Журавушка. Памяти Татьяны Самойловой

           Думаю, что нет имени более загадочного и мистического, чем актриса Татьяна Самойлова, которая почила с миром   в  день своего рождения  4 мая 2014 года в  восемьдесят лет - возрасте, отпущенном при бОльшей крепости самим Господом.  Умерла она тоже по-божески – от сердца.  Светлая память!!!

           Она была нестандартом, экзотикой…  инопланетянкой!  На фоне советской повседневщины в кино появилось нечто такое, что не вкладывалось ни в какие обычные рамки. К её чести, именно это заметил кумир поколения 50-х, неповторимый Жерар Филип.  С момента их встречи на Х1 Международном Канском кинофестивале в 1958 году, где фильм  «Летят журавли» с её участием получил гран-при,  только с  ней он желал сниматься и не где-нибудь, а в экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина». По-видимому,  это был его выбор.  Однако,  творческое партнёрство  двух уникумов в условиях «железного занавеса» так и не состоялось: в то время Госкино заранее наложило вето  на её возможный контракт, а через полтора года не стало самого Жерара Филипа.

               
          Как и  откуда  могла произрасти эта удивительная сущность, а потом уже актриса? Говоря газетным языком,  Татьяна Самойлова родилась в семье прославленного советского актёра Евгения Самойлова, который  был обласкан властью и любим  народом. Жизнеутверждающие  образы, созданные артистом в комедиях  сороковых и пятидесятых годов,  привносили радость и гармонию в социалистическое мировосприяние. Зрители влюблялись в героев Самойлова, и он стал подлинным  кумиром на советском киноолимпе. И какое-то время он был единственным…

          Потом его сменит  интеллигентный Баталов, с котором Татьяне Самойловой  и  предстоит сыграть  первую и самую «венценосную»  роль в своей творческой биографии. Роль трудную, заключавшую судьбу девушки, изменившей любимому человеку, ушедшему на фронт.  Студентка Щукинского училища сумела придать  героине черты собственной индивидуальности, которые настойчиво пробивались через мировосприятие обычной женщины типа «хомосоветикус». На словах – в своих интервью – она не считала этот образ положительным и утверждала, что «Веронику  восприняла хрупким, поверженным войной существом, в одночасье осиротевшим. Она осталась одна в огромном, полыхающем пламенем мире...»  А изнутри…  она наделила её таким личностным зарядом, который заставил сотрясаться зал каннского фестиваля от аплодисментов и рыданий. Это была не  обычная психология «женщины войны», прежде всего – любви… с  отчаянием, и изменой, болью и одиночеством.

         Чувственный и эмоциональный накал Татьяны Самойловой был настолько  высок, что её игра ошеломила всех членов жюри и  зрителей. Известный советский кинематографист Сергей Юткевич, входивший в состав жюри Канского кинофестиваля, вспоминал насколько восторженно встретили всегда невозмутимое жюри и обычно чопорная публика дебют молодой конкурсантки, состоявшийся 3 мая. По его словам "фильм одержал огромную победу и вчера никому не известная воспитанница Училища имени Щукина стала мировой кинозвездой Высшего класса".
                Татьяну Самойлову, как виновницу торжества, не только "расстреливали" вспышками "блицев" фоторепортёры, но обнимали, целовали десятки восторженных зрителей. Свидетельнице собственного триумфа, стоявшей на балконе в "ложе почёта" и в волнении раскланивавшейся, были хорошо видны слёзы хозяйки вечера Даниэль Дарье и других членов жюри. Сама актриса говорила, что особенно их потрясли сцены проводов Бориса на фронт , бомбежки, смерти Бориса, и её «пробеги». «В глазах членов жюри появились слезы, - вспоминала она. - хотя им не положено проявлять свои чувства. Когда показ завершился, была долгая-долгая овация". И это при том, что ни одной «постельной» сцены не было. И вообще, думаю, что она не играла, она… жила судьбой героини! Это и есть гениальное, что никогда не устаёшь пересматривать, как  величайшее произведение искусства. Ведь те импульсы, которыми она наделила свою героиню, были безотчетно переданы и нам  её чутким сердцем.         

