Экспертный обзор. Сергей Пичугин. Апрель-2014
Свою десятку в явной форме Сергей не указал, мне пришлось составлять шорт-лист самому – из стихов с наивысшими баллами. Получилось 11 штук. Ну и пусть. Прецеденты были – никто вроде не возмущался.
Влад Сергеев
ЮЛИЯ ВОРОНА «змеею рассекая травостой...»
http://www.stihi.ru/2009/07/10/4268 номинатор Юрий Метелкин
+6
… змеею рассекая травостой,
не говори о прошлом с этой степью!
(такое может сделаться с тобой!)
и ты ослепнешь…
повелевая, сам не возгорись!
и пусть свободными кружатся пчелы!
(не говори с поэтом о любви!)
тебя прочёл он…
помедли, и минута у воды
над-царской силы совершит до рая
бросок, в котором человеко-ты
соединится с мною-кто-не-знаю.
о переливов, перегибов твердь
погинет на ночь, а под той Луною
стихов моих четырёхкрылый зверь
всё в меру сложит у твоих ладоней.
------
Мне симпатично интуитивное начало автора. Но, к сожалению, образы, приходящие как бы сами по себе, плохо стыкутся друг с другом, «толкаются локотками».
АННА АРКАНИНА «Про Это»
http://www.stihi.ru/2008/03/02/2393 квота Главной редакции
+6
Черный рояль говорил про Это
Треснувшим голосом Дебюсси.
Нас у порога заждалось лето
Выйти к нему - не хватало сил.
Мы так дышали - живя любовью.
/Памятен каждый щемящий вздох!/
Время сочилось сквозь поры солью
В переплетении рук и ног.
Мы одомашнили шум прибоя:
Голые волны и чаячий крик.
Нас на земле было сколько? Двое?
Мир не досчитывался двоих…
-----
Та же беда – неотделанность, отсутствие должной мастеровитости:
«Время сочилось сквозь поры солью
В переплетении рук и ног»
Это – как?
АРТЕМОНА ИЛЛАХО "Рекуче"
http://stihi.ru/2012/12/27/995 номинатор Александр Крупинин
+8
I Русалья
и черворечье рекло о черни
челядь ночи вечерела
волынь черела и чаровала
червонцы алы
в ручье пещерном
чью дочь замучил
и очи выбелил стволами
ключарь могучий
ночери провойник, облаками
на бороде игрец?
вздохнёт покойница зелеными руками
и тинно запоёт:
"ты не лей елей
золовей-слад'ень
а не скусна золь
на зубах ревень
злобый стыдень лют
голодарка-мать
почт'о люди мрут
век не вспоминать
только зелен страх:
почт'о соль у ней
на земных очах
слад'ень-золовей?
только ночь ала
чародит впотьмах
золота зола
на больших вратах"
чив чив ночерив
смерть смерит и смирит
всё отмерует
всё отверует
спи-почивай
ай
чивай ай чирив
рекуче
рекуче
II Кони-тверди
шили весть о новоселье
к сёдлам молнии-послы
кони-тверди, синь и зелен
в поле северном паслись
хороводили веселье
всё быстрее и быстрей
оборвали синь и зелен
звенья кованых цепей
ловит дедушка на кольца
полумесяцы подков
убежали злые кони
хрупать звезды с черенков
медленеют обороты
стихло шумное село
вышел мальчик за вороты
не темно и не светло
и не грозно, и не тихо
словно яблоки пекут
машет мальчик хворостинкой
рубит голову цветку
приподнял старик дубину
только не на что серчать
не идти за домовиной
колыбельку не качать
не водить на луг веселье
по ромашке не гадать
кони-тверди, синь и зелен
оборвали повода
где голубки? где гадюки?
всё крапивой поросло
вышел дед, за дедом внуки
а за ними всё село
только мальчик шёл в крапиве
без ожога-волдыря
синь и зелень конской гривы
по ворсинке собирал
-----
О, у Предземшара появилась смена! Сочно, соприродно ВХ… Концовка 2-го слабовата.
НАДЕЖДА ЖАНДР «поколению 20-х»
http://www.stihi.ru/2014/04/20/10461 номинатор Международный поэтический клуб Рифма.ру
+7
Цвёл юноша вечор... катилось лето
надводным поло радуг и мячей
по небу-небу да по ряби ветренной, речной...
и было сладко на песке - мурашками -
и нэповской халвою таять,
сочиться рассеянным взглядом
из-под набегающей чёлки.
Торопливо сорвать с себя бобочку,
отжимающую под мышками
мускус электрических мышц,
а кепи закинуть в облака
сверхновым
аэродинамическим броском -
пасом новому поколению,
младому, незнакомому...
провозившись
с лязгающим
сцеплением
кожаного поезда,
выпрыгнуть из шкурки и,
как есть, оголтело рвануть
навстречу жизни,
что и сама сбежала к тебе на встречу
через умытое окошко твоей мечты,
через заборчик отрочества
в те дикие сады,
где любится до рези, до оскомины,
где круглые глаза вопрошают: «Это -рай?
По-моему, он где-то ещё...»
