о поэтическом творчестве
Конечно, хорошо обо всём рассуждать самому, как это делают многие авторы сайта, но если были люди, размышлявшие прежде нас над этой проблемой, то нужно поинтересоваться и их мнением. Я поступил именно так, отдав бОльшую часть текста прямому цитированию, и сопроводил это цитирование только небольшими комментариями.
Поскольку стихосложение является творческим процессом, то появляется мысль, что было бы совсем не плохо почитать учебник психологии, например - Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008., и найти тот раздел, в котором говорится о творчестве. Находим в этом учебнике соответствующий раздел - 12.5. "Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление" и приступаем к цитированию -
"Одним из первых, кто предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд. В работах, посвященных креативности (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей.
Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.
Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.
В-третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.
В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью."
КОММЕНТ - прокомментируем эту выдержку. Для меня совершенно очевидно, что эти четыре особенности творческого мышления как нельзя более ярко проявляются в поэтическом творчестве. Собственное авторское лицо, семантически образное единство и новизна текста, способность спонтанного продуцирования поэтических строк, там, где казалось бы никакая логика их не подсказывает - именно эти вещи ценятся нами в поэтическом творчестве, не так ли?
"Впоследствии предпринимались и другие попытки выявить природу творчества. В ходе этих исследований были выявлены условия, способствующие проявлению творческого мышления. Например, при встрече с новой задачей человек стремится прежде всего использовать тот способ или метод, который в предшествующем опыте был наиболее успешным. Другим не менее существенным выводом, который был сделан в ходе исследований творческого мышления, является вывод о том, что чем больше усилий было потрачено на поиск нового способа решения задачи, тем выше вероятность того, что этот способ будет применен при решении другой, новой мыслительной задачи. В то же время данная закономерность может привести к возникновению стереотипа мышления, который мешает человеку использовать новые, более целесообразные способы решения задачи. Поэтому для того, чтобы преодолеть стереотипность мышления, человек должен вообще отказаться от попыток решить задачу, а затем через некоторое время вернуться к ней, но с твердым намерением решить ее новым способом."
КОММЕНТ - стереотип в поэтическом творчестве несомненно присутствует, он проявляется в наблюдаемом повторении образов, рифм, в возврате к прежним темам, в повторении общей стилистики, в обращении к привычной для автора лексике. Но если создавшийся стереотип оказывается продуктивным для поэтического творчества, если он приносит автору всё новые и новые поэтические находки, то чем же он плох? В этом случае следовало бы говорить не о сложившимся стереотипе мышления, а о становлении собственного авторского стиля. Вот мы с вами открыли некую проблему для дискуссии - в чём, по вашему, разница между одним и другим?
"В ходе исследования творческого мышления была выявлена еще одна интересная закономерность. Частые неудачи при решении мыслительных задач приводят к тому, что человек начинает бояться встречи с каждой новой задачей, а при встрече с проблемой его интеллектуальные способности оказываются не в состоянии проявиться, так как находятся под гнетом неверия человека в свои собственные силы. Для проявления интеллектуальных способностей людей необходимо чувство успеха и ощущение правильности выполнения той или иной задачи."
КОММЕНТ - вот почему ранняя публикации и благожелательность критики так важна для начинающего и ещё неуверенного в себе автора. Некоторые считают, что не следует публиковать в интернете свои стихи, прежде чем достигнешь определённых высот. Психология говорит нам о том, что это методологически неверно.
"В ряде исследований было установлено, что эффективность в решении мыслительных задач достигается при наличии соответствующей мотивации и определенного уровня эмоционального возбуждения. Причем этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален."
КОММЕНТ - глубокая и эмоциональная мотивация к написанию конкретного стиха - вещь совершенно необходимая. Отсутствие подобной мотивации является основной причиной графомании.
"Серьезные попытки найти ответ на вопрос, что мешает проявлению творческих способностей, предприняли Г. Линдсей, К. Халл и Р. Томпсон. Они обнаружили, что проявлению творчества мешает не только недостаточное развитие определенных способностей, но и наличие определенных личностных черт. Так, одной из ярких личностных черт, препятствующих проявлению творческих способностей, является склонность к конформизму. Данная черта личности выражается в доминирующем над творческими тенденциями стремлении быть похожим на других, не отличаться от большинства людей в своих суждениях и поступках.
Другая близкая к конформизму черта личности, мешающая творчеству, это боязнь показаться глупым или смешным в своих суждениях. В этих двух характеристиках отражается чрезмерная зависимость человека от мнения окружающих."
КОММЕНТ - ну какие превосходные советы даёт психология авторам стихов! Не ходите на конкурсы, не стремитесь в поэтическую элиту, не старайтесь писать такие же стихи, как все. Это проявления конформизма в странной смеси его с личными амбициями.
Не бойтесь казаться смешным и неумелым, не думайте о том, каким Вы предстанете перед своим читателем. Сочувствующие Вам и понимающие Вас люди всегда найдутся.
