Полярник-дипломат
Депутат Государственной Думы РФ 1-го (1993-1995), 2-й (1995-1999), 3-го (1999-2003), 4-го (2003-2007) и 5-го (2007-2011) созывов. Член депутатской группы «Новая региональная политика – Дума-96» (1993-1995), сопредседатель депутатской группы «Российские регионы» (1995-2003), член фракции «Единая Россия» (2003-2011). В 1993-2007 годах заместитель председателя Государственной Думы РФ. В 2003-2011 годах член Комитета Государственной Думы РФ по обороне. Член Высшего совета Всероссийской политической партии «Единая Россия».
Артур Чилингаров родился 25 сентября 1939 года в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург) в семье служащего. Отец — армянин, мать — русская. Спустя два года после его рождения семья оказалась в осаждённом городе и пережила все тяготы блокады.
После окончания десятилетки в 1957 году Артур работал слесарем-монтажником на Балтийском заводе имени Серго Орджоникидзе, через год поступил в Ленинградское высшее инженерно-морское училище имени адмирала С.О.Макарова по специальности «океанология», которое окончил в 1963 году.
Вся его деятельность непосредственно связана с исследованиями Арктики и Антарктики. Начав в том же 1963 году работу в Арктической научно-исследовательской обсерватории в посёлке Тикси в качестве инженера-гидролога, он изучал Северный Ледовитый океан и океаническую атмосферу.
В 1965 году был избран первым секретарём Булунского РК ВЛКСМ Якутской АССР: за всю историю ВЛКСМ он был единственным беспартийным секретарём райкома.
В 1969-1971 годах возглавлял высокоширотную научную экспедицию «Север-21», являлся начальником дрейфующих станции «Северный полюс-19» и «Северный полюс-22».
В 1971 году был назначен начальником станции «Беллинсгаузен» 17-й Советской антарктической экспедиции. В 1974-1979 годах начальник Амдерминского территориального управления по гидрометеорологии и контролю природной среды. В 1979-1986 годах начальник Управления кадров и учебных заведений, член коллегии Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. В 1981 году за разработку методики погрузо-разгрузочных работ на ледовый припай Ямала он был удостоен Государственной премии СССР.
В середине февраля 1985 года научно-исследовательское судно «Михаил Сомов» прибыло в район станции «Русская», расположенной в тихоокеанском секторе Антарктики. Ему предстояло сменить состав зимовщиков, доставить топливо и продукты. Внезапно начался шторм. Скорость ветра достигала 50 м/с. Судно блокировали тяжёлые льдины, и оно вынуждено было дрейфовать со скоростью 6-8 км в сутки. Толщина льда в этом районе достигала 3-4 м. Расстояние от судна до ледовой кромки – около 800 км. «Михаил Сомов» оказался прочно пленённым в море Росса Южного океана. По команде из Москвы часть экипажа и исследователей сняли вертолёты и переправили на другие суда. На «Михаиле Сомове» оставались 53 человека во главе с капитаном В.Ф.Родченко.
Чтобы выручить из дрейфующей ловушки судно, по просьбе Госкомгидромета СССР Министерство морского флота СССР выделило ледокол «Владивосток» Дальневосточного морского пароходства, а Министерство гражданской авиации СССР – вертолёты палубного базирования под командованием Б.В.Лялина. Их прибытие к морю Росса требовало значительного времени.
Ударными темпами стали загружать ледокол «Владивосток» дополнительным горючим, продовольствием, комплектами тёплой одежды (на случай длительной зимовки, а то и высадки людей на лёд), тройным запасом буксировочных тросов, запасными частями для буксировочных лебёдок. Ни на «Михаиле Сомове», ни на «Владивостоке», ни в министерствах не могли предположить, как будет складываться ситуация. Море Росса было мало исследовано и таило массу загадок. А в это время судно «Михаил Сомов» было лишено подвижности. Руль и винт были заклинены льдом. Видимость ограничена сумерками южно-полярной ночи. Температура воздуха – минус 20-25 градусов. Корабль дрейфовал в центре устойчивых многолетних льдов.