Пой, ласточка, пой,
стриги цветастую материю лета,
луговые туманы пустив на кружева
или тёплую молочную пену,
строчи наряд
на зингеровской машинке:
... ... ...... ...
эти звуки - лишь торопливость пионерских маршей,
и веку далеко ещё до совершеннолетия,
до своих тридцати семи,
и то, что впереди,
нужно только отдать, отдать
... ... ..... ...
-----
Любопытная степень свободы, очень вольное обращение со стихотворными размерами – то есть, то нет. И, право, не знаешь, отнести ли это в «+», или же в «-». Да и образные сцепления не всегда убедительны.
АЛЕКСАНДР ПАНКОВ «Орбита»
http://www.stihi.ru/2014/04/18/4914 номинатор Международный поэтический клуб Рифма.ру
+8
«Но не торопись считать меня жертвой
В своем приношении Богу
Я был и остался живой мишенью.
А миру до фени: он в стороне
Будет кружить по излюбленным
старым орбитам.
Хотелось бы жить , и не только во сне ,
Но я был убитым на этой войне,
И что-то оттуда сочится вовне,
И мертвит наяву, и мы были бы квиты,
но..»
Ю. Наумов
Утро.
Граница.
Здесь даже собаки спят,
Время московское спряталось в малой стрелке,
Родина снова встречает своих щенят,
Кормом просыпавшись по типовым тарелкам.
Здесь проектируют старые миражи,
Распределяя ранжир и шесток по чину
И, принимая как данность такую жизнь,
Я, тем не менее, не открываю спину.
Полно, полковник, я помню свои права -
Плыть незаметней, лавировать вглубь течений,
В памяти долгой срастаясь едва-едва
Вновь прибегать к маскировке сердечной лени.
Слишком спокойно - обычно всегда к беде,
Слишком уверенно - видимо, водят за нос,
В этой стране, где виновный всегда «нигде»,
Каждый второй - Цицерон, каждый первый - Янус
Все уже было…
На тонущем корабле,
Где канцелярские крысы питались клеем,
Верили в сказку о видящем все царе
И о жирующих да сволочных лакеях.
Поздно меняться, примерив такой фасон,
Вязь хромосом, как ни странно, чего-то значит.
Время застыло, бормочет зеленый сон -
Микс Амадея с Версаче, никак иначе.
Но не придумать лекарства от пустоты,
Не конвертировать память, запрятав в слиток...
Миру до фени какие у вас кресты.
Он в стороне.
Он лелеет свою орбиту.
-----
Настроения насквозь «бродские», но лирический посыл слабоват.
ИППОЛИТ ПОХЛЁБКИН «Письмо-одиночество»
http://www.stihi.ru/2011/12/16/7924 номинатор Тейт Эш
+8
Ты знаешь
я здесь
и сверх всякой меры
насытился жизнью на новом месте
сижу
вышиваю бадьяном белым
по серой рубахе
печали крестик
работаю медленно
тихой сапой
стежок за стежком из своей любви
но
мешают насмешки того сатрапа
что мне по-дешевке торгует вина
под домом
в подвале
он вертит краны
хохочет
разит перегаром готтским
тут капли-рубины читают грани
стаканов
а после
летят на доски
здесь море сокровищ
богатств несметно
туманом висит аромат аниса
от скуки высокая очень смертность
здесь даже в домах
передохли крысы
октябрь
простирает свои объятья
здесь тысячи лет в разнотравье пёстром
но только дубы мне уже - не братья
и даже березы теперь - не сёстры
не сыщешь у женщин ключиц излуки
такой
чтоб молитвенный глас -
святая! -
заплакал навзрыд
да и мрут со скуки
поскольку другого никто не знает
не видел...
Ты знаешь, здесь очень сыро!
Замучала слякоть, из окон дует...
Но каждую ночь по кусочку сыра
На маленькой кухне
На пол
Кладу я...
-----
Какая-то неизбывная, пронзительная тоска, плюс широта образного диапазона…
СЕРГЕЙ ИВКИН "Homedreams"
http://www.stihi.ru/2014/04/15/7229 номинатор Татьяна Комиссарова
+7
Павлу Ложкину
камера недвижима. общий вид.
насыпь. насаждения. ров. кустарник.
непонятный столб, словно гриф гитарный,
проводами собственными обвит.
крупный план. огромный моргнувший глаз.
горизонт поехал. щебёнка. зелень.
вновь и вновь во сне я снимаю Землю,
на которую больше никто из нас…
наяву я помню, в который файл
сохранил Россию, Европу, Штаты…
я во сне снимаю наш первый «Шаттл»
и какую-то комнату: шкаф, софа,
за окном красивый в полнеба гриб…
и стоит подросток, раскинув руки:
«Здравствуй, взрыв!»
ору, но исчезли звуки…
просыпаюсь, выключив этот клип.
на Венере жарко. должно быть Марс
принял нас радушней бы, если-кабы…
здесь хотя бы в пищу пригодны жабы
и в зиготах бродит отличный квас.
звёзд не видно. облачно. иногда
появляются радуга или эллипс.
винтовые черви идут на нерест,
и тогда по крышам стучит вода.