"Существуют и другие черты личности, мешающие проявлению творческого мышления и также связанные с ориентацией на социальные нормы. К ЭТОЙ группе личностных черт относится боязнь критиковать других из-за возмездия с их стороны. Подобное явление обусловлено тем, что в процессе воспитания у детей чувства тактичности и вежливости по отношению к мнению других людей происходит формирование представлений о критике как о чем-то негативном и оскорбительном. В результате опасение критиковать других часто выступает в качестве препятствия для проявления творческого мышления."
КОММЕНТ - не обижайтесь на критику, если она конструктивна и благожелательна. Чаще всего критикующий Вас человек не во всем прав, или совсем неправ. Не обижайтесь на него - он тоже творческая личность и, разумеется, видит строки Вашего стиха по-своему.
"Проявлению творческих способностей нередко мешает завышенная оценка значимости своих собственных идей. Иногда то, что мы сами придумали, нравится нам больше идей других людей. Подобное явление может иметь два исхода. В одном случае мы не принимаем более передовые идеи, чем наши собственные. В другом случае мы не желаем показать свою идею или вынести ее на обсуждение."
КОММЕНТ - цените чужое творчество и не бойтесь показывать своё.
"Следующая причина, тормозящая проявление творчества, заключается в существовании двух конкурирующих между собой типов мышления: критического и творческого. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Человек, у которого в большей степени развит именно этот тип мышления, видит только недостатки, но не предлагает своих конструктивных идей, поскольку опять-таки замыкается на поисках недостатков, но уже в своих суждениях. С другой стороны, человек, у которого преобладает творческое мышление, стремится к разработке конструктивных идей, но при этом не уделяет должного внимания тем недостаткам, которые содержатся в них, что также негативно отражается на разработке оригинальных идей."
КОММЕНТ - просто имейте это в виду, и когда критикуете других, и когда творите сами.
"Исходя из приведенных суждений и сопоставляя причины и условия, способствующие и препятствующие проявлению творчества, необходимо сделать один обобщающий вывод: способность к творчеству должна целенаправленно формироваться у ребенка в процессе его психического развития."
КОММЕНТ - психологи про ребёнка, а я про поэтов. Ничего, мы говорим об одном и том же. Поблагодарим автора учебника и заметим, что совершенно нелишне, занимаясь поэзией, заглядывать и в другие смежные дисциплины.
Спасибо за внимание.
Свидетельство о публикации №114052103650
Поэтическому творчеству в отношении психологии посвящены две работы Карла Густава Юнга:
1. К.Г.Юнг. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству (1922)
2. К.Г.Юнг. Психология и поэтическое творчество (1930)
Приведу (немного сократив) цитату "общего плана" из второй работы.
* * *
Каждый творчески одарённый человек — это некоторая двойственность, или синтез, парадоксальных свойств. С одной стороны, он представляет собой нечто человечески личное, с другой — это внеличностный, творческий процесс. Как человек он может быть здоровым или болезненным <...> В своём качестве художника он может быть понят единственно из своего творческого деяния. <...> Хотя художник представляет собой противоположность всему официальному, всё же между этими двумя случаями существует потаённая аналогия <...> Ибо искусство прирождено художнику как инстинкт, который им овладевает и делает его своим орудием. То, что в первую очередь оказывается в нём субъектом воли, есть не он как индивид, но его произведение. В качестве индивида он может иметь прихоти, желания, личные цели, но в качестве художника он есть в высшем смысле этого слова «Человек», коллективный человек, носитель и ваятель бессознательно действующей души человечества. В этом его officium [обязанность], бремя которого нередко до такой степени перевешивает остальное, что его человеческое счастье и всё, что придает цену обычной человеческой жизни, закономерно должно быть принесено в жертву.
//
Сергей Николаев-Смирнов 16.01.2023 13:38 Заявить о нарушении
Посмотрите на кусочек дискуссии на сайте проза.ру
//... Я ,начинающий поэт ,как бы это смешно не звучало, учитывая мой преклонный возраст:) Писать стихи начал ,как раз потому ,что моя Муза от меня сбежала. Мой преподаватель истории искусств, объяснял нам ,что искусство не что иное ,как сублимация сексуальной энергии...Он оказался прав:)
М.В. 20.01.2023 12:08
_______
Можно рассматривать сексуальную энергию несколько шире, а именно, как энергию творчества. И тогда значение сексуальности в искусстве становится очевидным.
Сексуальность, как проявление творческих сил.
Мужчина, хоть куда, в полном расцвете сил. И старый хрен для засолки хорош. В юбке нет ничего особенного, когда она колышется на бельевой веревке.
Таких цитат можно насобирать горстями ))
Д.М. 20.01.2023 20:56 //
Маштаков 22.01.2023 12:08 Заявить о нарушении