку,
А стойкость крестьян
Заставляет местную власть отступать.
Мировая война три года длилась,
В Индии, чума и оспа,
Уносили миллионы людей…
Произошла Октябрьская революция,
Мир перевернулся,
Индийский Конгресс впервые принял резолюцию:
«О самоопределении Индии», всей…
Победа Великобритании в Первой Мировой войне,
Предвещала конец терпению людей:
Индийские капиталисты в ходе войны обогатились,
Индия вошла в Лигу Наций,
А ее народ стал еще бедней…
В 1918 году Конгресс, впервые,
Резолюцию «О самоопределении Индии» - принял.
Октябрьская революция колонизаторов напугала,
Пожар в России нарастал…
Ганди по стране разъезжает,
Организацию «Сатьяграха сабху»- создает,
Широкую агитацию против власти проводит,
Молодежь к неповиновению ведет.
Молодой адвокат Джавахарлал Неру,
После Кембриджа вернулся в страну.
Его отец, Мотилал Неру,
Пожалел единственного сына
И не втягивал в политическую борьбу.
Закон Роуллета вступил в силу:
Правительство имело право оружие применять,
Ганди объявил «Всеиндийский день траура»
И методами ненасильственной борьбы –
Убеждал народ выступать…
Ганди арестовали и в Бомбей доставили,
Народ готовился сопротивление англичанам оказать.
В Амритсаре мирная демонстрация была расстреляна,
Кровь рекой по улицам текла…,
А 30 июня 1920 года,
Конференция мусульман произошла:
И резолюцию «О не сотрудничестве с Правительством» - приняла.
Ненасильственный метод борьбы импонировал богатым,
Самое главное, чтобы не разразилась гражданская война.
Порабощенные народы Мира
Добивались свободы, в основном, вооруженным путем.
Ганди не хотел прибегать к насилию
И не желал, чтобы Индия
Была объята огнем…
В декабре 1920 года,
Ненасильственная борьба с колонизаторами,
Конгрессом, была закреплена.
Решили остановиться на самоуправлении Индии,
Мусульманская Лига из Конгресса ушла…
Свидетельство о публикации №114053103294