-----
Ощущение полупроявленного сна, когда понимаешь: это только сон, а поэтому – не страшно.
АНДРЕЙ МАРТЫНОВ СЛОВО "я не был казнен с генералом чарнотой"
http://www.stihi.ru/2014/04/09/7218 номинатор Татьяна Комиссарова
+6
я не был казнён с генералом чарнотой
он раньше а я припозднился чего-то
но в яме той вечной в объятии хладном
как братья по крови лежим теперь рядом
а возле всё больше знакомые лица
корнет оболенский поручик голицын
бухгалтер гальперин профессор костоев
рабочий степанов не знавший простоев
хирург николаев матрос завалишин
простор океана не раз бороздивший
бескрайних степей уроженец мамбетов
поплавская первая в пензе одетта
а так же виткаускас жихарев рысин
садовничий гельман ильин коромыслин
бажан венедиктов кутайцев марголис
черкасов романова липман карнович
серпилин шевчук кипаридзе валенда
орлова ляшко варданян кучеренко...
а знаете вы - что страшит больше смерти?
никто никогда ни за что не ответит
-----
Образный ряд выстроен изящно, но вот беда – не трогает как-то.
ТЕЙТ ЭШ "Ода истопнику"
http://www.stihi.ru/2011/12/01/9942 отборочный тур БЛК для резидентов
+9
… Истопник выходил во двор, налегая на дверь сплеча -
Как сминал бы ордынский строй перед лагерем аксакала.
Дверь хваталась за зимний воздух, похрипывала, ворча,
Расшибалась о стену лбом и сочувственно пропускала.
Истопник выходил как царь, бросив под ноги кочергу.
Увидав старика, капель заливалась искристым смехом.
Серебрилась у ног Россия, подтаивая в снегу,
Вдоль заборов, плетней и стрех разносясь воробьиным эхом.
Постоит истопник, дивясь, как бывает металл пунцов,
Как легко вековым стволам топоры рассекают жильца…
… Догрызая в огне поленья как пригоршню леденцов,
Простодушно вздыхает печь, ожидающая кормильца.
-----
Картина маслом, - правдиво, цельно, никакой «поэтической отсебятины».
ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА ДЛЯ КОНКУРСОВ "деревья заходят в храм..."
http://www.stihi.ru/2013/12/14/8133 отборочный тур БЛК для резидентов
+9
деревья заходят в храм, царапая пол корнями.
и, осмотревшись там, гасят ветвями пламя
свечки, что псалмоплёт (сторож) поставил ночью
за упокой дочки, которая не живёт,
по мнению старика. он шамкает: "справедливо
ей было бы - в облака", шмурыгая носом-сливой,
"дуняша - грехов полна. погибло бы лучше тело.
овсянка на ферме пела, когда родилась она,
так пела, что я не мог работать. ходил кругами,
не слыша жены немой мычание... память-память".
безумец тянул, тянул господнее "справедли-и-иво"
и храм представлялся нивой, и ветер, как раньше, дул,
деревья, его обняв, баюкали, что младенца.
"прости дурака, дуняш, совсем почернело сердце!
прости, приезжай домой, оставь чужину шри-ланки,
когда запоёт овсянка по-новому надо мной".
-----
Очень пронзительно по мысли, чуток бы концовку подтянуть…
ВЛАДИМИР МАРКИН "Время вешней воды"
http://www.stihi.ru/2007/08/07-602 отборочный тур БЛК для резидентов
+8
Ходишь с правой налево вслепую и хуже всего
аритмия поступков и сердца от слова "навеки".
Ночь полна чепухи и тоски о родном человеке;
...и обратно направо, но там уже нет никого.
Круг общения лампой настольной очерчен. Берёшь
книжку с буквами, лузгаешь семечки литер,
давит горло и колет дарёный, неношеный свитер,
ни гроша за душой и души - ни на ломаный грош.
Шелуха. Несогласные буквы скучны и тверды.
Притягательна и бесконечна бессмыслица эта;
в полудрёме капель ожидает прихода рассвета
и сочится из крана, и тикает время воды.
Голубая канадская ель оживляет оконное дно.
Как тебя занесло на пустырь среди сирых домишек?
Мы сравнялись сегодня с тобой по количеству шишек,
как бы ни было это сравнение зло и смешно.
Снег сгорел у дорог и лежит неопрятной золой,
ощетинился ветер заточками сломанных сучьев;
время талой воды и нетленна надежда на случай:
в час когда годовое кольцо запоёт под еловой иглой.
-----
Какая-то прекрасно реализованная, но изматывающая, тоскливая безысходность с замечательной концовкой-откровением.
АКТИВИРОВАННЫЙ УГОЛЬ "Иванова лошадь"
http://www.stihi.ru/2013/12/06/341 отборочный тур БЛК для резидентов
+7
Лошадь идёт по полю.
Седая, безумная лошадь
перебирает копытами землю,
как чётки курбан бекиевич.
Изо рта её - запах полыни,
в гриве - репьи,
копыта - как ногти ведьмы из кинофильма -
начали загибаться,
клещи облепили холку,
оводы набухают на животе.
Воздух прозрачней воды в роднике,
лишь мелкие клочки облаков
лежат у самой земли.
