Игра словами-22. Обзор Марьяша Бурлай

Cразу оговорюсь, что этот конкурс во всех отношениях был довольно трудным, но самым трудным для меня лично (и не только для меня, если судить по словам авторов, сопровождавших их голосования) стал процесс выставления баллов.  В связи с крайне напряжённой политической обстановкой далеко не все участники смогли отвлечься и написать стихи на «простые» темы. Несколько работ явно «выбиваются» из обычного, довольно позитивного и лёгкого «конкурсного» тона. И вполне естественно, что при прочтении именно эти стихи производят наисильнейшее впечатление, поскольку созвучны нашим общим нынешним переживаниям. Я очень благодарна их авторам за неравнодушие, вообще всем нашим парадовцам благодарна. Однако постараюсь максимально абстрагироваться от реальности и оценить ВСЕ работы с точки зрения их поэтичности, техничности, самостоятельности и прочих компонентов, как это делается обычно. Война – это ужасно. Но чем больше её вокруг – тем больше хочется читать про что-то более светлое.
Ну что ж…приступим, помолясь).  Как обычно – всё, что я скажу ниже, является только моим личным ИМХО и не может считаться (и не дОлжно восприниматься) как истина в любой инстанции)).

Стих 1.
В целом оставляет неплохое впечатление. Совсем чуть-чуть сбоев в ритме, а более по технике претензий не имею. Простенько так, незатейливо. Конечно, методы автора по части «обработки» муз очень далеки от моих (я обычно на чай со сладеньким маню), но так и автор – не я. А у мужчин…кто знает, возможно, всё именно так и происходит.)))
Стих 2. Поскольку он – мой, то и обозревать его не стану)
Стих 3.
Замечательно выдержан единый тон стиша, немножко сбивает переход по ритму между катренами, но это только после первого прочтения. А когда вчитаешься – то на первый план выходят «изюминки» , упрятанные в уменьшительно-ласкательные имена, которыми ЛГ вещи называет, такие привычные, такие бессловесные, такие терпеливые к человеческой грубости. Ну и фишка «стаканов… мощи» - это, конечно, само по себе впечатляет)).
Стих 4.
Очень красивый стиш, очень образный. Написан длинной строкой – я её очень люблю). Технических явных огрехов не нахожу, и то, что со строки на строку нужно местами по фразе перепрыгивать – меня такое не смущает, сама, бывает, прыгаю. В общем – в стих я буквально окунулась и балдела…пока не поняла, что что-то меня тут настораживает: смысловые связки, логика повествования как-то…не вполне улавливается. Вот если абстрагироваться от образов, что за картинка описана: старушка сидиТ на куче листьев…кто-то их сметаЛ и сжигаЛ… (во времени нестыковка)… потом старушка костёр гасит… хотя жгла его не она… Нет, мне понятно, что хотел показать автор: старушка вспоминает прошлое и грустит, а в прошлом чего только не было – и сметали, и встречали, и мечтали, и сметали то про что мечтали, и сжигали, а потом ещё и дождиком всё полилось. Но из-за того, что использованы очень-очень сложноподчинённые предложения с массой причастных и деепричастных оборотов – приходится многократно перечитать, прежде чем до смысла докопаешься. Может, это, конечно и было так задумано, некая голографическая картинка, которую чтобы увидеть – надо сперва помучиться, но как-то бы не мешало сделать связку от первой внешней картинки – ко внутренней истории В общем – не умею я толком объяснять, одна надежда на то, что автор  меня поймёт))).
Стих 5.
Милый, незатейливый «детский» стишок – и это частично оправдывает ну очень уж приблизительные рифмы (а местами – их отсутствие), но вот смена мужской и женской строк во втором катрене совершенно не нужна, здесь автору надо поправить.  Тема хорошая, задание выполнено. Ну и…в общем это всё, что я могу сказать)).
Стих 6. – Опять мой, поэтому без комментариев. Тем более, что ничего достаточно интересного ни №2, ни №6 не представляют, так, просто стишки).
Стих №7.
Оч-чень оригинальная история…если только суметь правильно прочесть первую строку))). Техника – без явных огрехов, а суть истории от анекдота – можно перевести в плоскость чуть ли не гражданского самосознания…ну это если читатель очень склонен к абстракции и философии. В общем и целом – симпатиШный стишок)).
Стих №8.
