Дядюшкин сон. Театр Глобус
Марья Александровна Москалева
конечно, первая дама в Мордасове, и в этом не может быть никакого сомнения
Светлана Галкина
Зинаида Афанасьевна Москалева
единственная дочь Марьи Александровны и Афанасия Матвеича, бесспорно, красавица, превосходно воспитана, но ей двадцать три года, а она до сих пор не замужем
Анна Михайленко, Вера Прунич
Афанасий Матвеевич Москалев
супруг Марьи Александровны, весьма представительный человек по наружности и даже очень порядочных правил; но в критических случаях он как-то теряется и смотрит как баран, который увидал новые ворота
заслуженный артист России Евгений Важенин
Князь К.
еще не бог знает какой старик; полукомпозиция, а не человек – ведь это полупокойник, ведь это только воспоминание о человеке; ведь его забыли похоронить; ведь у него глаза вставные, ноги пробочные, он весь на пружинах и говорит на пружинах
заслуженный артист России Александр Варавин
Павел Александрович Мозгляков
молод, недурен собою, франт, полтораста незаложенных душ, петербургский; вертопрах, болтун, с какими-то новейшими идеями; в голове не все дома
Руслан Вяткин, Максим Гуралевич
Вася
молодой человек, по которому заметно, что когда-то он был хорош собою; но болезнь исказила тонкие черты его красивого лица; не жилец в этом мире
Александр Петров, Алексей Архипов
Настасья Петровна Зяблова
дама, проживающая у Марьи Александровны в качестве дальней родственницы; вообще недурна собою; ей бы очень хотелось выйти еще раз замуж
Марина Кондратьева
Софья Петровна Фарпухина
полковница, зловещая и мстительная сплетница; помешана на том, что она полковница; бесспорно самая эксцентричная дама в Мордасове
Нина Квасова, Наталья Тищенко
Анна Николаевна
прокурорша; богато одетая и, сверх того, очень хорошо знавшая, что она хорошенькая; заклятый враг Марьи Александровны, хотя по наружности ее искренний друг и последователь
Елена Гофф
Наталья Дмитриевна
колоссального размера дама по прозвищу «кадушка», чрезвычайно походила на гренадера; уже три недели, как она самый искренний друг Анны Николаевны
заслуженная артистка России Тамара Кочержинская
Луиза Карловна
немка по происхождению, но русская по складу ума и сердца
Светлана Прутис
Ольга Семеновна
заслуженная артистка России Тамара Седельникова
Фелисата Михайловна
большая хохотунья, довольно хитра и дерзка, разумеется – сплетница
Светлана Потемкина
Екатерина Петровна
Евгения Краснова
Прасковья Ильинична
заслуженная артистка России Наталья Орлова
Князь Л.
высокий, худощавый и строгий генерал, старый воин, израненный в сражениях, с двумя звездами и с белым крестом на шее
заслуженный артист России Илья Паньков
Режиссер
Алексей Крикливый
– Полюби и другого, коль полюбится, – не мертвеца же любить!
«В уездный город к Марье Александровне Москалевой приезжает давно не бывавший в этих местах престарелый князь. Хозяйка имения решает любыми средствами сосватать за него свою 23-летнюю красавицу-дочь, которой здесь не находится достойной партии. Барышня сначала противится таким планам, но затем соглашается очаровать полубезумного богатого старика. Свадьба кажется уже делом решенным, когда князь вдруг заявляет, что все это был сон…»
«Повесть «Дядюшкин сон» появилась на свет в 1859 году (в журнале «Русское слово») и стала первым произведением, вышедшим из-под пера Достоевского после десятилетнего молчания, вызванного арестом и пребыванием в тюрьме и на каторге. С нее же, как отмечают исследователи, в 1878 году началось «настоящее театральное бытие прозы Достоевского». "Вещичка голубиного незлобия и замечательной невинности" - так определял свою повесть Достоевский. "Незлобие", с которым уничтожена жизнь нескольких существ, буквально разлито в страшной его прозе: умирает маленький сын Москалевой, умирает замученный муками совести учитель Вася; от жестоких насмешек умирает старый полубезумный Князь...»