Она поднимает глаза, её губы шевелятся:
"Господь, пожалей Ивана"
Воет ветер.
У лошади на плече
открывается старый, заживший было
след от оглобли -
растёт и гниёт.
Лошадь валится на бок,
не в силах держать свой вес.
Это значит -
сгоревший иванов дом
снова будет отстроен.
"Господь, пожалей Ивана"
Воет ветер.
Следы от кнута вновь раскрылись
по всей спине - на лошадь садятся слепни,
вгрызаются в плоть.
Это значит -
к Ивану придёт жена
его опять закодируют, но,
конечно,
всё будет не так, как до смерти Ярика.
"Господь, пожалей Ивана"
Воет ветер.
Оводы вскрываются на животе,
маленькие личинки ползут
меж избитых рёбер.
Иван, ты же хочешь сына?
Тебе пятый десяток,
ты знаешь уже о жизни.
Ты хочешь сына,
а может ты хочешь дочь?
Неужели тебе так важно?
И лошадь пытается пошевелить губами,
но бог глуховат
и жесток,
ему проще оставить
эту старую клячу
в бескрайнем поле,
ему проще оставить
Ивана захлёбываться
в его испражнениях.
-----
Хорошо прописанный и жестокий реализм, поражающий своей достоверностью.
Живи и смотри.
СЕРГЕЙ СМИРНОВ-ЯМБУРГ "Памяти музыкального центра "Вега-119"
http://www.stihi.ru/2014/01/06/6861 отборочный тур БЛК для резидентов
+7
Как будто большое и тёмное
в молчании встало под окнами -
сломалась игла граммофонная,
алмазная, острая, тонкая.
А сколько на ней было ангелов
и сколько на ней было демонов!
Пластинки смеялись и плакали,
манили волшебными темами.
И там, на дорожках виниловых,
кругами далёкой окраины,
следами зверушек невиданных
ты душу свою перекраивал.
Под звуки скрипяще-шипящие,
с заскоком, - дай, Боже, терпения! -
неслось на тебя настоящее
живое душевное пение.
Как всё в этой жизни запутано:
в кафтане залатанном тришкином
сидишь за постылым компьютером,
внимаешь си-ди эм-пэ-тришному.
А диски затёртые, сирые,
в конвертах, чудно разрисованных,
становятся чёрными дырами,
где прошлое плотно спрессовано.
-----
Ностальгическая картинка, увы, не выросшая во что-то большее.
ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА "я не хочу об этом"
http://www.stihi.ru/2013/11/07/10639 отборочный тур БЛК для резидентов
+9
я не хочу об этом говорить
как пропадает в сполохах зари
вчерашний вечер, становясь далёким
смотри в окно: туманная Москва
велит шептать какие-то слова
чтоб не молчать о том, что одиноки
и ты, и я
какой сегодня день
до краешка души меня раздень
а юбку и чулки сниму сама я
а впрочем, не мешают и чулки
на, погадай по линиям руки
я доживу в душе твоей до мая?
я не хочу об этом говорить
что я замру - лишь скажешь мне "замри"
при этом сам замрёшь тоской щемящей
смотри: от чучел зайцев и ворон
нас окружает страх со всех сторон
матрёшками укладывая в ящик
мне страшно
я почти что не спала
мне пресен суп на белизне стола
мне холоден халат и свежесть спальни
и чуждо отраженье в зеркалах
и злато не горит на куполах
молчат колокола, и берег дальний
не манит
я об этом говорить
не буду
я хочу тебе дарить
мою Москву - чужую и святую
прими её из маленькой горсти
прости меня, капризную, прости
что я ещё жива от поцелуя
-----
Чувственно, хрупко, трепетно… Веет настоящим, драматичным лиризмом.
ЛЕНА РЫШКОВА "профиль стиха"
http://www.stihi.ru/2012/04/10/3846 отборочный тур БЛК для резидентов
+7
в глыбе листа угадаю черты
мира или лица,
архитектонику пустоты,
смелость творца,
азбучной линией отсеку
форм диссонанс
от запредельности простоты
белых пространств.
мраморной крошкою ссыплется вниз
лишняя суть,
вновь под резцом моим профиль стиха
дышит чуть-чуть...
-----
Автор мастеровит, но, похоже, запутался во всех этих «архитектониках», «диссонансах» и «запредельностях простоты», заставляет разгадывать неинтересные загадки. Прям беда…
ВАДИМ ЛИАНДРЕС"Ложка"
http://www.stihi.ru/2014/03/04/3064 отборочный тур БЛК для резидентов
+6
По новой ложка разогрета, спасибо печке и борщу.
Ответы требуют ответов, а я вопросы в них ищу.
Как, свет луны не принимая, о лампу бьется мотылек,
так не желает боль немая, чтоб я в слова ее облек.
Произнесешь, и будет хуже, ну а с немых какой там спрос.
И остывает снова ужин, и в потолок летит вопрос:
"Как там, у вас, все происходит и происходит ли вообще?"
И сыт. И силы на исходе. И ложке холодно в борще.
-----
Один из самых слабых стихов. «И в потолок летит вопрос»: Как только в ТОП прошёл?
