Познакомимся с... Козьмой Прутковым!
автор публикации Наталья Сергеевна 3
http://www.stihi.ru/2014/05/21/4560
Козьма Петрович Прутков – это вымышленное лицо, так называемая литературная мистификация или литературная маска. Это такой литературный прием, при котором тексты произведений приписываются вымышленному автору, который, тем не менее, наделен собственной биографией, личными качествами и определенными литературными ориентирами. Создателями этого пародийного образа были поэт Алексей Константинович Толстой с двоюродными братьями Алексеем, Владимиром и Александром Жемчужниковыми. Это был их коллективный литературный псевдоним, но большая часть сочинений Козьмы Пруткова принадлежит перу Алексея Толстого. Этот прием чаще всего используется в юмористической и сатирической литературе. Его цель состоит в том, чтобы отделить произведения вымышленного автора от настоящего подлинного творчества автора, которое очень часто не имеет ничего общего с произведениями, написанными «маской». Именно так произошло с создателями Козьмы Пруткова, которые писали произведения и в других жанрах. Например, известное лирическое стихотворение «Средь шумного бала, случайно» и роман «Князь Серебряный» принадлежат перу именно Алексея Толстого.
А как же начинался Козьма Прутков? Молодые талантливые аристократы, собираясь в семейном кругу, шутили, сочиняли басни, писали пародии и эпиграммы. Особенно хорошо это удавалось Александру Жемчужникову, который был неистощимым балагуром и сочинителем стилизованных под басни нелепиц. В семейном кругу его творчество называли «Сашинькины глупости». А к 1851 году этих глупостей набралась уже целая тетрадь. И по совету брата Алексея басни «Кондуктор и тарантул», «Незабудки и запятки», «Цапля и беговые дорожки» были напечатаны в ноябрьском номере журнала «Современник», но имя автора при этом не называлось. А в январе 1852 года литературный критик Александр Дружинин в очень популярном в то время журнале «Библиотека для чтения» написал на басню «Кондуктор и тарантул» хвалебную рецензию, что добавило популярности новому, но еще безымянному автору. А так как басни пользовались большим успехом, решено было писать еще и еще. Слава безымянного автора возрастала, и его нарекли Кузьмой, в честь камердинера Жемчужниковых. И вот в 1854 году в «Литературном ералаше» - юмористическом приложении к журналу «Современник», редактором которого тогда был Н.А. Некрасов, под одной из басен впервые появилось имя Козьмы Пруткова.
У Козьмы Пруткова была даже своя биография: он родился 11 апреля 1803 года в деревушке Тентелевой возле Сольвычегодска. В 1816 году начал службу юнкером в гусарском полку. Оставив военную службу, в 1823 году он вступил в Пробирную Палатку (государственное учреждение, в котором определяют наличие благородных металлов в изделии и фиксируют его наложением пробного клейма), впоследствии стал ее директором, дослужился до чина действительного статского советника, был награжден орденом святого Станислава I степени. На досуге увлекался сочинительством. Но кроме стихотворений и басен автор создавал также правительственные проекты. Самый знаменитый из них – проект «О введении единомыслия в России», который так и не был осуществлен. Умер «автор» 13 января 1863 года в Санкт-Петербурге на руках убитой горем супруги и рыдающих детей. Эти данные можно прочесть в «Биографических сведениях о Козьме Пруткове».
В дальнейшем тиражи сочинений Козьмы Пруткова достигали сотни тысяч экземпляров. Они пользуются популярностью и в наше время, наверное, потому, что «Земля ж у нас богата, порядка в ней лишь нет» - так писал Алексей Толстой в 1868 году. За полтора столетия мало что изменилось, значит, и дальше будем читать Козьму Пруткова...
Материал взят из интернета
Свидетельство о публикации №114052806131