Капитан В.Ф.Родченко мобилизовал всё для жизнеобеспечения «пленника». Вёл наблюдение за массивными подвижками льдов, за торосами, находящимися в опасной близости. Три раза в сутки выходил на связь со станцией «Молодёжная», которую в буквальном смысле, «раздирали» редакции газет, радио, телевидения множества стран мира, требуя информации: «Как там «Михаил Сомов»?». Из-за магнитных бурь сам экипаж утратил слышимость Москвы и Ленинграда.
К концу июня «Михаил Сомов» пережил сотый день дрейфа. Вблизи корабля поднялись торосы. Их высота достигла верхней палубы. Пришлось сократить расход электроэнергии, пара, пресной воды. Отказались от обогрева ряда служебных помещений, балластных танков. Санитарный день (стирку, душ, баню и так далее) теперь устраивали только два раза в месяц. Принятые меры позволили экономить ежедневно до 2,5 тонн горючего. Капитан В.Ф.Родченко жёстко поставил задачу: продержаться до подхода «Владивостока».
Выйдя 10 июня 1985 года из Владивостокского порта, ледокол «Владивосток», выжимая всю мощь из машин, устремился в южные широты. В Новой Зеландии на его борт поднялся назначенный Советом Министров СССР начальник специальной экспедиции по оказанию помощи «Михаилу Сомову» А.Н.Чилингаров. На известного полярника возлагалась ответственность за координацию действий всех технических средств и личного состава в спасении «Михаила Сомова» из ледового плена.
На 36-й день не без риска и огромных трудностей «Владивосток» (не созданный для сильных штормовых условий открытого океана) преодолел «ревущие» 40-е и «неистовые» 50-е широты. Часто оба его борта полностью уходили под воду. Однако размещённый в укрытиях палубный груз удалось сохранить. Ледокол установил радиотелефонную связь с «Михаилом Сомовым» и «Павлом Корчагиным» (последний подстраховывал «пленника» у кромки льда). Обменявшись данными обстановки, пожелали друг другу скорой встречи.
Вскоре стали попадаться айсберги. На ходовом мостике усилили вахту. 18 июля 1985 года встретились с «Павлом Корчагиным». Взяли у него вертолёт и пожелали счастливого возвращения в Архангельск. На всех парах «Владивосток» пошёл таранить молодые льды. До «Михаила Сомова» оставалось 600 миль. Весть о прибытии «Владивостока» обрадовала экипаж «Михаила Сомова». Несмотря на отчаянные штормы и беспросветную круглосуточную ночь, они с удесятерённой энергией готовились к встрече: перебрали главные двигатели, проверили гребную установку, освободили ото льда винт и руль. Дабы не дать последним вмерзнуть вновь, главные двигатели «гоняли» круглосуточно. Сэкономленные запасы топлива позволяли делать это.
26 июля 1985 года «Владивосток» уже галсами «колесил» вокруг «Михаила Сомова», обкалывая льды. Ненастная погода не благоприятствовала действиям экипажей. Дули страшные юго-западные ветры. Температура воздуха была минус 34 градуса. Антарктика грозила схватить, сковать намертво, привязать к себе оба ледокола. В.Ф.Родченко понимал, что ухудшающаяся погода на раздумья, а тем более на «жаркую» встречу экипажей двух судов времени не отпускала. Поэтому, как только «Михаил Сомов» был оторван ото льдов, «Владивосток» сразу же двинулся по пробитому им же каналу в обратный путь. Побыстрее от злополучного места «Михаил Сомов» уверенно последовал за своим освободителем. Два островка огней в южно-полярной ночи двигались вперёд, к чистой воде, к далекой Родине.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1986 года за образцовое выполнение задания по высвобождению научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов» изо льдов Антарктики, умелое руководство судами при спасательных операциях и в период дрейфа и проявленные при этом мужество и героизм, начальнику спасательной экспедиции на ледоколе «Владивосток» Чилингарову Артуру Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
На протяжении своей жизни Артур Николаевич еще трижды становился Героем Советского Союза. На пятый раз ему было присвоено звание Героя Российской Федерации.