ЛЮ ПИКАЛОВА "Чешир"
http://www.stihi.ru/2013/11/20/760 отборочный тур БЛК
+7
Вот вы не видитесь месяц, полгода, год,
И ты узнаешь, что память - это Чеширский Кот,
Неукротимое, дикое существо.
Ускользает она - не становится и Его.
Поначалу Кота чуть больше, чем есть он сам:
/ Он тебя гладит по шее и волосам /
Шерсть повсюду, на кровати полосы от когтей.
/ Прикосновенье на коже долго живет, как тень /
Но однажды (словно опустится все внутри)
Ты поймешь, что забыла: сахар - одну? две? три?
И одежда - какая? Ему что шло?
Как он смеялся, когда смешно?
И в чем он действительно был мастак?
У Кота тем временем нет хвоста.
Упускаешь по мелочи, потом и в больших вещах.
У Кота не хватает туловища.
И не крикнуть: "Отдайте! Какого лешего?!"
Просто стоишь, пустая. Осиротевшая.
Будто ты на перроне, а он уезжает в поезде, и ему уже выделили белье.
Пытаешься вспомнить что-то, а все смазано и плывет...
Вот улыбка.
Вот не становится и ее.
-----
Вполне симпатичное «ускользание памяти». Впрочем, с предсказуемой концовкой.
НАТАЛЬЯ КРОФТС "Второй ковчег"
http://www.stihi.ru/2012/04/19/3826 отборочный тур БЛК
+9
По паре - каждой твари. А мою,
мою-то пару - да к другому Ною
погнали на ковчег. И я здесь ною,
визжу, да вою, да крылами бью...
Ведь как же так?! Смотрите - всех по паре,
милуются вокруг другие твари,
а я гляжу - нелепо, как в кошмаре -
на пристани, у пирса, на краю
стоит она. Одна. И пароход
штурмует разномастнейший народ -
вокруг толпятся звери, птицы, люди.
...Мы верили, что выживем, что будем
бродить в лугах, не знающих косы,
гулять у моря, что родится сын...
Но вот, меня - сюда, её - туда.
Потоп. Спасайтесь, звери, - кто как может.
Вода. Кругом вода. И сушу гложет
с ума сошедший ливень. Мы - орда,
бегущая, дрожащая и злая.
Я ничего не слышу из-за лая,
мычанья, рёва, ора, стона, воя...
Я вижу обезумевшего Ноя -
он рвёт швартовы: прочь, скорее прочь!
Второй ковчег заглатывает ночь,
и выживем ли, встретимся когда-то?
Я ей кричу - но жуткие раскаты
чудовищного грома глушат звук.
Она не слышит. Я её зову -
не слышит. Я зову - она не слышит!
А воды поднимаются всё выше...
Надежды голос тонок. Слишком тонок.
И волны почерневшие со стоном
накрыли и Олимп, и Геликон...
На палубе, свернувшись, как котёнок,
дрожит дракон. Потерянный дракон.
-----
Картинка мАстерская, но дело не в ней самой. А именно в том, что на трап Ноевого ковчега не пускают именно ДРАКОНА. Это создаёт совершенно новый разворот смысла.
СЕРГЕЙ ПИВОВАР "да"
http://www.stihi.ru/2014/01/26/6103 отборочный тур БЛК
+6
так и жили, не скажу, что прямо в лад,
а она любила всех, свои не в тягость.
заходили мужики - всё бабе радость,
уходили - пузо пёрло в аккурат.
так и рОстила, ломила за троих,
подрастали сыновья впрягались рядом.
дотемна пластались сумрачным отрядом,
лишь кобель приблудный до обеда дрых.
не роптала, не грешила на судьбу,
будет день, смеялась, заплетая косу.
на полатях щи «ночной» хлебал без спросу,
а у ней и так с десяток на горбу.
на Покров приснилось мать её звала
и показывала сад, видать нездешний.
а сама была такой, почти как прежде,
не смогла себя сдержать, сказала - да.
-----
Сурово, угрюмо, правдиво, с бытом, прущим через край, как квашня. В ущерб «космосу».
ТАТЬЯНА ВАСИЛЕВСКАЯ 2 "Танкер Дербент"
http://www.stihi.ru/2014/01/12/12930 отборочный тур БЛК
+6
Маме
Из расхристанной хаты звучит патефон.
Облака - "на ножах" с подгоревшим омлетом.
Физкультурник-сосед поутру оживлён,
Нас беззлобно шугает:«Детёныши, вон».
Мы с подружкой несёмся вприпрыжку, а следом
Колокольчиком - алый шифон.
Это платьице батя привёз из Москвы,
Так наверно пристало ходить большевичкам.
Ленин с ордена зыркнул поверх головы.
Опасаюсь теперь за тончайшие швы,
Мне намного привычней сатин или ситчик,
Я поэтому с платьем на «Вы».
«Неужели дружок не милей кинолент?» -
Бублик с порванным ухом взирает понуро,
Не виляет хвостом на горячий привет.
Оставляем страдальцу мосол на обед,
Заедая пломбиром воскресное утро,
Едем с Тайкой на «Танкер Дербент».
