Жизнь и подвиги Геракла. Смерть Хирона
...Ни трАвы, ни настойки – мук не облегчали...
Хирон мудрейший – с а м целИл и ведал много,
и знал, что м у к и б е с к о н е ч н ы – ...и з н а ч а л ь н о…
Нет, лучше… умереть, чем так страдать. Конечны
страдания и муки у простых лишь смертных.
И… обменял Хирон бессмертное у в е ч ь е
на с м е р т ь земную, – подарив своё бессмертье
титану Прометею… Сам сошёл к Аиду.
Зевс – разрешил сей дар… Созвездие Кентавра*
помещено с тех пор на небо. Взгляду видно
его на звёздном небосклоне… Он – жив… Правда.
Однако, здесь встаёт вопрос – …вполне законно:
ведь Прометей-прикованный – и сам! бессмертен;
зачем бессмертному – бессмертие Хирона?
…Здесь, – как бы, – «неувязочка» у древних греков.
Но, – так уж повелось, – что истина порою
из памяти людской – местами – исчезает:
один «солгал», другой «забыл»… Само-собою,
что всякий автор – рад «придумать» и «добавить»!..
Стараясь отделить златые зёрна правды
от плЕвел лжи, туманящей наш разум, –
«слуга покорный» Ваш из разных «вариантов» –
Читателю «даёт» д в а варианта сразу.
…Вот Вам – ещё один рассказ – про смерть Хирона.
Хирон-мудрейший сам поведал перед смертью
о том, зачем и почему – титан, сын Крона*, –
желает смерти, отрекаясь от бессмертья…
Итак, Хирон в своей пещере на Малее*
собрал друзей своих. Пред ним стояли: ТЕлем,
СилЕн, Тиресий, Феникс и Геракл с Пелеем…
Хирон был слаб, но внешне твёрд, в себе уверен.
Друзья ж – печальны и расстроены: уходит
Хирон-мудрейший в царство мёртвых… Добровольно.
Но разве он их не учил, чтоб жить, как боги?!.
И разве не учил не пасовать пред болью?..
…Хирон сказал: «Вы сострадаете мне, знаю.
Но состраданье ваше – мук не облегчает…
О нет, друзья: я вас ни в чём не упрекаю.
…Ни на минуту боль меня не оставляет…
Вам трудно, только созерцающим страданья,
понять страданье до конца, до сути сАмой.
И даже искреннее море состраданья
не может быть равно страданья капле малой.
Но жизнь, друзья мои, всегда есть радость, счастье.
Скорбь жизни даже – …и тень радости – …всё радость.
И увядание осеннее – прекрасно.
Живущему – всё счастье: и любая малость.
Примите же и мой уход – как радость жизни.
Порадуйтесь за избавленье от страданий:
я полон ими через край бессмертной бездны.
Я больше не могу искать корней познаний.
Живя в мучениях, я только мир печалю.
Яд гидры отравил и кровь мою, и тело.
Теперь я не могу дать доброте начало:
не в силах встать, – я не могу поднять и д е л о.
…Мой взор мутнеет, – скоро я совсем ослепну.
Со зрением я потеряю и прозренье:
оно уж и теперь неудержимо меркнет.
Я не могу целить, учить… Я весь – терпенье.
Не видя мира, не могу я править Мыслью
и создавать миры прекрасного, как прежде.
И скажут: «Слеп Хирон. Он потерял бег мысли,
мешает боль ему раскрыть прозренья вежды».
И это снёс бы я. Но безысходность муки
уже сжирает самоё Мысль у Хирона.
И весь я только пища этой сАмой муки:
и Мысль, и тело – только боль! для сына Крона.
И всё во мне давно кричит от этой боли!
Так неужели стать мне неумолчным криком!?.
Бессмертно жить в веках без Мысли и без Воли?
Не помышляя о божественно-великом!?.
…И о п р а в д а т ь терпенье этой боли – нечем.
Бесцельного страданья крик – ничтожен, жалок;
так мАло! «жалок и ничтожен», – он и …в е ч е н!
…Так жить – безнравственно. Смерть для меня – подарок.
…Другое дело – Прометей. Его страданья
оправданны: они – стоически-мятежны.
Его боль – от богов Олимпа воздаянье.
Она так высока – как подвиг ради жизни!
Такие муки дух несломленный приемлет
с терпеньем гордости, сознательно и твёрдо…
…Но мой удел ничтожен: жить лишь для терпенья?..
…О-о-о, нет причины мне – нести терпенье гордо.
Оно не нужно никому, и мне не нужно.
Я буду пуст, как тень: боль – пустоты – не полнит.
Жить дальше мне – без смысла, цели… – невозможно.
Увы, мне нечего дать жизни. Пусть запомнит
мир света, что Хирон ушёл с земли титаном:
ибо познал я то, чего не знают боги:
никто из них не принял мук бессмертной раны
и не познал страданий безысходно долгих…
Но уходя в аид, хочу в последний раз я
раздать вам те свои богатства, что имею, –
и испытать в свой смертный час – ещё раз – счастье:
в кругу друзей в пещере этой на Малее…
Тебе, Геракл, мой друг злосчастный и великий,
я поручаю передать в дар Прометею –
моё бессмертие…» – И заиграли блики,
и озарилась вдруг пещера!.. – «Пусть сильнее,
ещё сильнее! станет волей он мятежной:
пусть силы новые вольются в эту Волю.
