Человеческое и природное

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ И ПРИРОДНОЕ

(согласно размышлениям Чжуанцзы)

Три типа есть мыслителей, - так думал мудрец прежний, -
Средь них - Неге Предающийся и Ограждающий,
Но выделялся среди всех других Красавец Нежный(1),
А Ограждающий - это Согбенный Хватающий.

Красавец Нежный, мудрецов заучивая знанья,
Красиво, нежно в тайне сам собою любовался,
Считая, что достаточно их для образованья,
Не ведая, что путь к познанью только начинался.

А Неге Предающийся был вше свиньи подобен,
Вошь, где пореже есть щетина, место выбирает.   
Размер такой ей для прогулок как дворец удобен,
Она удобным местом складки кожи все считает.

И прячась в промежутках между бёдрами, сосцами,
Воображает себя богом, и мирок свой хвалит,
Не думая, что в день какой мясник взмахнёт руками,
Травы подстелет, разведёт огонь и её спалит.

А Согбенный Хватающий распространяет знанья,
К нему, как муравьёв к баранине, людей всех тянет,
Его поступки, как бараний терпкий запах, манят,
Народу нравится он, услаждая обонянье.

Переселялся трижды он, народ за ним тянулся,
Куда он шёл, то города в степи там возникали,
К его уму тянулись все, в его мысли вникали,
Народ стоял вокруг него, куда б не обернулся.

О добродетели его услышав, Высочайший
Отрочью землю (2) ему дал, сказав так пожеланье: 
- "Среди людей ты совершаешь подвиг величайший,
Надеюсь, обретёт земля с тобой благодеянье".

Так, поднимая Отрочью землю, Ограждающий
В трудах умом и телом одряхлел и опустился,  
В конце концов, отчаявшись, домой от возвратился,
И называться стал людьми Согбенный Хватающий.

Поэтому не любит Проницательный светиться,
Не допускает он, чтобы толпа к нему стекалась,
Привычки нет в нём в жизни и в делах всех суетиться,
Он принимает меры, чтоб толпа с ним не сближалась.

Хоть в своей жизни он всегда с соседями любезен,
Но нет желанья в нём сближаться или отдаляться,
Поэтому в общенье остаётся бесполезен,
Лишь так гармония и свойства могут сохраняться.

Он следует всегда во всём своим путём срединным,
В делах отбрасывая смысл, баранине подобный,
И отвергая знания, подобные все муравьиным,
И метод выживанья, рыбам на мели удобный (3).

Во всё видимое всматривается он глазами,
И познаваемому внемлет сердцем неустанно,
И вслушивается во всё слышимое ушами,
А в измененьях следует пути лишь непрестанно.

Как настоящий человек, он всё воспринимает
Лишь с помощью природного, умом во всё вникая,
Вносить в природу человеческое отвергает,
Так как сам человек - продукт природы, это - знает.

Родившись, этот мир обрёл, а, умерев, утратил,
В иной вошёл мир, а его утратив, вновь родился,
Кто, прожив жизнь, не понял этого - жизнь зря потратил,
Ведь, всё равно, всё станет прахом то, чего добился.


Примечанье

1.  Нежный Красавец, Предающийся Неге, Хватающий Согбенный - прозвища, указывающие на черту характера. Эти имена вместе с другими доказывают богатство образов у даосов, а особенно у более позднего - Чжуанцзы.

2.  Отрочья земля - (метафор.) земля без растительности, будто отрок, ещё не доросший до обряда надевания шапки - инициации.

3. Притча о рыбах на мели.



Власов Владимир Фёдорович


Рецензии