Балагурит Меркурьев - сорвиголова.
Темнота молодёжь на ряды нанизала,
Но и тут вскоре солнце вступает в права,
Убираю вспотевшую чёлку со лба.
Мы выходим из детства, из мирного зала…
Репродуктор чеканит слова.
Мы бежим по домам, веря в близость побед,
По Советской, по хмурой людской круговерти.
Распадается наш полудетский дуэт,
А назавтра исчезнут дома и сосед,
Всё бомбёжка сотрёт красным ластиком смерти.
В небе свастика-ёж разогрет…
Ничего… поломаем фашисту хребет.
Неужели ВОЙ-НА? Холодеют ладони,
А на Свислочи так раскалён парапет,
Что озноб - это просто навязчивый бред.
Красной строчкой врезается в память, не тонет
под
воронкою
танкер Дербент.
-----
Опять-таки быт, - хоть и довоенный, хорошо прописанный (кроме, скажем, загадочных фраз, типа: «Облака - "на ножах" с подгоревшим омлетом»), но всё-таки не поднимающийся над уровнем простой описательности.
ИГОРЬ ДЖЕРРИ КУРАС "Это время"
http://www.stihi.ru/2012/11/03/1772 номинатор Александр Крупинин
+7
Это время потом назовут довоенным -
будут слушать наши глупые песни, смотреть наши пошлые сериалы
и думать, пожимая плечами: какого хрена?
чего же им всем не хватало?
А потом и сами напишут свои, ещё более глупые песенки,
сами снимут свои, ещё более пошлые и тупые ситкомы,
но тоже исчезнут в каком-нибудь новом кровавом месиве,
в каком-нибудь новом Армагеддоне.
Всё никак не заснуть: то песни поют, то протяжная взвоет сирена,
то кровавое что-то мерцает. Он вглядывается, смотрит сквозь небо устало
и думает: ну какого же хрена?
чего же мне не хватало?
-----
Я, поразмыслив, поменял бы оценку этого стиха на, скажем, «5». Кроме простой мысли, в нём ничего нет.
АЛЕКСВ «Абсурд номер три…»
http://www.stihi.ru/2014/04/08/1682 номинатор Владислав Сергеев
+4
Трудился кролик, царь всея норы - на сборе тайн - карьерным самосвалом.
Стекало время ладаном с коры и корочкой в подкорке застывало.
А я был пойман цепким янтарём, застрял в смоле реликтовым москитом.
Век щерил пасть пещерным бытиём, врастал под кожу когтем-сталактитом.
Что наша жизнь? Игра в одни врата. Абсурдный сон, внезапная побудка...
Логичных схем свитая простота чревата несварением рассудка.
Пиши молитвы, жалобы, стихи... На вечность - ей всего на свете мало.
Ищи-свищи в парсеках шелухи своё зерно вселенского начала.
...Чужая память дергает висок, контрольный гвоздь забыт в пустом затылке.
Порвалась связь времен - дрянной носок, в который раз заштопываю дырки.
И чушь порю, пришитую - не мной. Но поздно, жизнь записана и спета.
Дан пир чумной, построен рай земной, и васильки оборваны в то лето,-
Когда - не я, - счастливый и шальной, шёл бережком вдоль синей-синей речки.
И конь летел над полем вороной, и к облакам душа рвалась с уздечки.
Вокруг хватало воздуха и слов, - подсказки в сказке есть, решайте ребус,
Что б выйти из подполья трёх углов на свет зари рубить дорогу к небу...
Спокойной ночи всем, кто вне игры. А кто в игре, равняйтесь на Степашку!
Секреты гор лежат в дыре норы, мир наизнанку - души нараспашку...
А глубока ли пропасть молока? Спроси у звезд, бери и причащайся!
Янтарь разбит. Летит на свет мошка. И я лечу, услышав: "-Возвращайся!"
-----
Стих многотруден и бездарен. «Контрольный гвоздь забыт в пустом затылке».
СЕРГЕЙ САМОЙЛЕНКО «Ночь, как сказано, нежна»
http://www.stihi.ru/2014/04/09/2835 номинатор Геннадий Руднев
+5
1
Ночь, как сказано, нежна. Жизнь, как водится, ужасна.
Снег, идущий вдоль окна, осторожен, будто вор.
Если свет не зажигать, невозможно не прижаться
лбом к холодному окну, выходящему во двор.
На дворе горит фонарь, освещая площадь круга.
Снег крадется аки тать, налегке и босиком.
Я гляжу на этот снег, и от снега, как от лука,
то ли слезы на глазах, то ли в горле снежный ком.
Оттого ли что зима приключилась в одночасье,
белизна в моих мозгах снега белого белей.
Ну чего тебе еще недостаточно для счастья? -
Ляг, поспи и все пройдет, утро ночи мудреней.
Помнишь шуточку одну: то погаснет, то потухнет?
Дочка спит и спит жена, так какого же рожна,
прижимаясь лбом к окну, ты торчишь в трусах на кухне,
бормоча, как попугай: жизнь ужасна, ночь нежна.
2
Обухом по голове, по хребтине ли оглоблей, -
к Рождеству такой мороз ударяет, что держись.
