О старообрядцах, нательных крестах и расколе

Рецензия на статью С.К. о старообрядческом нательном кресте.

Начало статьи С. не предвещает ничего особенного:

1).Описание изображение древнего креста, принятого сейчас у старообрядцев:
«На нательном (наперсном) кресте (у мирян) отсутствует изображение распятого Христа (у старообрядцев)».
2). И причина, почему на нём нет изображения Распятия.
«Дабы избежать еретичного отношения к образу, на наперсном кресте образ заменен символом-знаком восьмиконечным Крестом, лишь означающим Распятие, но не изображающим его.»

А дальше Остапа «понесло…» )
«Как видишь, читатель, простой народ на Руси распятого Христа на груди не носил. Это один из тех штрихов, который привел к рекам человеческой крови в результате церковного раскола в рамках "самой правильной православной веры"... Когда этот крест с мертвым человеком попытались надеть на русских людей.»

Христос-Сын БОЖИЙ  для С. - «мёртвый человек», то, что Христос  - БОГ, автор, видимо, не знает, и что Он Воскрес - тоже забыл.)))

Заметьте, явное противоречие, в первом абзаце, С. пишет, что Распятие не изображалось на Кресте из великого почтения к образу («дабы избежать еретического отношения к нему»), а уже здесь С. измышляет свою причину – дескать, не хотели носить «мёртвого человека» (изображение распятого ХРИСТА)!

Крест с Распятием, якобы, «заставляли» надеть, а народ не хотел носить крест с «мёртвым человеком». И это было «одной из причин» раскола и «привело к рекам человеческой крови» -
 до такой беспардонной лжи, которую излагает  С,. ещё никто не додумался… Но, к позору С.,  она легко опровергается.

Дальше – больше… Здесь уже шизофренический бред, который в комментариях не нуждается:

«Второй момент в том, что с мертвым телом на груди русский человек никогда  не разогнется и не встанет с колен. Мертвое тело на груди как и мертвые мощи в церквях для того и предназначены, чтобы запечатать ЖИЗНЬ... И обрати внимание, читатель, без мертвого тела образ становится еретическим!»

Итак,
С., как всегда  в своём репертуаре. Не зная в сущности темы, ищет очередной предлог, чтобы своими измышлениями ввести людей в заблуждение и хоть как-то напакостить Православию.
Но факты показывают несостоятельность и лживость его аргументов.

1.Во-первых,  между старообрядцами и православными давно уже нет никаких препятствий для общения и служения. Некоторые обычаи, сохраненные старообрядцами, вошли в общецерковный обиход.

2. Вот, что старообрядцы говорят о кресте: «Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа.
И с этим мы совершенно  согласны.

3.С., помнится, от одного вида креста «колбасило» и вводило в дикое беснование. Неужели одумался и стал почитать крест, хотя бы и старообрядческий?! С чего вдруг его переживания  о «правильности» креста? Впрочем, напрасно он тужится доказать, что крест с Распятием - "не правильный", ссылаясь на старообрядцев, так как на большинстве крестов, в том числе священнических, у старообрядцев также присутствует  изображение ХРИСТА. http://trsobor.ru/listok.php?id=453, и  смотрите картинки по теме.

4. Утверждение С., что «новый»  крест с изображением ХРИСТА   был одной из причин раскола и гонений на сарообрядцев - грубая и очевидная ложь.

В реформах Патриарха Никона ни слова не было о кресте.(!)
Тем ни менее, это не мешает С. с наглостью  американского политтехнолога заявлять: «Это один из тех штрихов, который привел к рекам человеческой крови в результате церковного раскола в рамках "самой правильной православной веры...Когда этот крест с «мертвым человеком»(!) попытались надеть на русских людей.».

Как  у западенцев всегда виновата Россия, так у С. всегда виновата Русская Православная Церковь. Аргументов нет,  зато есть наглая, чудовищная  ложь. Глядишь, кто-нибудь, да попадётся на крючок.
   