Этот стиш мне чем-то напомнил №2, наверное сходно-грустной судьбой героев). Но лошадку мне реально жалко, чуть не до слёз… Что до техники – плохо звучит в качестве рифмы «взять-слеза». По смыслу – «воздух, бродящий как тать» лично мне не кажется наглядным образом, потому что тать – вор – бродит тихо, скрытно, с дурными намерениями и проч. А воздух, согласитесь, хотя и скрытен (не виден), однако бродить не может))).  Но это и всё, что я могу «предъявить» автору. В целом – мне стишок очень понравился).
Стих №9.
Честно скажу: этот стих – мой «фаворит» на данном конкурсе. В том смысле, что бОлее позитивного впечатления на меня не произвёл ни один другой. Именно этому стиху я отдаю креатив и даже полагаю, что одного креатива для него недостаточно. Ничто так не радует, особенно сегодня, как любая возможность улыбнуться. А когда я читала этот стих – я не просто улыбалась, я смеялась до слёз и до икоты. Такой обалденной пародии на типичные «рейтинговые» стихи я давно не видала! Автор – реально талантлив, он большой фантазёр и замечательный юморист. Я при чтении легко пропускаю мимо внимания незначительные сбои в ритме, а отсутствие каких-то рифм отношу всё на тот же стиль «пародии», который подкрепляют такие речевые «фишки», как «фальшивый ветер» «колосятся…тюльпаны»,  «ветхой бабушке».)))) И плюс – ещё «фишки», но уже серьёзные «земная ось в торосах…словно в ножнах», - прелесть, какой чёткий образ! - и рифма «тонко-толпы», надо себе запомнить. В общем, автор постарался изрядно. Жаль только, что баллов у меня после оценки серьёзных и более техничных стихов уже не осталось.)
 Стих №10.
Вот ещё один вполне смешной стишок. Я так понимаю, автор вдохновился прошедшей некоторое время назад инфой о том, что самые высокие баллы в ЕГЭ по русскому языку были получены выпускниками школ одной из Кавказских республик.)) Учитывая степень «неправильности» применённых в стише слов, приятно отметить, что в остальном ни сбоев, ни прочих технических нарушений я не заметила))).
Стих №11.
Сперва прочла бегло – ага, ничего так стиш. Укороченная последняя строка в катрене  - оригинальный приём автора, оригинальность я люблю. Со смыслом общим – тоже всё понятно, ностальжи и грусть. Но есть несколько ударений, которые вроде как не совсем на месте и потому царапнули. И есть несколько моментов по смыслу настороживших: «с утра бессильный» - хм…это я такая пошлая, что у меня утро и бессилье плохо ассоциируются? площадь, дающая круги, как пластинка, да ещё и обелиск, оставляющий при этом следы как на пластинке – ну очень ненаглядно; и жгущийся лист – это он типа такой ярко-желтый(красный), будто огонь? Или отчего жечься может? Ну – это я конечно сильно придираюсь, скажет автор, и будет прав. Одно мне оправдание – я не только к нему одному так сильно придираюсь, но ко всем авторам, о ком точно знаю, что они поймут и смогут устранить, не меня конечно – мои вопросы)).
Стих №12.
Прелестный такой стих). Наулыбалась я вволю – но всё равно автору попеняю на некоторые моменты: ну то, что препинаки не везде есть – это фигня, три секунды дела – поправить. А вот что к концу текста стали появляться перескоки ритмовые и неудачные грамматические конструкции – это факт и что-то с ним надо делать). И вот эти «ляпы» смысловые: «в трансе…глотал валидол» - (или транс, или глотать.)), «лист из кармана достали» - из чьего именно кармана?))) Ну а вообще – симпатиШненько получилось, точно – «вот она, белка»)))).
Стих №13.
Браво, автор! Отличный стиш! Сюжетный (у меня на такие фантазии не хватает), техника без нарушений, читается сходу и посмеяться можно))).  И слово «Лист» использовать именно в таком смысле никто другой не догадался, ну или не смог. Браво, Автор!)))
Стих №14.
Краткость – сестра таланта. Что тут ещё сказать, снова – браво, автор))).
Стих №15.
Хорошо написано, довольно лаконично – и в то же время очень понятно, видно, что автор словом владеет отменно. Есть пара шероховатостей, но они теряются за общей картиной и эмоциональным настроем стиха. Хорошо написано. Респект автору.
Стих №16.
Замечательный стих! Такой…с поволокой, прямо ощущается настроение ЛГ и окружающее его пространство. И приём повторения части текста очень удачно автор использовал, этакая цикличность или даже зацикленность момента…В общем – у меня никаких нет замечаний, вполне цельный и самостоятельный, грамотный и поэтичный стих.)
Стих №17.
