Урок Палиндромы Зазеркалье
(по-гречески palin – назад, dromos – бег)
Прочтём строчку -
«Эй, житель, лети же!» -
задом наперёд.
Это палиндром.
Как-то так сложилось, что эта древняя, известная из фольклора поэтическая форма числится нынче преимущественно по разряду забавной словесной игры, среди головоломок и шарад.
По-русски её ещё называют – «Перевертень» (не путать с перевёртышами).
Тамбовский художник В. Романов придумал вопрос-перевертень:
Кто тут ОТК?
В народном фольклоре слова часто специально переворачивались, чтобы придать им большую остроту или забавность. И эта забава дошла до наших дней. А народная память не хранит ничего бесполезного. Значит для нашего ума это полезно.
В России ещё с эпохи силлабической поэзии были широко распространены разного рода словесные игры.
Дети уже в младшем школьном возрасте знакомятся с палиндромом, впервые узнав о математическом равенстве:
2 х 2 = 4.
Палиндром (перевертень) – это поиск средств обновить обветшалые поэтические формы.
Палиндромы есть у Брюсова, Хлебникова.
Интерес к палиндрому то спадает, то оживляется.
Палиндромичность, зазеркальность встречается и в музыке Шенберга, Веберна; в скульптуре - француза Армана.
Однокашник Гоголя П.А.Лукашевич написал целый трактат о магических свойствах музыки о палиндромах и анаграммах.
А у Гоголя повесть «Нос» сначала называлась «Сон».
Анаграмматическое слово-заголовок как нельзя лучше подошло для этого произведения.
Велимир Хлебников написал целую палиндромическую поэму «Разин».
Мечам укажу мужа кумачем!
Эй, житель, лежи же!
Мор дум о мудром
Мы, низари, летели Разиным
Не мерь, ремень,
Меня – я нем.
Большое наследие стихов палиндромов оставил Николай Иванович Ладыгин (1903-1975гг) – художник и поэт («Русская речь», 1970, №4, «День поэзии – 83»). Он написал в этом стиле несколько поэм: «Иван Грозный», «Восстание Разина», «Пётр 1», «1912 год», «Октябрь», «Лев Толстой», «Исаак Левитан», «Маяковский» и др., и множество стихотворений.
Он стремился, чтобы эти стихи читались свободно, как обыкновенные, и в большинстве случаев добивался этого.
Один, души пишу дни до
Отказа. Кто
Ты? Пойми опыт.
И жар и миражи.
Или ещё:
Весна мути дали. Туман, сев,
И гул поля, радуя, ударял о плуги.
И хорошело поле, шорохи
Нежили жён.
(Внимание! Здесь используются переносы, когда часть предложения как бы «перетекает» из одной строки в другую).
Попытки проникнуть в наоборотный мир, в это «зазеркалье», в антимир с помощью слова, очевидно, будут предприниматься, пока существует поэзия.
Вспомним известную строчку:
«А луна канула…»
или
«А роза упала на лапу Азора»
В альманахе «День поэзии – 83» напечатан сонет-перевертень В. Пальчикова, где автору удалось соблюсти не только высокую степень палиндромичности, но и принятую в сонете рифмовку.
Поле должно перепахиваться, чтобы на нём снова можно было сеять. На одном участке земли надо менять культуры, чтобы земля не уставала. Это известно агрономам.
Думали, что васильки – сорняк. Оказалось, что они необходимы, чтобы злаки росли и развивались правильно.
Слово тоже устаёт. Его надо обновлять чаще, чем это делается. Палиндром и есть такая разминка, «космодром» поэзии.
Палиндром даёт чувство корневой системы языка. Возвращает нам ощущение «биополя» слова. Если назвать его Перевертнем, то он принимает скоморошеское обличье:
На в лоб, болван!
Была такая ярмарочная забавка.
Палиндром напоминает о «законе бумеранга».
У Державина есть такие строки:
Я разуму, уму заря,
Я иду с мечем судия.
Четверостишье Дмитрия Авалиани («Комсомольская правда», 2 октября 1999г, стр. 13) про залетевших в храм комаров относится к разряду Монопалиндромов. Оно целиком, от первой буквы до последней, читается так же, как от последней до первой.
Лето. Храм. Окно и вор.
Клевер рос. Стонал крох хор.
