Язык одежды. История русского народного костюма

 
Слово  в образах, в красках, в знаках, в  движении, в звуках, в природе,  и т.д. – всё вместе  это язык  жизни  вечной  и  непостижимой  Вселенной, внутри которой мы все  с вами  живём. И язык одежды  в ней  имеет  очень  большое  значение.
По одёжке встречают – по уму  провожают.
Само существование  театра  русской  одежды  внутри социального театра  русской  жизни  и жизни  русской  национальной  культуры,   а в  ней  - простая  повседневная  одежда  различных направлений  – от простой до  нарядной, от  детской  до  одежды пожилых  людей  определяет  его  природу  и  развитие. Русская  жизнь  без  одежды  немыслима.  Ибо  только  русская  одежда  отличается  от  другой   своей  многослойностью и  универсальностью, когда  один  и  тот  же  предмет  может  использоваться  по разному  назначению   не  только  целиком,  а, например,  в подоткнутом  виде – это одно. В распущенном – другое. Отсюда поговорка – работать спустя рукава. И т.д.
Язык  русского  народа  немыслим  без  упоминания  об одежде. И  именно  по  названию  предмета  одежды  можно  судить  по времени, описываемом  в  том  или  ином  тексте.
Жизнь  русская  никогда  не выделяла  из  себя  быт  как  таковой. И  потому  предметы  обихода  чугунки, крынки, скалки, рушники, сковородки, коромысла  и т.д.  всегда  имели  место  во всех  русских  сказках, былинах,  притчах, сказах  и других формах  словесности.
Если  уж  предметам  ежедневного  обихода  уделялось  столько  важности, то  предметам  одежды  - ещё  больше.
Сарафан, панёва, душегрейка, рубаха, кафтан, сапоги , лапти, чувяки, чирики, кушаки, поддёвки, кики, кокошники  и т.д. – всё  это  рисовало  образы  различных  типажей  из  русской жизни – барышню, купчиху, царицу, крестьянку, кузнеца, богатыря, пахаря  или  простых  мужика  да  бабу. И  не было  ни  одной  мелкой  детали,  которая  казалась  бы  лишней  в  том  или    ином  образе. Всё  это  происходило  потому, что  и  древняя  русская  жизнь, и  современная   всегда  были  многосословными. Что  было  гоже  крестьянке, то  не  гоже  купчихе. Что гоже  купчихе, ни  как  ни  вязалось  с  образом  боярыни.
Но  самое  интересное  даже  не  это. Самое  интересное  заключается  в  том,  что  одежду  свою  русский  народ  сохранил  до  самой  революции  1917  года. А в некоторых  местах  она  была  неизменной   даже  до  Великой  Отечественной  войны  1941-1945 г. Это  даже  не  смотря  на  то,  что  велась  активная   пропаганда  новой  пролетарской  моды, развивалась  текстильная  промышленность   и  жизнь  людей  нивелировалась. Оттого   и  одежда  становилась  серой, обыденной  и  скучной.  Подражание  западным  образцам, давным-давно  утратившим  связь  со своим собственным  народом  и  целью  которых  было  насаждение  общего среднего  для  всех  усечённого  образа   среднего  человека,  никогда  ни  к  чему  хорошему  не  приводило.
Возвращение  к своим  корням  и новый  рост  от корней  не  только  в  искусстве,  но  и  в  мелких  деталях  повседневной  жизни – основа  пути  русов  вперёд, к процветанию  не только  планеты  Земля, но  и всей  этой  Вселенной, которая только  одна  из многих  других  в  общем   Мироздании  носит  название – Русь.
22.05.2014 г.


Рецензии