В русской деревне
Детство моё началось и до пяти лет прошло в русском селе. Мать учительствовала. В войну в селе, в основном, остались женщины, которые работали в поле, в лесу по заготовке дров, в лугах - сено заготавливали - сами косили, сами собирали и возили на бедных коровушках, т. к. и лошадей не хватало, которые пали от бескормицы, которые покрепче - тоже ушли на фронт. Я родилась уже после войны и помню всего пятерых мужчин: мой отчим, который на войне был танкистом, в деревне выполнял все работы, связанные с техникой - работал на маленькой электростанции, чинил всё и всем, и занимался домашним хозяйством, где были в общей сложности три коровы, овцы, куры, телята, сад, два огорода и два картофельных поля. Был старичок сапожник, который жил в большом, по-моему, двухэтажном доме. Был лесник, он целые дни пропадал в лесу, но и также успевал делать все мужские дела по хозяйству; старик-пастух - человек уважаемый; да колхозный сторож без одной ноги. Впрочем, я была мала, наверное, были и другие мужчины, но я их не видела, очевидно, что работы было в деревне всегда очень много: вставали там в пять часов утра: затапливали печи, варили корм скотине, затем скотину кормили, доили, пропускали молоко в сепаратор, разливали по крынкам. И только тогда начинали готовить завтрак и обед для семьи.
Стоит отметить, что полы в домах тогда не красили, и они сияли чистотой широких половиц, отмытых добела с песком. Стены в домах тоже не красили и не клеили обои, они также сохраняли охристо-светлый тон натуральной, гладко оструганной древесины.
Это я всё видела у бабушки в доме, когда мама отдала меня полностью под покровительство матери отчима. Свою маму я видела разве что перед сном, и в детских воспоминаниях не могу вспомнить её лица,... а смотрели за мной "взрослые" девочки-ученицы, которым было по 8-9 лет... Поскольку людей с образованием в деревне не было - моя мама работала, кроме школы ещё и директором детских яслей (там были самые маленькие дети), и заведующей складом, и заведующей избой-читальней (так назывался клуб), где каждый день проводила что-то вроде политинформации; к тому же у неё была корова, которую она сама (в войну) кормила, доила, и сено для неё косила, и привозила на колхозной лошадёнке сама же ...
Братья - старше меня на шесть-семь лет, были предоставлены сами себе: могли ловить рыбу и собирать ягоды, или гулять по лесу и разорять птичьи гнёзда, могли сами себе делать разные игрушки.
Итак, больше всего воспоминаний у меня о бабушке. Когда она переделывала все дела, то иногда ходила в гости и меня брала. В гостях я видела празднично убранные комнаты (праздник создавали цветы в горшочках и вазах, букеты цветов - летом свежие, зимой - засушенные): в "передней" красный угол украшали иконы, стоял обеденный стол с табуретками, а иногда со стульями или с широкой скамьей. В следующей комнате помещался ЗАЛ - отдельная комната для отдыха, тоже с иконами, столом и стульями, иногда там была кровать под пологом, шкаф - эта обстановка была разная у всех. На полу имелись домотканые дорожки, но это не у всех.
Я и сама бродила "по гостям", когда оставалась без надзора. Помню два дома, где было грязно - меня бедность и грязь тогда поразили и я рассказывала обо всём в деталях бабушке: по полу ползали совсем маленькие, полуголые дети, там же был телёнок, кроватей - не помню, люди спали на печке или на полатях... В обоих этих домах было по пять-семь маленьких детей, а заморённые родители не успевали не обеспечить их едой, ни убраться, ни толком поработать...
Если говорят о грязи в русской деревне, то причина тут в бедности и загруженности работой на поле, лугах, огороде... Если ещё и семья многодетная - совсем плохо приходилось...
Кстати, в деревню своего детства я приехала через 50 лет - посмотреть, что сталось с ней. Длинная прежде, в три-четыре улицы, деревня казалась опустевшей, многих домов не было совсем, в том числе и просторного, на высоком фундаменте, дома моей бабушки... От сада остались лишь заросли терновника, поля заросли могучей травой...
Но на месте самого бедного дома - стоял, сверкающий краской, небольшой, но справный дом с красивым крыльцом: выжили и стали хорошими хозяевами те голопузые рахитичные детишки...
Была я и в других деревнях, расположенных ближе к городу, или центральной усадьбе прежних совхозов. Там не так заметны следы разрушений времени из-за того, что многие жители, уехавшие в город на работу, возвращались в деревни к родителям, и дома стали вроде дач.
Например, бывшая деревенька гончаров, в пятнадцати минутах езды от города.
Старики, я бы сказала, ЧТУТ прежний уклад и чистоту. Те же иконы в углах передней комнаты и зала, те же домотканые дорожки,... покрытые коврами...
Ковры - символ хорошего достатка, в советское время украшали стены, теперь они покрывают пол в сенях и остальных комнатах...
Мата я не слышала в деревнях ни в детстве, ни теперь. Скорее всего мат распространён в городских трущобах, где собираются люди без рода-племени, у которых, как говорилось раньше "ни кола, ни двора".
Да ещё отрезанная от образования и культуры часть молодёжи, подверженная бесконечной пропаганде СМИ (специально занятых выбиванием русского духа из молодёжи), восприняла мат, как некую субкультуру, как признак взрослой крутизны... Хотя их же сверстники, но воспитанные родителями в традициях своих семей, не восприимчивы к подобной "субкультуре"*
Сейчас есть деревеньки - близкие к городу, куда стекаются эти самые "без рода-племени" бомжи, безработные - продукт 90-х годов. Вот там процветает пьянство, но это скорее клоака города, чем русская деревня.
Высказывания западников о грязи и мате в русской среде - это ложь. Это - "не русская среда", а только враждебная пропаганда западных СМИ, желающих унизить русского человека, да разрушительная деятельность "хозяев жизни", упустивших сельское хозяйство в конце 80-х годов и пришедших к власти в 90-х.
Фото автора: В старом доме старой деревни гончаров. Комната "зал"
*Субкультура - культура отличающаяся от мировоззрения большинства людей с навязанными взглядами
Продолжение - начало - http://www.stihi.ru/2014/05/11/10676
Свидетельство о публикации №114051108334
чтобы писать то, что я написала,
надо прожить и украинском селе
и в подмосковном...десятилетия!
Галина Храбрая 11.05.2014 20:21 Заявить о нарушении
Вот на фермах, куда ходили за молоком - это уж да, без сапог не пройдёшь.
Люмико 11.05.2014 21:00 Заявить о нарушении
бываю часто в Кремле на мощах Василия Рязанского
и на Иоанно-Богословском Святом Источнике в обители...
Галина Храбрая 11.05.2014 21:07 Заявить о нарушении
Люмико 11.05.2014 21:32 Заявить о нарушении
http://www.stihi.ru/2014/05/11/10676
))
Люмико 11.05.2014 23:50 Заявить о нарушении