)) На счёт «раскокало…сала два кило» усомнюсь, оно, сало-то, ни разу не хрупкое и не ломкое))) А в остальном – чего ж, вполне правдоподобно, против «вконтакте» не попхнёшь)).
Стих №18.
Это что-то вроде миниатюры-зарисовки? Я как-то не сильна в нестандартных вариантах стихосложения – позор на мои седины, каюсь) – поэтому в части техники не буду ничего говорить, может всё именно так, как в данной форме быть должно. А чисто впечатление – согласна с автором, прикольно, кончено, но – вот тут не согласна с автором – когда это при пробовании клубники измеряли окружность и считали площадь тарелки, а тем более «меру точно зная» вкус тестировали? Ой, чё-та вы, батенька, выдумщик))).
Стих №19.
Ну что тут скажешь…При всём желании – сложно комментировать правду, когда она такая ужасная. Написано, как есть. Я несколько раз прочла – специально пытаясь найти огрехи – но ничего не прорвалось сквозь впечатления, кроме вот тут «имея на фашистов банду виды» - инверсия, можно бы её устранить. И вот тут при чтении звучит неладно  «…запад Русь»  - сливаются слова в одно. Ну и всё. Больше ничего не могу говорить.
Стих №20.
Простенько и со вкусом – вот что первым приходит на ум после прочтения стиша. Вкус приятный, чайно-тортовый). Один лишний слог в строке с этим самым тортом – в остальном к технике претензий нет).
Стих №21.
Ай, какой стих славный, ну просто сплошное удовольствие! Потому что я тоже всё это помню – и потому, что автор отлично умеет стихи писать)). Никаких придирок, кроме одной (ну я ведь должна строгой быть, я же сейчас крЫтик)), там где тарелка с чем-то и потом следом же с наклейкой водка -  читается так, что тарелка с колбаской и с наклейкой «водка» - она же, та же тарелка). Ну то есть всё понятно – но лучше бы бутылку таки обозначить)).
Стих №22.
В общем-то – вполне бодренько читается. По поводу «крепИт» (так читается по ритму) – не уверена, но спишем это на общий стиль речи, использованный автором стиха. И пусть стишок не блещет глубиной темы и особой художественностью, но в целом - прозвучало позитивненько, этого не отнять).
Стих №23.
Я в целом вроде как тему понимаю и согласна с автором, но не могу сказать, что было сделано им всё, чтобы тему достойно раскрыть. Небрежно как-то написано, такое впечатление, что слёту писано было – и потом уже автор к стиху не возвращался. Рифмы в предпоследнем катрене совсем условные, и по смыслу есть замечание: «с искажённым лицом…народ» - не уверена, что так можно говорить. А, и про тарелку как-то невнятно прозвучало. В принципе, этот катрен стиху не нужен – ну если только публиковать его автор будет после конкурса.
Стих №24.
Начало стиха, строчек шесть – отлично, финальный катрен – тоже хорошо. Внутри  - так себе. Перескоки в ритме, неудачное выражение «трепета укрылись шалью» - и по грамматике, и в смысловом плане. Но это всё несложно поправить. В общем и целом – вполне себе милый стишок)).
Стих №25.
Очаровательный стих! Буквально пара замечаний – если в первом катрене позаботиться о том, чтобы ритм везде чётко выдерживался, а рифму «отраженье-осеннем» заменить более точной, то ничего, кроме удовольствия после его прочтения от читателей не последует).
Стих №26.
Тут я тем более ничего не могу говорить.  Да, собственно, и необходимости нет. Стих вполне грамотно написан и соответствует действительности. Хотя жертв в Одессе, уже даже официально признанных, больше полусотни, а если говорить о пока скрываемых – то как бы не до двух сотен((.
Стих №27.
Ну вот – пример ещё одного урока, на этот раз математика. Незатейливо написано, но в общем - забавно).
Стих №28.
Стих сам по себе мне понравился – образно, качественно, эмоционально. Рифмы отличные, точные и непростые. И условие вполне выполнено – слова хорошо вписаны. Одно я так и не поняла – о ком конкретно речь шла? То ли несчастно влюблённая – то ли какой преступник – то ли вообще ведьма, писавшая дневники. Что это за ЛГ, у которого выбор или мосты палить – или себя палить на площади? Ну не иначе – адово исчадье).
Стих №29.
Финальный стих я принимала впопыхах, уже после опубликования «основного состава», вдогонку – потому даже не прочла его как следует. А вот теперь читаю – эх, ну до чего ж классно придумано! И правда – дуракам закон не писан. Ай да автор! Не зря так долго думал над стихом. «Пятёрочка»!)))