Что ж ты ходишь подшофе, приговаривая: во, бля! -
греешь варежкою нос, проклинаешь эту жизнь.
Нет трамвая битый час, потому что понедельник.
Не осталось ни рубля на такси и на табак.
Жизнь, мин херц, не удалась, сикось-накось, мимо денег.
Если все начать с нуля, я бы жизнь прожил не так.
Полно, батенька, пенять, эне-бене, крибле-крабле,
никому не нужных книг сочинитель или кто.
Нынче минус сорок пять, водка выпита до капли,
спрятан шнобель в воротник допотопного пальто.
Шепчешь: ухогорлонос. Слышишь: навуходоносор.
Как сказал бы дед Пихто: орган речи без костей.
Я прошу, не надо слез. Что не в рифму - это проза.
Жизнь не удалась, зато образуется хорей.
-----
«Белизна в моих мозгах снега белого белей». Лучше об авторе и не скажешь…
МАРИНА НЕМАРСКАЯ "Остановлюсь на полпути, а потом... "
http://www.stihi.ru/2014/03/28/4362 квота Главной редакции
+6
Остановлюсь на полпути, а потом
вперед отправлюсь и дойду до конца,
и по дороге мне припомнится дом,
в котором мать напоминала отца.
Года смягчат в глазах оттенок небес,
едва ли я еще в тот дом ворочусь,
и по дороге мне откликнется лес
тяжелым эхом неиспытанных чувств.
Деревья будут шелестеть: обернись,
зачем шатаешься в миру, как изгой,
и по дороге мне привидится жизнь,
где нелюбимый ходит следом за мной.
-----
Редкий размер, нетривиальные ощущения, но остаётся некоторый оттенок неуклюжести, что ли.
ВЕТКА ВЕТКА ЛА СВЕТЛАНА "дорогая тётя Тома"
http://www.stihi.ru/2013/05/06/2691 номинатор Регина Мариц
+6
вот у окошка кресло стоит
а в простенке старое пианино
ничего течение лет не изменило
даже быт
боже мой как это мило
и с чем это еще сравнимо
вот тетя Тома с ведром
спустилась с третьего этажа
в заплеванный двор
и кому-то грозит
и кивает головой
и опять на кого-то сердится
не замечая сидящего на лавочке управдома
родная моя милая моя дорогая моя тетя Тома
гордо кутается в пальто
оставшееся от соседки Фиры
и быстро семенит к помойке
в разноцветных тапочках на правую ногу
и наверняка проклинает перегоревшую на лестнице лампочку
а заодно все прочие радости этого мира
подорвавшие ангельское терпение
даже такой женщины как она
ну а я иду на кухню
ставлю на плиту полную кастрюлю воды
отодвинув в сторонку тетитомины яства
и собираюсь помыть наконец это святилище
одинокой тетитоминой звезды
в тридесятой коммунальной галактике
в созвездии 31 июня
в рамках беспросветного житейского б-ва..
-----
Проза, выстроенная, но так и не вставшая «в столбик».
ГАЛИНАС "новенький"
http://www.stihi.ru/2013/04/11/4025 номинатор Регина Мариц
+7
Ангел мой ангел, ребенок заброшенный
длинные ноги, ботинки с галошами
хочешь, спою тебе песню хорошую
удочерю навсегда
Купим гипюра на новое платьице
высушим перья, они разлохматятся
розовым щеки тебе напомадим и
будем гулять во дворе
Ты, предположим, полюбишь шампанское
я - рисовать акварельными красками
дни потекут незаметно и ласково
ну, соглашайся скорей
Снежные лужи становятся тёплыми
пьяные люди гуляют под окнами
почки набухли апрельскими соками
ангел мой ангел, дитя...
-----
По чувству – очень мило, но чего-то всё же недостаёт. Поворота мысли, наверное.
ЕВГЕНИЙ СЕЛЬЦ "Старый порт"
http://www.stihi.ru/2014/04/05/6420 номинатор Геннадий Руднев
+9
Старый порт. Восточная шкатулка.
Вечное вместилище чудес.
Чайки, как сухая штукатурка,
в воду осыпаются с небес.
Густо пахнет крилем и соляркой.
Каплет шоколад с рыбачьих щёк.
Дразнит солнце лампочкой неяркой
старый коренастый маячок.
Сети, изумрудные, как кочки
заполярных клюквенных болот,
сохнут после многотрудной ночки,
на дощатый сваленные плот.
Мутная вода изводит камень
с медленной жестокостью жены.
Рыжий мол, обняв рябую гавань,
тяжкие нашептывает сны.
И с работой будничной в разлуке,
в тесноте портовой полыньи
друг о друга старые фелуки
чешут рёбра чёрные свои.
Старый порт. Явление природы.
Как растенья или облака.
Ходят люди. Целые народы.
Ходит время. Целые века.
Ходит вечность, грубая, живая,
рядом с мимолётностью живой.
И стоит погода мировая
над лоханкой влаги мировой.
-----
Из области настоящих находок: глубинно, достоверно. Стих плотен, как морской узел.
