Эксперимент

Стеллажи, стеллажи, длинные стеклянные, как в лаборатории. Следуем вдоль за ними. Выходим на небольшой участок помещения, не заставленный деревянными полками и стеклом, диаграммами и образцами. Здесь перед белым плоским шкапом сидит голая девушка, сдвинув ноги аккуратно, и держит на лице раскрытые ладони. Прижатыми. Происходит изучение и познание человека. Этим занимаются в лаборатории. Люди изучают человека. За экспериментом следит наблюдатель, он сидит где-то напротив, но всё дальше к шкафам и свёрткам. Ведущий наносит на ладони девушки два рисунка глаз. Длинные ресницы. Зрачок сердца вроде, будто жидкий, в раковине. Тоненькая линия рта. Просто авторучкой и чернилами. Но фигуры оживают на ладонях. Море в ракушке колышется синей волной. Тут девушка в первый раз меняет руки. Она будет перемещать их квадратом, рамкой и ромбом, сменять местами, совмещать, накладывать и складывать, ставить накрест или поперёк, разворачивать пальцами вниз, вворачивать и раскурочивать между пальцев пальцы, но ни разу не приоткрывая лица. Что бы она ни делала, море будет как и прежде шуметь и складываться портрет из вновь повторяющихся и новых линий чернил, всё спешно, погружено вычерчиваемых незримой рукой художника на открытых слабых ладонях. Менялось выражение от будто полного покаянного счастья и просветления до отчаяния и грусти, в них тонули, уносясь в куролесицу гравюр, жидкие ливни, глотки природы, листья и подоконники, века... Эксперимент окончен. Экспонат свободен. Сидит на месте девушка. Так и застыв с гримасой чувства эмоции на руках. Словно не должна расставаться, не хочет. К ней подходят белые халаты и отбирают ладони от лица, кладя рядом со стулом. Вглядывается наблюдатель. Это лицо совершенно безразлично ко всему, ко всему. Что было показано. Глазами не всхлопнет. Не поведёт ртом. Не шевельнётся. Ничего не выражает. Пустоту. Это человеческое лицо. Обыкновенное человеческое лицо. Как всегда. Раздосадованный, поднимается наблюдатель и уходит неслышно.

02.05.2010


Рецензии