Рифма Урок 6

Как вы помните, ребята, на прошлых уроках мы научились с вами составлять рисунок или схему рифмы, обозначая созвучные строки одинаковыми буквами.
Мы также узнали с вами, что минимальный повторяющийся набор строк называется в рифме строфой.
А сегодня мы с вами посмотрим, как могут называться строфы.
Строфа имеет своё название в зависимости от количества входящих в неё строк.
Итак, разновидности строф:

Моностих – это однострочный волне самостоятельный стих. Чаще всего это афоризмы, пословицы и поговорки.

Дистих – строфа из двух строк (двустишие)
Гляжу, как безумный, на чёрную шаль,
И хладную думу терзает печаль
                (А.С. Пушкин)

Есть также строфа с названием терцет или терцина, конечно же состоящая из трёх строк.
Терцина от итальянского слова terza – третья.
       
           ***
Земную жизнь пройдя до половины,          А
    Я очутился в сумрачном лесу,                Б
         Утратив правый путь во тьме долины.         А

         Каков он был, о, как произнесу,                В
          Тот дикий лес, дремучий и грозящий,           Г
          Чей давний ужас в памяти несу!                В

           Так горек он, что смерть едва ль не слаще.   Д
           Но, благо в нем обретши навсегда,                Е
           Скажу про все, что видел в этой чаще.           Д
                (Данте, перевод М. Лозинского)


***
В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья.

Смиренная, одетая убого,
Но видом величавая жена
Над школою надзор хранила строго.

Толпою нашею окружена,
Приятным, сладким голосом, бывало,
С младенцами беседует она.
(А. Пушкин)


Катрен – самая распространённая форма строфы – четверостишье.

Квинтет – строфа в пять строчек – пятистишье.

«Золото, золото падает с неба», -
Дети кричат и бегут за дождём.
«Полноте, дети, его мы сберём,
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба».
                ( А. Майков)

Секстина и септима – строфы в шесть и семь строк.

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

 
Есть также строфа – октава.

***
Четырехстопный ямб мне надоел:                А
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву        Б
Пора б его оставить. Я хотел                А
Давным–давно приняться за октаву.             Б
А в самом деле: я бы совладел                А
С тройным созвучием. Пущусь на славу!     Б
Ведь рифмы запросто со мной живут;           В
Две придут сами, третью приведут.               В
(А. С. Пушкин, «Домик в Коломне»)

***
Гармонии стиха божественные тайны                А
Не думай разгадать по книгам мудрецов:              Б
У брега сонных вод, один бродя, случайно,          А
Прислушайся душой к шептанью тростников,      Б
Дубравы говору; их звук необычайный                А
Прочувствуй и пойми... В созвучии стихов            Б
Невольно с уст твоих размерные октавы                В
Польются, звучные, как музыка дубравы.               В
                (А. Майков)


Нона и децима – строфы из девяти и десяти строк.

Например известна одическая строфа – так называемое десятистишие.

***
Шекснинска стерлядь золотая,         А
Каймак и борщ уже стоят;                б
В крафинах вина, пунш, блистая       А
То льдом, то искрами, манят;             б
С курильниц благовоньи льются,      В
Плоды среди корзин смеются,           В
Не смеют слуги и дохнуть,                г
Тебя стола вкруг ожидая;                Д
Хозяйка статная, младая                Д
Готова руку протянуть.                г
          (Гавриил Державин)


Онегинская строфа имеет 14 строк:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,    А
На дровнях обновляет путь;            б
Его лошадка, снег почуя,                А
Плетется рысью как-нибудь;           б
Бразды пушистые взрывая,              В
Летит кибитка удалая;                В
Ямщик сидит на облучке                г
В тулупе, в красном кушаке.            г
Вот бегает дворовый мальчик,         Д
В салазки жучку посадив,                е
Себя в коня преобразив;                е
Шалун уж заморозил пальчик:        Д
Ему и больно и смешно,                Ж
А мать грозит ему в окно...             Ж
(А. Пушкин)





А теперь мы с вами познакомимся с очень сложными и красивыми строфами, которые называются сонеты.

Пример итальянского сонета:

О, милые! Пурпурный мотылек                А
Над чашечкой невинной повилики,                Б
Лилейный стан и звонкий ручеек, -                А
Как ласковы, как тонки ваши лики!                Б

В весенний день - кукушки дальней клики,         Б
Потом - луной овеянный восток,                А
Цвет яблони и аромат клубники!                Б
Ваш мудрый мир как нежен и глубок!                А

Благословен ты, рокот соловьиный!                В
Как хорошо опять, еще, еще                Г
Внимать тебе с таинственной кузиной,                В

Шептать стихи, волнуясь горячо,                Д
И в темноте, над дремлющей куртиной,                В
Чуть различать склоненное плечо!                Д

13 июля 1907
(В. Ходасевич)


Французские сонеты:

