Собор-цветок

Собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Апрель.

1.
Собор-цветок. Он невелик и целен.
Он-весь в одном, хотя вокруг главы
Так много лепестков. И он не древен,
Он вечен среди стольких лет-листвы

На древе жизни. Розово-янтарный,
Смотри- вот проступает тон зари
На полукруге апсиды алтарной.
Он жив, он дышит, он цветет… смотри…

2.
Почки душистой смолой текут,
В утренних зОрях - кармИн и кАдмий.
Зеленым и розовым камни цветут,
Да, даже древние камни.

И веет жизнью от этих стен,
И, преисполненные значенья,
Они говорят… Времена перемен,
Обновления, пробужденья.

Вы слышите ли молву Чудес?
Животворящую тайну Слова?
Воскрес, воистину Бог воскрес!
Весна, весна наступила снова!

1991г.
***

Послесловие:
   САМЫЙ  ДРЕВНИЙ  ХРАМ  МОСКВЫ – каменный собор Спаса Нерукотворного образа Спасо-Андрониковского монастыря на Яузе. 1427 год. Несмотря на различные злоключения разных времен, дожил до наших дней в первозданном виде, что само по себе уже является чудом. Когда-то стены внутри были расписаны Андреем Рублевым, который здесь монашествовал. Собор до сих пор создает вокруг себя ощущение жизни. Это уникальное сооружение.

    В первой половине 15 века, при митрополите Алексии и Дмитрии Донском, в Москве шло бурное строительство, – были возведены первый каменный Кремль и несколько монастырей, в число которых входила небольшая крепостца Спасо-Андрониковского, - по оборонительному рубежу Москвы в предместье. Первоначально в монастыре имелось только одно каменное здание – собор. Впоследствии эта ситуация изменилась, были перестроены  стены, кельи и другие церкви. 

    После революции 1917 года и дальнейших преобразований в государстве судьба монастыря, как и всех культовых учреждений, оказалась незавидной. Его, конечно, закрыли, затем в нем находилась тюрьма (до 1922г), колония для беспризорников (до 1928г), далее здания передали заводу «Серп и молот». Однако древность Спасского собора наконец привлекла к себе не только взгляды ученых, но и внимание властей.
   Историко-архитектурный заповедник имени русского художника Андрея Рублёва был открыт в монастыре еще при Сталине, в 1947 году, затем его судьба снова повисла на волоске во времена Хрущева, но все-таки все обошлось, и музейный статус оказался подтвержден. В 1959-61 годах собор, сильно искаженный перестройками 19-того века, реконструировали, по возможности вернув ему первоначальный облик. В 1985 году Заповедник преобразовали в Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В 1989 году Спасский собор м-ря освятили, и в нем возобновились богослужения.

    В общем, жить бы да радоваться, но все не так просто. У музейных работников вскоре начались недоразумения с церковниками.

    Вообще это противостояние научного, музейного подхода к православным храмам как памятникам старины и как собственно храмам остается острым и злободневным и по сию пору. Если старинное здание – церковь, то в нем надо молиться, если музей – то на него только смотрят, как на экспонат выставки.
    В настоящее время музейный и церковный подход к храмам пытаются сочетать, однако часто получается, что в результате ни музей, ни церковь не владеют памятником в полной мере и проводят время в конфликтах, а зданию это на пользу никак не может пойти… что-то снова оказывается упущенным… священники и прихожане хотят одного, ученые призывают к другому… вот и получается в результате, что в древнем Успенском соборе во Владимире на Клязьме по-прежнему идут службы, копоть от дешевых свечек оседает на уникальных фресках, по которым, как сказано в одной газетной статье, производя уборку помещения, «возят тряпками старушки-служительницы», - а в Спасо-Андрониковском монастыре в Москве отец-настоятель безо всяких согласований с учеными проводит самостоятельные раскопки аж под алтарем Спасского собора, где ему на большой глубине удалось-таки откопать чье-то древнее захоронение…
    Проблему можно решить только одним способом – древние здания, даже если они церковные, могут быть только музеями, поскольку они в первую очередь представляют ценнейший культурный объект, в связи с чем оберегать их и изучать должны ученые. Это нисколько не ущемит права верующих - РПЦ уже выстроила очень много новых храмов, где места для всех прихожан более чем достаточно.

    Вернемся в музейный комплекс над Яузой.
    Следующий виток конфликта, хотя уже по другому поводу, имел место совсем недавно, в 2013 году, – в музее разразился новый скандал, поскольку выяснилось, что директор музея с сыном, так сказать, местная музейная мафия, принялись бурно эксплуатировать объект культурного наследия федерального значения в целях собственного обогащения, отстроив на бывшей монастырской территории  ресторан и проводя в нем бизнес-встречи и конференции.

    Но все это дела временные, – как временным было разорение монастыря в 1812 году французскими мародерами, как временным было заводское общежитие под церковной сенью в 1930-х годах… Предположительно, древние косточки, обнаруженные под полом Спасского собора в 1993 году, могут быть останками Андрея Рублева и Даниила Черного. Если это так, то средневековый собор подарил нам еще одно чудо.

14.04.2014
***
Кармин – красный краситель, получаемый из насекомых – кошенили, в обобщенном смысле – светло-красный цвет. 
Кадмий – лимонно-желтая неорганическая краска, с точки зрения химии – сульфид кадмия.

***
Использованные материалы:

ru.wikipedia.org›Андроников монастырь

Интернет-журнал Сретенского м-ря


Рецензии
Собор - цветок! Здорово! Только Вы роясь в энциклопедиях могли преподнести читателям такой подарок! Спасибо! зайду ещё раз. А сегодня с ДНЁМ ПОБЕДЫ ВАС!

С уважением и наилучшими пожеланиями.( В десять буду глядеть военный парад).

Галина Горлова 1   09.05.2015 09:21     Заявить о нарушении
Галочка, спасибо большое за поздравление. :-)))
А в этот монастырь, к собору-цветку, я съездить собираюсь. Давно там не была, а место красивое на диво.

Ирина Воропаева   10.05.2015 10:20   Заявить о нарушении