Между тем, во многих исследованиях, в том числе  в исследовании Г.Х. Самигулова  ЕЩЕ РАЗ О ЛИТЫХ КРЕСТАХ – ТЕЛЬНИКАХ КОНЦА XVII – СЕРЕДИНЫ XIX ВЕКА  http://ostrog.ucoz.ru/publikacii_2/4_100.htm
показано, что «И старообрядцы, и никониане использовали (в XVIII – начале XIX вв.) в качестве тельников кресты, основные формы, иконографии и декор которых сложились в XVII [217] в. еще до раскола»…
«Попытки интерпретировать какие-либо кресты как старообрядческие, т.е маркирующие принадлежность к старообрядческой ветви православной церкви некорректны, кроме, возможно, тех случаев, когда об этом свидетельствует вариант молитвы креста на обороте…»

Так что, реальные факты подтверждают, что никакие «новые» кресты не пытались надеть на русских людей, и не в результате этой, вымышленной С., якобы, «причины»  произошёл раскол. Древние Кресты с символическим изображением  Распятия  носили все  до начала 19 века, да и сейчас они никому не возбраняются.

5. Апофеоз бредовых «рассуждений» С. – его сентенции о «мёртвом человеке»!

С.: «Второй момент в том, что с мертвым телом на груди русский человек никогда  не разогнется и не встанет с колен. Мертвое тело на груди как и мертвые мощи в церквях для того и предназначены, чтобы запечатать ЖИЗНЬ... И обрати внимание, читатель, без мертвого тела образ становится еретическим!»

Уже давно была замечена склонность С. к некрофильской тематике.
Попробуем как-то поуспокоить страдальца и внести  элементы богословских знаний в его  болезненное и неадекватное восприятие ХРИСТА и Распятия.

1). ХРИСТОС – Истинный БОГ и Истинный Человек.

2). По католической традиции  на Кресте изображён страдающий Человек, по православной – Всемогущий БОГ! Именно в этот момент ОН побеждает ад и открывает врата в Рай.

3). ЕГО Человеческое Тело оБОжено, то есть не подвержено распаду и тлению и освящено Божественной Силой, которая чудодейственно освящает и Крест, наделяя Его могучей силой в борьбе со злом.

4). Поэтому русские православные люди  у самого сердца носят  Крест с явным или символическим (древние кресты) Распятием, не только как символ принадлежности к Христианству, но и как освященною силой БОЖЬЕЙ и благодатью Святого Духа Святыню.

На обратной стороне древнего креста часто писали слова молитвы: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящи Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога, и знаменующихся крестным знамением, и в весели глаголющих: радуйся...»

Это С. стоит ещё раз внимательно прочитать, поскольку непосредственно его касается…)))

5). Смерть тела – начало Воскресения Христа как БОГА!
«Мёртвое тело» ХРИСТА Воскресает! И это Величайший христианский праздник – Воскресение ХРИСТОВО! Потому что оно означает, что и наши тела после смерти воскреснут!

Вновь слышен глас, ликующий, с Небес:
«И вы Воскреснете! Христос Воскрес!»,
И торжествует хор людских сердец,
И вторит радостно: «Воистину Воскрес!»

Итак, Крест и Распятие ХРИСТА не «запечатывают» жизнь, а являют путь к Воскресению и Вечной Жизни.

Крест,  Распятие и Воскресение ХРИСТА становятся символами Силы БОЖИЕЙ, дарующей  Воскресение и Вечную Жизнь каждому человеку.

6.     А   что там за чушь про «еретический» образ? Чей образ?
Если Образ ХРИСТА, то он свят всегда, и на Кресте, и при Воскресении, и при Вознесении, и в других эпизодах Своей Жизни.

7. И наконец, почему раньше было  принято на нательных крестах изображать  Христа символически? Из благоговения к изображению ХРИСТА, которое  православные воспринимали как икону. (А отнюдь не по причине выдуманной С.). Считалось, что икону нельзя скрывать, даже на груди, она должна быть всегда на виду.

«Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования ее не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ, а Распятие – это образ. Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом, так что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определенное отношение к священнику. Священство – это образ Христов. А нательный крест, который мы носим под одеждой, есть символ, и Распятия там быть не должно»,
- так пишут старообрядцы. Как видим, никаких упоминаний о «мёртвом теле» нет и быть не может. Только почитание и благоговение.

И далее: «Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит: «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года». Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества»,
- вот аргументы старообрядцев, как видим, вполне благочестивые, нацеленные против язычества. В Православной традиции используются обычно нательные кресты с Распятием, не опасаясь неправильного к Нему отношения.

Учитывая, что С. - ярый язычник, странно, что он защищает древний (старообрядческий) крест, нацеленный именно на то, чтобы не допустить близко даже намёка язычества. Ну, бывает, видимо не разобрался малость.)))

8. И ещё раз слова старообрядцев, которые абсолютно согласуются с современным Православием: «Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа».

Использованы цитаты из(http://starove.ru/obychai/krestik/)


Рецензии