Клан от ссор ревел –
Крови он, комар, хотел!
Вот ещё один шутливый монопалиндром:
Алексей Кашеваров (г. Жуковский, Московской обл.)
У кидал Влад уху ел. По морде ведром оплеуху дал Владику!
И ещё палиндром того же автора:
Ел еж желе
А сыр крыса
Ишак каши
А жук ужа
Ужи жижу
Ил ели.
Я
Мед ем
И щи
А щи – пища.
Здесь, как и в следующем двустишии паллиндромична каждая строка по отдельности:
Тише пой о воле, делу пой о пуле – деловой опешит.
Тише, тут не диссидент утешит.
Дома попробуйте самостоятельно придумать палиндромическую фразу. Вот вам фразы для примера:
1. Аргентина манит негра.
2. А вон стену корпункта ткну – проку нет снова!
А теперь мы с вами, ребята, поиграем в зазеркалье.
Мы просто будем читать слова в словаре и прочитывать их задом наперёд. Посмотрим, что получится. Не скрываются ли в этих словах другие слова:
(Кто-то из ребят читает слово)
Например:
замарашка – акшарамаз
облако – окалбо
мороз – зором
кошмар – рамшок (здесь кроется слово шок)
сироп-порис (слово рис)
дороговизна-анзивогород ( слово город)
алгебра-арбегла (слово арбе)
горшок-кошрог (слово рог)
помидор-родимоп (слова: роди, родим)
карман-намрак (слова: на мрак)
Как вы уже поняли, ребята, именно таким образом разыскиваются палиндромические слова. Труд не простой!
И наконец, мы с вами поиграем в палиндромические слова.
Сейчас я каждому из вас раздам карточки, на которых написано одно палиндромическое слово или два зеркально-палиндромических слова, возможно в словосочетании.
Например:
Потоп – одно палиндромическое слово;
Сон - Нос - два зеркально-палиндромических слова;
Болван – На в лоб - палиндромическое словосочетание.
Ваша задача – не показывая своё слово другим ребятам, написать под этим словом новые, придуманные вами палиндромические слова или словосочетания, а также зеркально-палиндромические слова.
Во-первых победит тот, кто напишет наибольшее количество слов. Вторым победителем станет тот, кто напишет наибольшее количество слов, которых нет на розданных вам карточках.
Карточки с палиндромическими словами:
Тропа – Апорт
Доход
Ворон – Норов
Мир – Рим
Кабак
Казак
Шабаш
Шалаш
Ток – Кот
Тот
Косили – Или сок
Вол-Лов
Свидетельство о публикации №114052207236
Прочёл задом наперёд, не получилось.
_______________________
"Палиндромичность, зазеркальность встречается и в музыке Шёнберга, Веберна..."
На мой взгляд, самый великий из композиторов в этом отношении – И.С.Бах. Сколько им написано фуг и канонов в зеркальном отражении! Возьмите хотя бы его труд "Искусство фуги" и проанализируйте. Вы поразитесь!
_______________________
"Велимир Хлебников написал целую палиндромическую поэму «Разин».
Мечам укажу мужа кумачем!
Эй, житель, лежи же!
Мор дум о мудром
Мы, низари, летели Разиным
Не мерь, ремень,
Меня – я нем".
А мне больше нравится стихотворение Дмитрия Авалиани:
Я распашонка как ноша псаря,
Я – радиатор крота, и даря
Алого Дугласа, лгу догола,
А ловелас – он о сале вола...
Ясен не дервиш, и вреден, неся
Я сор оплаты, пытал порося:
Игл оборону у нор оболги,
Иго мопедов, воде помоги!
За газетёнки икнёте, за газ,
За тонкоту шара шуток – но таз
Узок у женщин. Нищ, нежу козу...
Узнику – порку, укропу – кинзу!
______________________
Да что далеко ходить – мой старший брат Владимир в своё время этих палиндромов насочинял около 10 тысяч! Я лет 15 назад забрал у него тетрадку, куда он их записывал, и за свой счёт издал небольшой сборник его палиндромов под общим названием "И мир прими!", куда вошло 400 штук. Здесь некоторые из них: http://www.stihi.ru/2013/01/03/2682
Алексей Назаров 9 06.09.2014 21:45 Заявить о нарушении