Тем сложен один из самых мучительных классиков русской литературы для режиссеров, взявшихся за «Дядюшкин сон», что кроме высказывания собственного, мысли и идеи, что буду донесены до зрителя, он обязан предоставить свободу исполнителям, ведь тексты Достоевского всегда наполнены как богатством речевых особенностей-изысков, так и столкновением различных характеров, сплетением порой безумных жизненных ситуаций в одном объемном полотне, а в «Дядюшкином сне» – в особенности, ведь он написан блестящим, почти гоголевским, языком, и подразумевался как «комический роман», но судьба его сложилась так, что на свет появилось две повести, одной из которых стала именно она – ''Eine allerliebste Geschichte''* мордасовских летописей, анекдот, развернутый в картину провинциальных нравов.
Все мы знаем, что Федор Михайлович принадлежит столько же к литературе, сколько и к философии. Сам Достоевский – великий знаток человеческих душ и отношений, глубоко самостоятельный в этических исканиях – и именно в этой области особенно велико влияние Достоевского на русскую философскую мысль – кто только в последующих поколениях русских мыслителей не испытал на себе его глубочайшего влияния; поэтому и все его герои исполнены идейных ценностей. А уж сыграть на сцене его плохо - практически невозможно, потому что творения Достоевского безупречны, и всегда, во все времена остаются актуальными и любимыми зрителями.
И постановка получилась, несмотря ни на что, трогательной и глубокой, с верной атмосферой и пусть даже немного осовремененная и, порой до безрассудства, комичная – с черными и белыми медведями, собирающими пожитки на сцене, игрушечным паровозиком в завывающей вьюге (но ведь все сегодняшнее «взрослое» в нас из далекого детства), с внезапно возникающим ярким контрастом буйства цветов и красок до хаоса внутренних ощущений, и даже убранство трех столов здесь выглядит как несколько слоев общества, разделенных «острой и колючей» границей, что обрамляют с разных сторон латиноамериканские ритмы и кубинские мотивы. Сумасшествие вокруг сумасшедшего почтеннейшего гостя на красной дорожке – появление самого Князя К. уже вызывает с трудом скрываемую улыбку, этот персонаж притягивает своей «композицией» настолько точно переданной со сцены, что иначе дядюшку уже и представить нельзя; «все средства искусства употреблены, чтоб закостюмировать эту мумию в юношу» – и, действительно, чудо происходит на наших глазах: оживает всеми любимая игрушка женского (да и не только) общества, с трудом старающаяся удержать свой угасающий разум.
Марья Александровна Москалева – женщина незаурядная, но прикованная к захолустью, находчива и неподражаема в своих хитросплетениях лжи, которая является для нее как источником вдохновения – так и ее жестоким наказанием. Она – гений земли мордасовской, способный на все: безупречно сыграв свой собственный спектакль, но провалив в нем финал, как его же режиссер, она не останавливается на достигнутом и продолжает свой намеченный путь в роскошную жизнь.
«А что сделал ты для патриотического пожертвования?» – с этим вопросом предстают перед нами семь мордасовских дам с разноцветными платками и купюрами для пожертвования, становящихся то в «ручеек», то в «четверку-тройку», впоследствии представшие взору в качестве невест. Финал спектакля схож с прологом, а сама концовка, где Достоевский отчасти пародирует финал пушкинского "Евгения Онегина": Зина Москалева рядом с мужем-генералом на балу, вот уже спустя три года после смерти того самого дядюшки, где и оказывается странник Мозгляков, как и предсказывала ему Марья Александровна, – еще раз заставляет задуматься – а не сон ли вся эта череда дней и годов, не сон ли... длинною в жизнь?
* Премилая история (нем.)
М.Мендель. Май, 2014 г.
Свидетельство о публикации №114051507476
Александр Петров 26 25.06.2014 20:23 Заявить о нарушении