Полицейский мост
Автор немного вольно обращается с датами в силу попыток выдержать размер и подобрать рифму. Однако, точные данные приведены в сносках.
Когда, как не в жару полюбоваться
Мостами и гранитом берегов?
В иное время с палубы ветрами
Гонимы пассажиры катеров.
С залива, от Невы, весьма заметен
И очень-очень даже ощутим
Промозглый и сырой мешает ветер.
Кататься по каналам лучше в штиль.
Цветных мостов размеры поражают,
И с суши их заметить мудрено.
Так это мост? Невольно удивляет.
В проспект иль даже площадь шириной.
Зелёный мост - ровесник Петербурга*
Был при Петре** границей городской,
А век спустя из дерева в чугунный
Преображён английскою*** рукой.
Всегда был частью Невского проспекта,
С ним вместе укреплялся, возрастал.
Без малого почти по сорок метров****
В длину и в ширину размер набрал.
И снова первым был покрыт асфальтом.
Случайных драм причиною бывал:
Народ невесту царскую встречая*****
Давил при том ограду поломал.
А кто-то даже в Мойке искупался -
Прохладно для купанья в сентябре,
Но, к счастью лишь испуганным остался
Не в тот день пролилась кровь бунтарей.
Спустя почти полвека******, день воскресный -
Печальным был и день тот, и весь год -
Нам это из учебников известно,
С него войска стреляли в свой народ.
Но что о грустном? Место встречи многих
Счастливых пар и преданных друзей.
Кидает тень свою на воды Мойки
Мост или памятник? Почти музей.
http://lifeglobe.net/x/entry/496/zeleniym3_3.jpg
--------
*Относительно времени постройки первого деревянного разводного моста через Мойку в створе Невского проспекта существуют разные версии. Краевед Б. И. Антонов в книге "Мосты Санкт-Петербурга" пишет, что он был построен в 1717-1718 годах. Историк М. С. Буренина в книге "Прогулки по Невскому проспекту" называет годом постройки переправы 1720 год. С. С. Шульц-младший в книге "Невская перспектива. От Адмиралтейства до Мойки" приводит третий вариант - 1716 год. Как бы то ни было, в 1735 году мост был отремонтирован и выкрашен в зелёный цвет, благодаря чему тогда же получил своё первое официальное название - Зелёный.
** Имеется в виду ПётрI
***К началу XIX века Невский проспект стал главной улицей города, переправу стало необходимо перестраивать. С осени 1806 года здесь было начато строительство первого в России чугунного моста. По предложению инженера Уильяма (ставшего в России Василием Ивановичем) Гесте при перестройке Полицейского моста были применены чугунные пустотелые ящики (кессоны или тюбинги), уложенные в ряд и скреплённые друг с другом болтами. За основу проекту Гесте взял техническое предложение английского инженера Р. Фултона, опубликованную в 1796 году. Но англичанин идею не реализовал, тогда как Гесте её доработал и применил в Петербурге.
****Длина моста 39,8 м, ширина — 38,7 м.
*****В сентябре 1859 года петербуржцы встречали датскую принцессу Дагмару, вскоре ставшей женой наследника престола (будущего Александра III). Невский проспект тогда был запружен толпами народа. Особенно много людей скопилось на Полицейском мосту, так как с него лучше просматривалась перспектива Невского проспекта. Решётка переправы давления не выдержала, в результате некоторым людям пришлось искупаться в Мойке. К счастью, обошлось без жертв.
******9 января 1905 года, в день, ставший известным как "кровавое воскресенье", на Полицейском мосту были выстроены войска, расстреливавшие шедших к Зимнему дворцу демонстрантов.
Свидетельство о публикации №114052605202