***
Страна стихов 

Дай руки, в путь! Найдем среди планет                А
пленительных такую, где не нужен                Б
житейский труд. От хлеба до жемчужин --           Б
все купит звон особенных монет.                А

И доступа злым и бескрылым нет                А
в блаженный край, что музой обнаружен,              Б
где нам дадут за рифму целый ужин                Б
и целый дом за правильный сонет.                А

Там будем мы свободны и богаты...                В
Какие дни. Как благостны закаты.                В
Кипят ключи кастальские во мгле.                Г

И глядя в ночь на лунные оливы                Д
в стране стихов, где боги справедливы,                Д
как тосковать мы будем о земле!                Г

1924 г.    (В. Набоков )


***
Суровый Дант не презирал сонета;                А
В нем жар любви Петрарка изливал;                Б
Игру его любил творец Макбета;                А
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.                Б

И в наши дни пленяет он поэта:                А
Вордсворт его орудием избрал,                Б
Когда вдали от суетного света                А
Природы он рисует идеал.                Б

Под сенью гор Тавриды отдаленной                В
Певец Литвы в размер его стесненный                В
Свои мечты мгновенно заключал.                Г

У нас еще его не знали девы,                Д
Как для него уж Дельвиг забывал                Г
Гекзаметра священные напевы.                Д
1830            (А. Пушкин)



Английский сонет:

Уж если медь, гранит, земля и море                А
Не устоят, когда придет им срок,                Б
Как может уцелеть, со смертью споря,                А
Краса твоя — беспомощный цветок?                Б

Как сохранить дыханье розы алой,                В
Когда осада тяжкая времен                Г
Незыблемые сокрушает скалы                В
И рушит бронзу статуй и колонн?                Г

О горькое раздумье!.. Где, какое                Д
Для красоты убежище найти?                Е
Как, маятник остановив рукою,                Д
Цвет времени от времени спасти?..                Е

Надежды нет. Но светлый облик милый                Ж
Спасут, быть может, черные чернила!                Ж

(С. Маршак Перевод сонета В. Шекспира)


Есть ещё интересные пятистрочные строфы, называемые лимериками.
Лимерик – это ирландский город, который в своё время посетил английский поэт, художник и путешественник Эдвард Лир. Там он сочинил множество шуточных стишков. Эти стишки и подобные им теперь так и называются лимерики.
Лимерики обычно повествуют о каком-нибудь маловероятном событии, о странных людях, которые нарушают все правила поведения и законы, принятые в обществе.
Строфа лимерика выглядит так:  ААББА

Жил один старичок из Марокко,
Видел он удивительно плохо.
– Это ваша нога?
– Сомневаюсь слегка, —
Отвечал старичок из Марокко.

На вершине горы жил старик.
Он на месте стоять не привык.
Вверх и вниз по горе
В платье тещи своей
Удивительный бегал старик.

Жил мальчик вблизи Фермопил,
Который так громко вопил,
Что глохли все тетки,
И дохли селедки,
И сыпалась пыль со стропил


Одна старушонка из Лоха
Себя развлекала неплохо:
Все утро сидела
И в дудку дудела
На кустике чертополоха.


  Жил старик на развесистой ветке
  У него были волосы редки.
   Но галчата напали
   И совсем общипали
   Старика на развесистой ветке.
                (Эдвард Лир)


Домашнее задание:

Я предлагаю вам дома разгадать кроссворд, тема которого посвящена рифме.

(Ребятам выдаются листочки с кроссвордом)


По горизонтали:
1. Трёхсложная стопа с ударением на первом слоге.
2. Часть поэтического текста, объединённая способом рифмовки и выделенная графически.
3. Восьмистишие АБАБАБВВ.
4. Стихотворец.
5. Созвучие строк в конце строчек.
6. Форма из 14 строк.
7. Наука о стихе.
8. Пропуск ударения на сильном месте.
9. Количество стоп в поэтической строке.


По вертикали:
2. Определённое соединение сильного и слабого мест.
10. Английская форма шутливых стихов, которой писал Э.Лир.
11. Строфа из 10 строк, стихи торжеств.
12. Трёхсложная стопа с ударением на последнем слоге.
13. Четверостишие.
14. Трёхсложная стопа с ударением на среднем слоге.
15. Строчки в стихотворении.
16. Соединение стоп.
17. Двухсложная стопа с ударением на первом слоге.
18. Двухсложная стопа с ударением на втором слоге.



Ответы:
По горизонтали:
1. Дактиль
2. Строфа
3. Октава
4. Поэт
5. Рифма
6. Сонет
7. Стиховедение
8. Пиррихий
9. Размер

По вертикали:
2. Стопа
10. Лимерик
11. Ода
12. Анапест
13. Катрен
14. Амфибрахий
15. Стих
16. Метр
17. Хорей
18. Ямб


Рецензии
Лидия, для меня очень интересно. Самоучка, читать литературу некогда. Пишу английские сонеты. Два последних про времена года, они недельной давности в начале странички.

Георгий Косаревский   05.06.2014 23:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.