В 1986-1992 годах Чилингаров - заместитель председателя Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, начальник Главного управления по делам Арктики, Антарктики и Мирового океана. В 1990 году был избран президентом Ассоциации советских полярников (ныне – Ассоциация полярников России).
В 2002 году А.Н.Чилингаров возглавил полёт одномоторного самолёта Ан-3Т на Южный полюс. Была показана эффективность использования лёгкой авиационной техники на ледовом щите Антарктиды: заметное достижение на фоне свёртывания присутствия России в Антарктике. Однако транспортный Ил-76, доставивший из России в экспедицию маленький Ан-3Т, не смог затем оторваться от ледника и возвратиться домой.
Выручили американцы: отправили участников экспедиции на своих самолётах. А.Н.Чилингаров много сделал для развития арктического (в официальной терминологии экстремального) туризма, организовывая воздушные экскурсии на Северный полюс с высадкой на лёд сотен людей, зачастую с детьми. В 2003 году его стараниями была открыта долговременная дрейфующая станция «Северный полюс-32», первая после свёртывания программы исследования Арктики в 1991 году.
Летом 2007 года А.Н.Чилингаров, являвшийся специальным представителем Президента РФ по вопросам международного полярного года (каковым был объявлен 2007 год), возглавлял российскую Высокоширотную арктическую глубоководную экспедицию «Арктика-2007» на Северный полюс. В задачу данной экспедиции входило более детальное изучение строения дна в приполюсном районе самого северного на земле океана, а также проведение ряда уникальных научных исследований. Экспедиция под руководством А.Н.Чилингарова была призвана стать важным этапом в объединении усилий как российских, так и международных научных центров в изучении процессов, происходящих в современных условиях в Арктике и влияющих на климат всего северного полушария.
7 августа 2007 года уникальная экспедиция была успешно завершена. На дне Северного ледовитого океана 2 августа 2007 года с помощью глубоководного аппарата «Мир-2», с находившимися на его борту акванавтами: пилот Евгений Черняев, австралиец Майкл Макдауэл и председатель правления Международного центра «Ферринг» Фредерик Паулсен, на глубине в 4261 м (с координатами 0 градусов 0,097 минут N; 0 градусов 0,018 минут E), был установлен флаг России и капсула с посланием к потомкам. А.Н.Чилингаров в судовом журнале MVK экспедиции «Арктика-2007» сделал запись: «Погружение и всплытие без комментариев. Хорошо, что снова видим Арктику. Поздравляю всех россиян с покорением Северного полюса Земли!».
Указом Президента Российской Федерации № 4 от 9 января 2008 года за мужество и героизм, проявленные в экстремальных условиях, и успешное проведение Высокоширотной арктической глубоководной экспедиции Чилингарову Артуру Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».
В декабре 2008 года Артур Николаевич был назначен специальным представителем Президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике. Тогда же он был освобождён от должности специального представителя Президента РФ по вопросам Международного полярного года.
А.Н.Чилингаров –крупный российский учёный-океанолог, автор и соавтор более 50 научных работ, среди которых 4 монографии и 1 атлас, по проблемам освоения Арктики и Антарктики. Он внёс большой вклад в исследование полярных регионов Земли: в его работах выполнен комплексный географо-экономический и социально-географический анализ современного состояния Арктики и Субарктики, даны оценки роли различных факторов в развитии региона. Инициировано новое направление исследований – географическая информатика Арктики и Субарктики.
Он пользуется широкой международной известностью как видный деятель экологического движения, активный участник заключения Договора об Антарктике. Заслуженный метеоролог РФ (11.02.2005). Доктор географических наук (2001), профессор, член-корреспондент РАН (с 2008) и РАЕН (с 1994), почётный профессор Государственной морской академии имени адмирала С.О.Макарова, профессор Академии военных наук, профессор по Международной кафедре ЮНЕСКО. Президент Ассоциации полярников России, член Морской коллегии при Правительстве РФ, член Русского географического общества, член Королевского географического общества Великобритании, член Клуба исследователей США, сопредседатель Фонда международной гуманитарной помощи и сотрудничества.
Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннесса как первого человека, который в течение шести месяцев сумел побывать на обоих полюсах планеты – Северном и Южном.
Лауреат Государственной премии СССР (1981), премии «Человек года» Русского биографического института (2002), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (2008). Награждён медалью «Символ Науки» (2007).
В 2010 году бронзовый бюст А.Н.Чилингарова был установлен на Аллее Героев в Московском парке Победы в Санкт-Петербурге.
В 2007 году совершил две заметные полярные экспедиции. Вместе с главой ФСБ Николаем Патрушевым совершил полёт на Южный полюс на вертолёте. В августе 2007 на батискафе Мир вместе с семью другими исследователями опустился на дно Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса.
В апреле 2011 возглавил экспедицию на дальневосточное побережье Российской Федерации с целью изучения влияния аварии на АЭС «Фукусиме-1» на флору и фауну региона.
В интервью одной из российских радиостанций, комментируя принятие Думой последнего закона об усыновлении российских детей американскими гражданами, Артур Николаевич отметил:
«Есть традиция полярных исследований, чтобы мы занимались детьми, тех, кто нуждается в нашей помощи. Нансен, комиссар ООН по беженцам, помогал голодающим. У нас есть программа, которая была задумана вместе с Сенкевичем «Дети Арктики». Уже 15 лет мы, не афишируя, активно занимаемся помощью детям. И теми, кто остался без помощи родителей - на севере много детей. Кроме того я возглавляю попечительский совет Московского центра помощи детям. Я знаю эту тему не понаслышке. Я занимаюсь ею, очень трудными детьми, которые остались без родителей давно. Особенно активно занимаюсь сегодня. Я считаю, что поздновато, раньше надо было власти думать о том, что одной из программ, которая должна быть, - программа помощи детям, оставшимся без родителей. Но я не связываю это с законом Магнитского. Я «за», потому что я знаю, как помогать детям, как просить кого-то, чтобы они могли помочь детям найти решение. Сейчас елки мы делаем, но я это не афиширую никогда…
…Я знаю, что такое больные дети без родителей. Знаю их. Вы поезжайте в Московский центр помощи детям, посмотрите, какие там дети. Там без слез нельзя на них смотреть. Я занимаюсь этим делом. Кроме того, у меня в попечительском совете Дмитрий Маликов со мной. Я уверен, что власть, наконец, займется детьми, которые остались без родителей, в том числе больными и инвалидами…
Я никогда не говорю, что кроме полярных дел занимаюсь детьми. Вы об этом не знали. Это Юры Сенкевича идея была, и мы этим делом активно занимаемся. И я счастлив, что государство, наконец-то, обратит на это внимание… Я сам дите блокадного Ленинграда, я знаю, что такое голод. Помогать детям всегда было чертой русского характера. Сегодня государство ушло от этого и выборочно помогает клиникам. Мы всех этих детей возьмем в центр помощи детям, который находится в Солнцево. Возьмем и будем лечить. Там самое современное оборудование».
Представитель Президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров уверен, что экспедиция Конюхова и Симонова укрепит авторитет России как арктической державы. Об этом он заявил сегодня на пресс-конференции в РИА-Новости.
1 февраля 2013 года было принято решение о подготовке экспедиции по переходу через Гренландию по дрейфующим льдам Арктики, путем, который считается наиболее трудным маршрутом из всех возможных в полярных районах Земли.
«Нам предоставляется уникальная возможность заявить о российском присутствии в Арктике проведением такой непростой экспедиции — этим путем еще никто не ходил… Это лишний раз докажет историческую миссию России при освоении Севера, за Северным Полярным кругом, в высоких широтах. Непосредственными участниками экспедиции будут наши карельские собаки… Карелия всегда славилась путешественниками, и собаки всегда были непосредственными участниками освоения Севера. Петроглифы, которые присутствуют на берегах Онежского озера, Белого моря, показывают, что пять-шесть тысяч лет назад собака была непосредственным участником жизни людей на этих территориях».
