Гон эпигонства

Что, думаю, так раздражает в этих, здесь и там старательно выписанных сочинениях на вольную тему?
Нет, и не в графоманстве дело. Каждый писатель и так графоман. Но не каждый всё–таки решается писать повести и романы, заведомо зная, — кто их будет читать и заведомо похвалит. Тут нужна команда. Или свой литературный кружок. Или уж совсем крутая реклама.
Вот что самое поганое.

А знаете, как это называется? Оказывается, — эпигонство.

Словечко это, довольно знакомое, ходило где–то у сознания на задворках, пока не упёрлось в конкретное сочинение одного–второго очень амбициозного интернет–автора.
Но сначала определение.

ЭПИГОНСТВО (от греч. — родившийся после) — в литературе и искусстве — нетворческое следование какому–либо направлению, жанровым формам, стилю, индивидуальной творческой манере; использование другими разработанных тем, проблем, образов, сюжетов, мотивов — в изменившейся и более не оправдывающей эти творческие принципы обстановке.
Источник эпигонства — угасание и распад тех или иных идейно–культурных и художественных концепций, которые перестают быть импульсом к творчеству и становятся объектом чисто формального и бездумного воспроизведения.
В литературных ситуациях нового и новейшего времени это нередко выражается в детерминированности (предопределённости) литературного замысла посторонними творчеству мотивами (подчас связанными с феноменом нарастающего «омассовления» искусства): безотчётное стремление удовлетворить ожидание читателей, возбуждённое каким–либо предшествующим новаторским почином, или потрафить литературной моде, или подделаться под господствующий вкус.

Это компиляция из трёх авторитетных источников и собственных неавторитетных мозгов. Но выберу главное конкретно.

1) В изменившейся обстановке.
2) А обстановка попёрла в масс– культ.
3) Угасание и распад. А куда денешься?
4) Чисто формальное и бездумное воспроизведение. Просто не думают о смысле, наугад расставляя знаки препинания и др. «По обыкновению шёл пить пиво. Пол года пил.»
Пьющий пол и ходьба не по полу, а по обыкновению.

Да и не в безграмотности опять дело, а в похренизме — и так сойдёт для своих.

А отсюда —
5) Безотчётное стремление удовлетворить ожидание читателей, подделаться под господствующий вкус.

И всё искусство.


Рецензии