Проект Nо. 627, 627A Кит Ноябрь

Проект Nо.627, 627A («Кит») – «Ноябрь»
Часть раздела: K-159
Технические характеристики,места отстоя, аварии при эксплуатации.
Bellona, 30/08-2002
 Project 627, 627 A (Kit) - November Class

Эксплуатация АПЛ первого поколения продолжалась с 1958 по 1992 год. АПЛ К-8 (класса «Ноябрь») с ядерным оружием на борту и ядерным топливом в реакторах затонула в Бискайском заливе на глубине 4680 метров в 1960 г. При этом погибло 52 человека. АПЛ К-27 (класса «Ноябрь» ЖМТ) после аварии была затоплена в заливе Степового на глубине 35 метров вместе с ядерным топливом внутри ректоров. Затонувшая в Баренцевом море во время буксировки 30 августа 2003 года АПЛ первого поколения К-159 также принадлежит к класс «Ноябрь». На борту находилось 10 человек. Ядерное топливо из реакторов К-159 не выгружено, в связи с чем остающаяся на дне АПЛ представляет ядерную и радиационную опасность.

Основные технические характеристики:[1]
Длина: 107.4 m Водоизмещение: 3 065/4 750 [1a] тонн
Ширина: 7.9 m Прочный корпус: маломагнитная сталь
Осадка: 5.65 m Экипаж: 104 (30 офицеров)
Скорость: 28-30 узлов Макс. глубина погружения: 300 m
Количество отсеков - 9:[2]
торпедный;
аккумуляторный, жилой, кают-компания;
центральный пост;
вспомогательных механизмов, дизельгенераторный;
реакторный;
турбинный;
электротехнический, пульт управления реакторами;
вспомогательных механизмов, жилой;
рулевые машины и другое вспомогательное оборудование.
Атомная энергоустановка
Атомная установка типа ВМА и модификации с двумя водо-водяными реакторами, с тепловой мощностью - 2 х 70 МВатт и с мощностью на валу - 2 х 17500 л.с.

Место постройки
Завод No. 402, ПО "Севмаш", г. Молотовск (ныне г.Северодвинск). Подводные лодки строились в период с сентября 1955 г. по декабрь 1963 г..

Конструкторы[2a]
Главный конструктор: В.Н. Перегудов (СКБ-143).
Научный руководитель: А.П. Александров (академик ИАЭ, оставался руководителем атомной темы всех последующих проектов АПЛ).
Главный конструктор атомной установки: Н.А. Доллежаль (академик НИИ Химмаш).
Паротурбинной установки: М.А. Казак (Кировский завод).
Реакторы:
В.Д. Максименко (ГМЗ - Горький).
И.И. Африкантов (ОКБМ - Горький).
Ю.И. Кошкин (ОКБМ - Горький).
Электрооборудование: А.В. Мозалевский ("Электросила").
Радиоэлектроника: Н.А. Чарин (НШ-49).
Навигационное оборудование: Э.И. Эллер (МНИИ-1).
Гидроакустика: Е.И. Алдышкин (НИИ-3).
Регенерация воздуха: В.С. Шпак (ГИПХ).
Сталь (металлургия):
Г.И. Копырин (Институт металлургии и сварки).
В.А. Горынин (Институт металлургии и сварки).
Архитектура корабля: К.К. Федаевский (УАГИ), В.И. Першин (УНИИ-45).
Ядерное оружие: А.М. Борушко (НИИ-400).

Места отстоя АПЛ класса «Ноябрь» на Северном флоте: [3]
Тактический номер
(заводской номер)

-Завод строитель
-Заложена
-Спущена на воду

В боевом составе:
-начало службы
-окончание службы

Интенсивность
-пройденные мили
-часы (года)

Заводские и ремонтные работы


Аварии и происшествия в период эксплуатации Техническое состояние в данный период
K-3
(N254) СМП
24/09 1955
09/08 1957

17/011959
1988

128443 мили
14115 ч (1,6)

1963-65: Средний ремонт. Замена реакторного отсека; [4]
1970-71: Текущий заводской ремонт;
1977-81: Средний ремонт.

1958: Радиационная авария - выход из строя оборудования ЯЭУ;
1962: Разгерметизация ТВЭЛов, утечка радиации;
08/09 1967: Пожар, погибло 39 человек;
Фев. 1975: Пожар;
Янв. 1981: Пожар.

В отстое в Гремихе;
АЗ не выгружены;
Первый контур реактора левого борта негерметичен;
Цистерны главного балласта NN4, 7, 8, 9, 11, 12, 13 негерметичны;
Последняя перезарядка предположительно в 1981 г.

K-5
(N260) СМП
13/08 1956
01/09 1958

27/121959
1990

198975 миль
33407 ч (3,9)

1960-62: Заводской ремонт и модернизация;
1965-67: Текущий ремонт. Замена реакторного отсека; [5]
1971-73: Текущий ремонт;
1979-80: Текущий ремонт.