Артур Николаевич принимает активное участие в программе очистки архипелага Земля Франца-Иосифа. Планирование работ началось в 2004 г. в ходе реализации проекта по восстановлению ГМО им. Кренкеля на острове Хейса. Тогда руководством Фонда было решено изыскать возможности по организации работ по очистке загрязненных территорий архипелага, включенного в список горячих точек СБЕР.
В этом же году по заявке Росгидромета при финансовой поддержке Секретариата АМАП Полярный Фонд выполнил работы по изучению уровня загрязнения ПХБ острова Грэем Белл, Земля Франца Иосифа.
В январе 2006 г. в Государственной Думе было проведено крупное совещание с участием всех заинтересованных министерств, а также представителей Арктического Совета и СБЕР, на котором были определены основные направления деятельности по реализации этого проекта.
В соответствии с принятыми решениями в 2007-2008 году по контракту с Экологической финансовой корпорацией Северной Европы (НЕФКО) при поддержке Министерства обороны РФ и Пограничной службы ФСБ РФ были проведены работы по обследованию уровня загрязнений нефтепродуктами, стойкими органическими загрязнителями и тяжелыми металлами территорий выведенных из эксплуатации объектов Министерства обороны на островах Земля Александры, Гофмана и Грэем Белл, Земля Франца Иосифа.
В тот же период по контракту с учреждением «Исполнительная дирекция российской программы организации инвестиций в оздоровление окружающей среды» (ИД РПОИ) были проведены работы по организации и проведению демонстрационного проекта «Восстановление окружающей среды в районе снятого с эксплуатации военного объекта на архипелаге Земля Франца Иосифа», в ходе которого была предпринята попытка оценить эффективность действия современных сорбирующих агентов и бактериальных культур для очистки грунта от нефтяного загрязнения в условиях Крайнего Севера.
Неутешительный вывод сделала экспедиция «Антарктида-2009», которая впервые сравнила условия работы российских и иностранных полярников.
«Мы существенно уступаем нашим иностранным коллегам во всех вопросах, связанных с техническим оснащением», - сообщил глава экспедиции, спецпредставитель президента России по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров. По его словам, «даже индийская полярная станция "Мэйтри", которая 20 лет назад была погребена под снегом, сегодня активно работает. Она оборудована таким образом, что с нее можно проводить телеконференции с Дели. Мы же до сих пор не можем получить средства на восстановление станции «Прогресс», которая горела в начале октября 2008 года, - посетовал известный полярник. - У нас на станции «Новолазаревская» нет ни спутниковой антенны, ни Интернета. Норвежцы, у которых есть все необходимое оборудование, предполагают продавать нам эти услуги».
Вопросы финансирования, особенно в условиях кризиса стали болезненной темой не только для полярных исследований, но и для всей науки. Чилингаров рассказал, что прошедшая экспедиция состоялась без привлечения средств из государственного бюджета:
«Путешествие в Антарктиду проводилось на личные средства участников, - отметил известный полярник. - Хотя мероприятие состоялось по прямому поручению Владимира Путина и Дмитрия Медведева».
Чилингарова называют одним из инициаторов создания специальных комитетов и комиссий по Северу в Госдуме и Совете федерации. Он выдвинул ряд национальных программ помощи Северу, обеспечил формирование кредитного Полярного фонда. По мнению ряда наблюдателей, Чилингаров остался «по сути единственным государственным деятелем, который пытался обратить внимание правительства на проблемы Севера».
В ряду оригинальных инициатив Чилингарова отмечались его неоднократные выступления в Думе, в которых России предлагалось поддержать международные проекты транспортировки в Азию и Европу антарктических айсбергов для получения пресной воды.
Так что великие путешественники и мечтатели в России еще не перевелись.
Свидетельство о публикации №114051000504