Рецензии
Марьяша, а разве из контекста не понятно, что ЛГ только сошёл с поезда?
Если "с утра" стало быть "болтался" всю ночь - сил это не прибавляет.
Про ударения упомянули, но не указали - какие именно, в каких словах?
Отчего-то "лист-горчишник" не считался многими. Опять же, воспоминание-сожаление... и жалит... и жжётся...
.
Да и по клубнике. Уж тут-то чего не понять?
Тарелка клубники. Задание - освободить ягоды от листочков (сортировать),
в процессе работы высвобождается и "площадь круга" той самой тарелки,
ну и как удержаться от соблазна - нет, нет, да и попробовать?

Гольгертс   12.05.2014 10:30     Заявить о нарушении
Олег, вы знаете, что я не могу с вами говорить на вашем уровне по части техники - даже пытаться не стану). Вот что конкретизирую, прочитав стих вслух: фонетически запинаешься в местах 1)"ностальжи и грусть" - с ударением в слове ностальжи непонятки, я обычно его на И последнего слога делаю и тогда оно с союзом И сливается. Допускаю, что могу ошибаться, слово-то нерусское и в словаряж мне лично не удалось его отыскать.2) "как от иглы" - звучит одним малопонятным звукосочетанием. 3) "и кажется" - у меня, когда читаю в ранее заданном ритме, ударение просится на Я.4) "я их не то чтобы боюсь" - опять-таки, у меня просится на Ы ударение.
Несомненно, что со всеми допустимыми цезурами и проч.никаких ошибок во всех указанных местах может и не быть, тем не менее - чтение в размеренном ритме-темпе не получается.

Что до клубники - вам ведь уже и кроме меня многие сказали, что такой..хм...деловито-рассчётный подход к процессу - сбора? созерцания? поедания? - очень слабо представляется умозрительно. Конечно, ради красного словца - читай, ради написания стиша - можно всё что угодно выдумать, но далеко не всегда удаётся заставить читателя поверить в то, чему он сам хоть единожды не становился свидетелем (ИМХО))).

Марьяша Бурлай   12.05.2014 12:12   Заявить о нарушении
Ну вот, с конкретикой понятней и есть, что объяснить.
Дело в том, что в пятистопном ямбе пропуск иктов(ударений) - неизбежен.
Да и вообще, редкое стихотворение без них обходится. Другое дело, считается,
что такие пропуски должны быть непременно симметричны по рифмующимся строкам.
Трудно не согласиться - тогда будет всё ровно и гладко.
В моём же случае необходимо время, чтобы почувствовать ритмику, иными словами
понять - как и с какими паузами читать. Но нам же некогда, мы читаем "по диагонали",
глотаем не пережёвывая - отсюда результат.

Гольгертс   12.05.2014 12:34   Заявить о нарушении