КРИСТИНА ЕЛЕКОЕВА "Сохнет на батарее..."
http://www.stihi.ru/2014/03/31/7288 номинатор Алексей Ефипов
+6
Сохнет на батарее
Нижнее бельё.
Женщина больше не бреет
усы. Они у неё
стали густы и ветвисты,
черны и длинны.
Не дождалась танкиста
Она с войны.
Сидит, у окошка, плачет, всё бубнит о войне,
каши не варит, не топит печи и не колет дров.
Ну, ничего, зато слёзы не
утекут ниже усов...
-----
Может, она на Евровидении выступит? )))
АНАСТАСИЯ ОРЛОВА "Ляли и гули"
http://www.stihi.ru/2014/03/31/7528 номинатор Алексей Ефипов
+7
Маленькие ляли
Во дворе гуляли.
Серенькие гули
Зёрнышки клевали.
Смотрят ляли - ГУЛИ! -
И вперёд рванули!
Смотрят гули - ЛЯЛИ! -
Да как дёру дали!
-----
Хороший, ироничный детский стих. Но хочется продолжения.
АЛЛЕС ЛЮГЕ (МАРИНА ЛЕБЕДЕВА) «neverная Нева»
http://www.stihi.ru/2008/09/09/951 номинатор Юлия Вольт
+8
не вы не вы не вы меня
и я увы не вас
и ни на что не выменять
никто мне вас не даст
такая жуть такая жизнь
всё с теми кто не вы
и всё твердишь себе держись
подальше от невы
придёт письмо бумажное
не верь ему не верь
нева-нева-неважное
топи его в неве
не вы не вы не высказать
в полгорла снежный ком
знай лепишь беллетристику
корявым языком
ну что ты тут зачем ты тут
отдай воде слова
живые значит выплывут
не даст соврать нева
а если станут серые
и буква через две -
не ве-не ве-не верится
не верится неве
вернись в свой дом вернись в свой быт
уймись уже не вой
ты завтра будешь позабыт
неверною невой
потянешь невод там песок
глядишь сквозь синеву
как сердце прыг как сердце скок
и кануло в неву
не вы не вы не вы меня
и я увы не вас
чужие буквы имени
и вечный was ist das
-----
Чудный игровой стих. С хорошо скрытым драматизмом.
СЕРГЕЙ МАКСИМОВ 33 «Во всём ищу хорошее»
http://www.stihi.ru/2014/03/26/8849 номинатор Юлия Вольт
+8
Наступает великая эра -
Скоро все будем жить не по лжи
Станут честными миллиардеры
Суперчестными станут бомжи
Жить мы будем в соседних землянках
Друг у друга махорку стрелять
И хранить сбережения в банках
Трёхлитровых , едриттвою мать
Я храню семена на рассаду
Он хранит трёхлитровку рыжья
Мне картошечка будет наградой
У него не взойдёт ничего
Поделюсь с ним картошкой и луком
Он расскажет смешной анекдот
Без него я бы умер со скуки
А вдвоём мы - российский народ
Где и чья там случилась победа
Мне не важно . Важнее всего -
Я кормлю одного дармоеда
Понимаете вы ? Одного !
-----
Неплохой «социальный» стих. В этом – его достоинство и недостатки.
-------------------------
ШОРТ-ЛИСТ:
Оценка 9 баллов:
1. ТЕЙТ ЭШ "Ода истопнику"
http://www.stihi.ru/2011/12/01/9942 отборочный тур БЛК для резидентов
2. ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА ДЛЯ КОНКУРСОВ "деревья заходят в храм..."
http://www.stihi.ru/2013/12/14/8133 отборочный тур БЛК для резидентов
3. ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА "я не хочу об этом"
http://www.stihi.ru/2013/11/07/10639 отборочный тур БЛК для резидентов
4. НАТАЛЬЯ КРОФТС "Второй ковчег"
http://www.stihi.ru/2012/04/19/3826 отборочный тур БЛК
5. ЕВГЕНИЙ СЕЛЬЦ "Старый порт"
http://www.stihi.ru/2014/04/05/6420 номинатор Геннадий Руднев
Оценка 8 баллов:
6. АРТЕМОНА ИЛЛАХО "Рекуче"
http://stihi.ru/2012/12/27/995 номинатор Александр Крупинин
7. АЛЕКСАНДР ПАНКОВ «Орбита»
http://www.stihi.ru/2014/04/18/4914 номинатор Международный поэтический клуб Рифма.ру
8. ИППОЛИТ ПОХЛЁБКИН «Письмо-одиночество»
http://www.stihi.ru/2011/12/16/7924 номинатор Тейт Эш
9. ВЛАДИМИР МАРКИН "Время вешней воды"
http://www.stihi.ru/2007/08/07-602 отборочный тур БЛК для резидентов
10. АЛЛЕС ЛЮГЕ (МАРИНА ЛЕБЕДЕВА) «neverная Нева»
http://www.stihi.ru/2008/09/09/951 номинатор Юлия Вольт
11. СЕРГЕЙ МАКСИМОВ 33 «Во всём ищу хорошее»
http://www.stihi.ru/2014/03/26/8849 номинатор Юлия Вольт
Свидетельство о публикации №114052010383