Рифма Урок 5

Здравствуйте!
Кто сегодня присутствует, кого нет? Приготовьте тетради иручки. После объяснения темы, будет диктант.
Сегодня тема урока очень нужная, важная, сложная и интересная, поэтому будьте внимательны.
Вспомним, что такое рифма:
стол – пол – укол
окно- темно
(Дети называют рифмы. Ошибки следует поправлять, например: окно – сено – рифмы нет; несмотря на то, что окончания одинаковые, ударение падает на разные слоги – рифма отсутствует. Следует на это обратить внимание).
Вы знаете, что такое строки в любом тексте – это полосочки с буквами, которые одну за другой мы прочитываем, пробегая глазами от одной стороны листа, до другой. В строках мы можем заметить начало и конец предложения, знаки препинания. Стихотворные строчки короче, чем строчки в прозаическом произведении.
А вот что такое строфа, вы ещё не знаете.
Строку и строфу можно перепутать по невнимательности. Различаются эти слова всего одной буквой, одним звуком. Но строфы встречаются только в стихах.
Строфа – это минимальная повторяющаяся схема рифмы в стихе. В строфу строки стихов объединяются по сочетаниям рифм, ритму и смыслу.
Наиболее распространённые типы строф русского стихосложения – это четверостишия с различным расположением рифмующихся строк.
Повторяемость сочетания рифмующихся строк – важнейший признак строфы.
Для наиболее удобного определения строфы в стихах применяется схема рифмовки стиха.
Принято в схемах обозначать буквами, лучше заглавными печатными буквами русского или английского алфавита, одинаково рифмующиеся строки.
Например, обозначаем буквой А первую строку стихотворения и ту, которая рифмуется с ней, другую строку с другой, рифмующейся с ней, - буквой Б, третью – буквой В и т.д.
Рассмотрим пример:

Спи, дитя моё, усни!               А
Сладкий сон к себе мани.       А
В няньки я тебе взяла              Б
Ветра, солнце и орла.              Б

По условным обозначениям вы видите: схема этой строфы – ААББ.
Два стиха, скреплённые созвучием (рифмой) образовали пары.
Рифмующиеся строчки могут сочетаться между собой различными способами.
Основных способов рифмовки три.
1. Смежная (парная) рифмовка ААББ

Чёрный крест на груди итальянца -           А
Ни резьбы, ни узора, ни глянца -                А
Небогатым семейством хранимый             Б
И единственным сыном носимый…          Б
(М. Светлов «Итальянец»)


Забыв вражду великодушно                А
Движенью тайному послушный,         А
Быть может, я ещё могу                Б
Дать руку личному врагу…                Б
(К. Рылеев «Наливайко»)


2. Перекрёстная рифмовка
Сквозь волнистые туманы                А
Пробирается луна,                Б
На печальные поляны                А
Льёт печально свет она                Б
(А. Пушкин «Зимняя дорога»)


Чудная картина                А
Как ты мне родна:                Б
Белая равнина,                А
Полная луна,                Б

Свет небес высокий,                А
И блестящий снег,                Б
И саней далёких                А
Одинокий бег.                Б
(А. Фет)

3. Охватная (опоясывающая, кольцевая) рифмовка:

Четыре дня мы шли опустошённой степью      А
И вот открылось нам раздолие Днепра,             Б
Где с ним сливается Десна, его сестра…           Б
Кто не дивится там его великолепью!                А
(В. Брюсов «Разорённый Киев»)


Не часто к нам слетает вдохновенье,             А
И краткий миг в душе оно горит,                Б
Но этот миг любимец муз ценит,                Б
Как мученик с зкмлёю разлученье.                А


Этими тремя способами, конечно, не исчерпываются возможности сочетания рифмующихся стихов; иногда рифмы располагаются весьма прихотливо. Но почти все многочисленные сложные комбинации можно свести к этим трём основным.

Рассмотрим следующий пример:

Рдяны краски,            А
Воздух чист,               Б
Вьётся в пляске          А
Красный лист -           Б
Это осень,                С
Далей просинь,           С
Гулы сосен,                С
Веток свист.                Б
Схема рифмовки здесь: АБАБСССБ. Рифмы первых четырёх строк расположены перекрёстно – АБАБ. Последняя из них вместе с восьмой охватывает не две, как обычно, а три смежных рифмы – ССС. В сложном сочетании рифм мы узнаём комбинацию трёх основных.
Теперь вам будет более понятна строфа. Строфа – это ритмическая единица.
Сравним два следующих стихотворных текста:

Богат и славен Кочубей,
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.
Кругом Полтавы хутора,
Окружены его садами.
И много у него добра,
Мехов, атласа, серебра
И на виду, и под замками.
Но Кочубей богат и горд
Не долгогривыми конями,
Не златом, данью крымских орд,
Не родовыми хуторами,
Прекрасной дочерью своей
Гордится старый Кочубей…
(А. Пушкин «Полтава»)

И другой:
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с негой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.

Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя всё, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
(А.Пушкин «Прощание»)
В первом отрывке все строки по характеру связи отличны друг от друга, нет стройной системы.
Второй отрывок отчётливо делится на пятистишия – это и есть строфы.
Первый признак строфы – это повторяемость блоков.
Второй признак – интонационная законченность, с более длинной паузой между блоками. Обычно в конце строфы стоит точка или знаки вопросительный или восклицательный.
Интонационно-синтаксическая законченность строфы – признак не менее важный, чем определённый порядок рифм. Иначе говоря, каждая строфа обычно развивает свою тему, смысловое единство.
Теперь, когда вы поняли, что такое строфа и схемы стихосложения, проведём контрольный закрепляющий диктант.

Я буду читать стихи разных авторов, с разными схемами рифмовки и строфами, а вы будете в тетрадях их записывать. Всё стихотворение писать не надо, только рифмы – окончания слов, а также схему стиха. Например: строка заканчивается словом – цвет. Вы записываете только - ет, и так записываете окончания всех строк. Затем одинаковые окончания обозначаете одинаковыми заглавными буквами А или Б или В и т.д. После чего попытаетесь выделить строфы и написать, сколько по-вашему в этом стихе или отрывке строф. Схемы пишите в столбик. Строфами окажутся повторяющиеся схемы.
Итак, начнём.
А чтобы диктант не был скучным диктовать его будете вы сами, т.е. кто-то из вас по очереди. Это вам даст более близкое знакомство с автором.
Первое стихотворение читает ……….
Ещё одно замечание! Схемы рифмовки будут усложняться, поэтому не шумите и будьте внимательны.

1. Цвет небесный, синий цвет           ет       А
Полюбил я с малых лет                ет       А
В детстве он мне означал               ал       Б
Синеву иных начал                ал       Б

И теперь, когда достиг                иг       В
Я вершины дней своих,                их     В
В жертву остальным цветам            ам     Г
Голубого не отдам.                ам     Г
                (Н. Бараташвили)

Рифмовка – параллельная.
Строфы две: ААББ и ВВГГ – четверостишия.

2. Люблю грозу в начале мая,                ая       А
Когда весенний первый гром,            ом     Б
Как бы резвяся и играя,                ая      А
Грохочет в небе голубом.                ом    Б

Гремят раскаты молодые,                ые     В
Вот дождик брызнул, пыль летит,         ит      Г
Повисли перлы дождевые,                ые      В
И солнце нити золотит.                ит      Г
(Ф. Тютчев)

Рифмовка – перекрёстная
Строфы две: АБАБ и ВГВГ – четверостишия.

3. Глухая степь – дорога далека,              ка     А
Вокруг меня волнует ветер поле          ле     Б
             Вдали туман – мне грустно поневоле  ле     Б
И тайная берёт меня тоска                ка    А
                (Я.Полонский)

Рифмовка – опоясывающая
Строфа одна – АББА – четверостишие.


Усложняем задание:
4. Сижу задумчив и один                ин         А
На потухающий камин                ин         А
     Сквозь слёз гляжу                жу        Б
С тоскою мыслю о былом                ом       В
И слов в унынии моём                ём       В
                Не нахожу                жу       Б

Былое было ли когда?                да        Г
Что ныне будет ли всегда?                да         Г
Оно придёт                ёт        Д
Пройдёт оно, как всё прошло                ло         Е
И канет в тёмное жерло                ло          Е
                За годом год                од          Д

За годом год, за веком век…                ек          Ж
Что ж негодует человек,                ек          Ж
             Сей знак земной                ой          З
Он быстро быстро вянет так,                ак           И
Но с новым летом новый злак                ак           И
                И лист иной…                ой           З
                (Ф. Тютчев)

Рифмовка – сложная
Строф три: ААБВВБ; ГГДЕЕД; ЖЖЗИИЗ – шестистишия.


5. Ревёт ли зверь в лесу глухом,                ом     А
Трубит ли рог, гремит ли гром,             ом     А
Поёт ли дева за холмом                ом    А
         На всякий звук                ук     Б
Свой отклик в воздухе пустом               ом    А
         Родишь ты вдруг                уг     Б

Ты внемлешь грохоту громов,                ов     В
И гласу бури и валов,                ов     В
И крику сельских пастухов -                ов     В
          И шлёшь ответ;                ет      Г
Тебе ж нет отзыва… Таков                ов      В
                И ты поэт!                ет      Г
(А. Пушкин «Эхо»)

Рифмовка – сложная
Строф две: АААБАБ и ВВВГВГ – шестистишия.


6. Вода!.. Бывало встанешь утром рано,      но     А
И кран, с его металла белизной,                ой     Б
Забулькает, как соловей весной,               ой      Б
И долго будет течь вода из крана.             на      А
А нынче, ледяным перстом заткнув,         ув      В
Мороз оледенил блестящий клюв.            юв      В

Рифмовка – сложная
Строфа одна: АББАВВ – шестистишие.

На этом закончим и проверим, кто что написал.
(Ребята читают по очереди, идёт контроль и оценка деятельности детей)

Закрепление материала:
Ответьте на вопросы:
1. Какие основные способы рифмовки вы узнали?
2. Каковы основные признаки строфы?
3. Сколько строк встретилось нам в строфах?


Молодцы, ребята, вы хорошо поработали.
Задание на дом:
Сочинить три четверостишия на каждую из основных рифмовок: параллельную, перекрёстную и опоясывающую. И сочинить одно шестистишие со следующими рифмующимися окончаниями:
ом
ом
ет
ат
ат
ет

До свидания!


Рецензии