Пусть не оставят сила, вера и надежда
титана Прометея в этой тяжкой доле»…
Затем Хирон раздал друзьям: своё прозренье;
сосуд с вином от первых лоз, – дар Диониса;
отдал глаза свои – особенное зренье,
чтоб видеть правду всех чудес и умудриться.
Он отдал каплю той амброзии, что крепла –
бессмертием – со дней времён титана Крона,
которую Хирон принёс как клад заветный
в свою пещеру – на Малею – с Пелиона…
И в заключение сказал: «Теперь я – смертный.
Нить жизни на земле становится всё тоньше…
Я вам раздал все пять даров моих заветных:
они помогут вам… Я не могу жить больше… –
я ухожу… – я сам сойду во мглу аида…
А вы меня, друзья мои, похороните:
чтоб мир живой не оскорбил я смертным видом…
Не надо горевать. Вам – жизнь дана. Живите».
Постскриптум.
На этом мы историю закончим. Если
рассказы эти Вам понравились, – …приятно:
я буду счастлива и дальше петь Вам песни:
…коль Вам, Читатель, это – любо, мне – …занятно.
СЛОВАРЬ:
*Крон (ХрОнос-Время) – один из древнейших доолимпийских богов, сын Урана (Неба) и Геи (Земли), младший из титанов, низвергший с трона своего отца.
*КЕНТаВРА (или ЦЕНТаВРА) СОЗВеЗДИЕ – Роберт Грейвс, автор книги
«Мифы древней Греции» (на стр.357 упомянутой книги) предлагает не путать это созвездие с созвездием Стрельца, ибо созвездие Стрельца хоть и тоже кентавр, но не Хирон, а «некто Крот, живший на горе Геликон и нежно любимый своими сводными сёстрами – музами». Другие авторы связывают созвездие Стрельца именно с кентавром Хироном, а некоторые – с именем кентавра Фола. Созвездие Кентавра (Центавра) с территории России не видно.
В период с 25.04 – 06.05 2014
Продолжение - http://www.stihi.ru/2014/01/17/10645
СКОТНЫЙ ДВОР ЦАРЯ АВГИЯ
Свидетельство о публикации №114050809240
Прочитал новую главу несколько раз подряд.
Если говорить языком школьных сочинений по литературе, как нас учили когда-то, предсмертный монолог Хирона очень рельефно рисует характер этого персонажа. Сразу видно, что этот получеловек-полуконь (он же кентавром был) обладал большой мудростью и независимостью мнений. Действительно, собранные дары перед смертью не спрятал, а раздал оставшимся. С собой в небытие всё равно не возьмёшь, а живущим пригодятся. И главное своё сокровище - бессмертие- отдал не кому-нибудь, а Прометею, находящемуся в жёсткой оппозиции к Зевсовой команде, тем самым поддержав опального титана морально. А ведь рисковал весьма. Мог же уязвлённый Зевс не утвердить обмен, и страдать тогда нашему кентавру до конца времён.
И такая ещё видна перекличка с временами гораздо более поздними, чем те, о которых повествует легенда. Во времена мифических персонажей это, видимо, было делом обычным, а вот с приходом в мир христианства прервать собственное существование, даже будучи тяжело и неизлечимо больным, стало считаться греховным и богопротивным делом. И в общественном мнении соответствующие взгляды укоренились прочно. А так ли это на самом деле? Коль скоро смерть есть неизбежный финал жизни, то не логично ли вместе с правом на жизнь закрепить и право живущих на смерть (при условии добровольности и осознанности выбора)? И не надо никаких потусторонних негативных проявлений в виде адовых мук и тому подобного.
Вот такие мысли вызвало. Извините пожалуйста, Ольга Николаевна, что плавно перешёл от литературы к философии и если увидел в Вашем произведении то, чего в авторском замысле не было. Ну, на то она и классика, что многогранна.
А Ваши произведения действительно классического уровня.
С уважением. Алексей.
С Днём Победы Вас, Ольга Николаевна! Всего Вам наилучшего и мира всей нашей стране!
Алексей Петрович Утенков 09.05.2014 17:36 Заявить о нарушении
Очень рада Вашей высокой оценке. Большое спасибо за вдумчивое прочтение и философские рассуждения: именно они имеют особую ценность для автора.
Единственно, не могу с Вами согласиться насчёт своевольного ухода из жизни. Дело в том, что Хирон отказывался не от жизни как таковой, а от - бессмертия, ибо бессмертие превращало его муки - в муки бесконечные, а отравление ядом гидры сводило на нет его сверхспособности... Мы же - люди СМЕРТНЫЕ: рано или поздно каждый - несмотря ни на что - расстанется с жизнью. НО прерывать её - запрет не праздный, поскольку человек часто бывает подвержен отчаянию, когда ему кажется, что выхода просто нет. Но бывают в жизни и чудесные исцеления, и внезапная перемена жизненных обстоятельств и неожиданный поворот судьбы, открывающий ВДРУГ (а "вдруг" ли?..) совершенно новые горизонты. Именно поэтому Господь говорит, что уныние - грех. А вера, любовь и надежда - вот три сестры, на которых каждый человек - может и должен! рассчитывать. Бывает, что только к концу жизни своей человеку становится понятна миссия данного его воплощения на земле... Не знаю откуда, но во мне есть необъяснимая - мистическая! - убеждённость, что убивать себя - НЕЛЬЗЯ.
С глубоким уважением и радостью общения
Ольга Николаевна Шарко 09.05.2014 20:20 Заявить о нарушении