1965: Разгерметизация ТВЭЛов. Реакторный отсек вырезан и заменен на новый. [6] АЗ выгружены на заводе «Шквал» в Полярном в ноябре 1996 г.; Корпус разрезан, реакторный отсек на хранении в Сайда Губе. [7]

K-8
(N261) СМП
9/09 1957
31/05 1959

31/12 1959
Затонула в 1970 г.

нет данных
нет данных 12/04 1970: Одновременно начались два пожара в третьем (центральном) и восьмом отсеках. АПЛ затонула в Бискайском заливе на глубине 4680 м. 52 человека погибло. нет данных
K-52
(N283) СМП
15/10 1959
28/08 1960

10/121960
1987

236804 мили
23666 ч (2,7)

1962: Аварийный ремонт;
1965 –67: Заводской ремонт;
1969 -72: Средний ремонт.

1962: Течь в парогенераторе;

18/06 1969: Затопление реакторного отсека;

1962: Течь в парогенераторе.

АЗ выгружены; корпус разрезан, реакторный отсек на хранении в Сайда Губе.
Последняя перезарядка предположительно в 1972 г.

K-21
(N284) СМП
02/04 1960
18/06 1961

31/101961
1991

190831 миля
22932 ч (2,6)

1973-75: Заводской ремонт;
1975: Перезарядка;
1983-85: Средний ремонт.

Нет данных. В отстое в Гремихе;
АЗ не выгружены;
Цистерны главного балласта NN1, 2, 3, 4, 5, 7 (правый борт), 13 негерметичны;
Последняя перезарядка предположительно в 1985 г.

K-11
(N285) СМП
31/10 1960
1/09 1961

30/121961
1990

220179 миль
29560 ч (3,4)

1963-64: Заводской ремонт;
1964-68: Замена реакторного отсека; [8]
1971-74: Средний ремонт и модернизация;
1982: Заводской ремонт.

1964: Разгерметизация ТВЭЛов;

12/02 1965: Ядерная авария, неконтролируемая цепная реакция во время перезарядки реактора. Реакторный отсек вырезан и заменен на новый. [9]

В отстое на заводе «Шквал» в г.Полярном;
АЗ не выгружены;
Последняя перезарядка предположительно в 1982 г.

K-181
(N287) СМП
15/11 1961
7/09 1962

27/121962
1987

185641 миля
20773 ч (2,4)

1967-68: Заводской ремонт и перезарядка;
1971-74: Заводской ремонт;
1984-87: Средний ремонт, приостановлен до вывода из эксплуатации.

18/12 1976: Поступление забортной воды;

1979: Неполадки в системе обеспечения первого контура.

Частично утилизирована и находится в отстое в Сайда губе с 1991-92 г.г.;
АЗ выгружены.

K-159
(N289) СМП
15/08 1962
06/06 1963

9/101963
1989

212618 миль
25364 ч (2,9)

1967-68: Замена парогенератора;
1970-72: Заводской ремонт и перезарядка;
1979-80: Заводской ремонт.

02/03 1965: Микротечь левого конденсата;
30/08 2003: Затонула при буксировке на утилизацию в Баренцевом море

Цистерны главного балласта NN1, 3, 4, 5, 9, 13 (правый борт) и 2, 8 (левый борт) негерметичны;
Последняя перезарядка предположительно в 1972 г.

K-50
(K-60)
(N291) СМП
14/02 1963
16/12 1963

17/071964
1991

171456 миль
24760 ч (2,8)

1967-68: Заводской ремонт;
1973-75: Средний ремонт и перезарядка.

Данных нет. В отстое в Гремихе;
АЗ не выгружены;
Цистерны главного балласта NN5, 6, 7, 11, 12 негерметичны;
Последняя перезарядка предположительно в 1975 г.

Примечания:
1) "Морской сборник", No.1, 1995 г.Назад
1a) Надводное/подводное. Назад
2) "Морской сборник", No.1, 1995 г Назад
2a) Мормуль Н.Г., 1995 г. Назад
3) «Подводные лодки России. Атомные. Первое поколение. История создания и развития», том IV, часть 1, Санкт-Петербург, 1996 г. Назад
4) Реакторный отсек с невыгруженным топливом был затоплен в заливе Абросимова в Карском море на глубине 20 м в 1965 г. Назад
5) Топливо из реакторов было выгружено. Реакторный отсек затоплен в заливе Абросимова в Карском море на глубине 20 м в 1966 г. Назад
6) См. выше. Назад
7) «Утилизация атомных подводных лодок в Полярном», Bellona Web, 19/02.1997 г. Назад
8) Реакторный отсек (один из реакторов с невыгруженным топливом) затоплен в заливе Абросимова в Карском море на глуби
Подробнее: 20 м в 1965 г. Назад

______

Источник Беллона BELLONA


Рецензии