3. 009 Ланьлинский насмешник, Цветы сливы
Ланьлинский насмешник
(XVI)
Автор одного из четырех классических китайских романов «Цзинь, Пин, Мэй» (в русском переводе — «Цветы сливы в золотой вазе», 1596) известен лишь по неразгаданному до сих пор псевдониму — Насмешник из Ланьлина (Ланьлин сяо сяо шэн) (XVI).
По легенде, неизвестный принес рукопись издателю. «Укажите свое имя», — потребовал тот. Писатель начертал кистью: «Насмешник». «А откуда вы родом?» Из окна виднелась вывеска гадальщика из Ланьлина, уезда, славившегося своим вином и острословами. «Из Ланьлина», — приписал автор.
Рождению произведения предшествовала детективная история. Автор поклялся отомстить одному богатому сановнику, погубившему его отца, военачальника. Написав роман, писатель пропитал страницы рукописи мышьяком и преподнес ее сановнику. Тот провел за чтением всю ночь. Слюня пальцы, он переворачивал страницу за страницей. К утру сановник покончил с романом, а роман покончил с ним.
Говорят, все страницы романа и по сию пору пропитаны ядом, и каждый, кто прикасается к ним, рискует погибнуть или совратиться с праведного пути.
Список претендентов на авторство насчитывает более тридцати имен. Автограф «Цзинь, Пин, Мэй» пока не найден.
«Цветы сливы в золотой вазе, или Цзинь, Пин, Мэй»
(1596)
На рубеже XVI и XVII вв. роман (в рукописном виде) стал «бестселлером» образованного общества Великой Империи Мин (1368—1644). Это был золотой век китайской художественной прозы, когда страной управляли ханьцы (этнические китайцы).
Первое печатное издание вышло в 1610 г., через семь лет — второе. Книгу тут же запретили. А с приходом к власти маньчжурской династии Цин (1644—1911) ей и вовсе была объявлена война. Только за 50 лет, начиная с 1687 г. роман особыми указами запрещался семь раз, а его тиражи уничтожались.
В чем причина? Предисловие анонима — «Играющего жемчужиной из Восточного У» начиналось фразой: «Да, в «Цзинь, Пин, Мэй» изображен порок». Это так. Одна из трактовок названия романа — эротическая — расшифровывает анаграмму как соединение мужского и женского начал.
Есть еще как минимум три версии. Эстетская: в золотой (цзинь) вазе (пин) красуется веточка сливы (мэй). Жанровая: трех главных героинь зовут Цзинь-лян, Пин-эр, Чунь-мэй. Этическая: в названии зафиксированы символы трех главных искушений человека — богатства (цзинь), вина (пин) и сладострастия (мэй).
Помимо основного у романа есть еще несколько названий: «Первая удивительная книга», «Один из восьми литературных шедевров», «Зерцало многоженства» и др.
Но дело не только и не столько в изображении распутства. В романе множество пассажей типа: «Император Хуэй-цзун утратил бразды правления. У власти стояли лицемерные сановники, двор кишел клеветниками и льстецами. Преступная клика торговала постами и творила расправу. Процветало лихоимство. Назначение на должность определялось весом полученного серебра: в зависимости от ранга устанавливалась и взятка. Преуспевали ловкачи и проныры, а способные и честные томились, годами ожидая назначения. Все это привело к падению нравов».
Роман посвящен событиям, связанным с сюжетом другого великого романа «Шуй-ху чжуань» («Речные заводи», XIII в.). Автор отсылал читателей к далеким временам эпохи династии Сун (XII в.), но читателей было не обмануть — они в этом романе увидели (впервые в китайской литературе) описание своей эпохи, их общества (особенно правящей верхушки), пропитанного стяжательством и распутством, где все решали деньги и ростовщичество. Как эротико-бытовой роман еще устраивал власти, но как социально-обличительный — ни в коей мере.
На все обвинения в описании непристойностей, у автора есть ответ: «Дни того, кто в распутстве погряз, сочтены. Выгорит масло — светильник угаснет, плоть истощится — умрет человек».
Главного своего героя — богатого кутилу и гуляку Симэнь Цина, обладателя шести жен и многочисленных любовниц Ланьлинский Насмешник подверг уничтожающей критике. Этот безграмотный торгаш и ростовщик за взятки выбился в сановники — стал помощником тысяцкого императорской гвардии, приобрел усадьбу и повел щегольскую жизнь «мещанина во дворянстве».
Беспутнику было мало своих жен, наложниц и служанок, он не вылезал еще и из публичного дома и чужих спален, вступал в интимные отношения со всеми женщинами, кто попадались ему на глаза или под руку, не считаясь не то что с их «душой», но и с их жизнями. Раблезианское распутство погубило его в 33 года.
Вместе с ним погибли и многие герои романа, который недаром называют «книгой жизни и смерти», «развернутой иллюстрацией неразрывной связи Эроса с Танатосом». Покончили с собой жена, которую Симэнь избивал до полусмерти, его дочь, городская красавица… Насильственная смерть настигает еще одну его жену, отравившую своего первого мужа, развратного зятя… Возмездие настигает Симэнь Цина и его близких. Гибнет даже годовалый ребенок — единственный его законный наследник, а следом за ним умирает с горя и мать малыша.
Бесконечная череда преступлений и беспутства главного героя свела в могилу многих его домочадцев. В день его смерти у него родился сын, который через 15 лет стал монахом, прекратив тем самым род развратного папаши.
Роман в полном объеме (100 глав, около миллиона иероглифов) и по сей день запрещен в Китае.
Парадоксально, целиком его читали единицы (по китайским масштабам), а гордится им весь Китай.
Как только не именовали его специалисты: «энциклопедией любовных утех», «китайским «Декамероном», первым классическим (бытовым, эротическим, порнографическим, декадентским) романом, философским трактатом, историческими хрониками, учебником по традиционной китайской медицине, первой «мыльной оперой»… Современные исследователи относят его к «эпохальным» (О. Синобу) и «великим» (ван Гулик).
Несмотря на все запреты, за четыре века своего существования «Цзинь, Пин, Мэй» был издан в Китае не менее сорока раз.
В 1708 г. брат императора Канси сделал первый его маньчжурский перевод. С тех пор роман перевели на все основные языки мира; он стал гордостью мировой литературы.
В Китае есть специальная дисциплина — наука о «Цзинь, Пин, Мэй» (цзинь-сюэ).
Целиком в нашей стране роман издан не был. В 1977 г. был опубликован двухтомник в переводе В.С. Манухина. В 1994 г. вышли три из задуманных пяти томов полного академического издания под редакцией А.И. Кобзева.
В 1974 г. в Гонконге был снят фильм «Золотой Лотос» (режиссер А.Х. Ли).
Свидетельство о публикации №114052806526