           От своих родителей Татьяна Самойлова генетически унаследовала художественные способности. Так, её отец был способным художником, и только случай привёл его в кино и на сцену. Мать, Зинаида Ильинична Левина,  отличалась большой музыкальной одарённостью. Сама же Татьяна, окончив балетную студию при МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, могла бы продолжить обучение в балетной школе при Большом театре, куда её приглашала сама  Майя Плисецкая.  Но  воспитанная  в почитании искусства театрального на спектаклях отца,  Татьяна не мыслила для себя иной профессии. Видимо,  её чувственный мир был настолько бескрайним и глубоким, что лишь в на сцене и в кино, вырвавшись - подобно реке, из оков берегов - он мог быть востребован. Она была актрисой органически. Само её происхождение давало подобное многоводие: отец был русский  с небольшой английской кровью, мать – польской еврейкой. Она и красива-то была как-то по особенному:  походила на инопланетное  создание с удивительными раскосыми восточными глазами,  по-европейски была элегантна, а по духу  – русская аристократка. Магнетическая внешность находилась в гармонии с интонациями звенящего, словно колокольчик, музыкального голоса. Отсюда такая соприродность с другой героиней...



              Волею судьбы Татьяна Самойлова смогла, наконец, в 1967 году  сыграть роль Анны Карениной в фильме Александра Зархи. Трепетной и скромной советской "журавушке" предстояло перевоплотиться в русскую красавицу-аристократку. Сам режиссер так изначально комментировал свой выбор: "Можно было пригласить на роль Карениной талантливую красивую актрису. Но мне казалось, что погоня за банальной доходчивостью упростит дорогой всем образ, лишит его пленительного своеобразия и загадочности, которые были в Анне». Её партнером по фильму стал Василий Лановой. Думаю, это отнюдь и отнюдь не случайно. Ведь этот артист когда-то был мужем Татьяны, причём, что очень важно – её первым мужчиной. Но она не захотела иметь детей тогда,  полагаясь только на фортуну, которая ей уже один раз щедро улыбнулась. Ведь совсем недавно было, казалось, всё то, что способствует мировой славе: многочисленные интервью, светские приёмы, фото на обложках журналов, предложения контрактов во все концы мира, включая Голливуд. Но всё это осталось там во Франции - за пределами её реальной жизни, ибо она принадлежала не себе, а своей стране с жесткой и непримиримой социалистической идеологией "холодной войны".   В жертву профессии были принесены материнские чувства, хотя честолюбие, как покажет время,  наказуемо, ибо настоящих ролей  не будет. Кроме этой… Анна Каренина! В ней   та же  дворянская стать, культура и шарм, надрыв и  естественность, которые описаны Толстым в романе.

         Имела ли она ввиду разрыв с Лановым, когда играла заключительные сцены?  По жизни  - нет, ведь в это время в её жизни появилась другая, ещё более страстная любовь… Ею был венгерский актер Миклош Габор, с которым она снималась в фильме «Альба Регия».  Но по ряду причин страсть, накрывшая её «с головой», как ураган, не смогла иметь продолжение… Свои болезненные и мучительные переживания и передала актриса в роли Анны Каренины. Если бы это был Лановой, она бы не играла с ним. Господь ещё никому не давал таких сверхчеловеческих мук. Скорее, Вася стал её пристанью, ангелом-хранителем. Но только на время съёмок фильма, то есть два года. Он был женат.  А она потом ещё два года не могла выйти из образа. И это была уже болезнь. Скажу в заключение:  глядя на экран - трудно поверить, что актёры не играли самих себя – настолько им удалось передать мучительную всепоглощающую любовь и страсть героев. Это говорит только об одном: человеческая душа –  величайшая из тайн.

                Древнегреческий мудрец Солон считал: что никого нельзя назвать счастливым прежде его смерти.  Думаю, что конец этой до боли одинокой, но гордой женщины был  достойным  завершением пути  жизненного.  Да, не хватало средств, но это не самое главное. И она сама это отчётливо, как никто другой, осознавала. А в последних интервью, телевизионных и в печати, мы увидели лицо просветлённого и даже счастливого человека.   Каким и был её журавлиный путь!

               

                Этот путь был  хрупок и непрочен.
                Но он дал знамение всем нам:
                Мир прекрасен, если и порочен,
                Милость… в возвышенье к небесам!
                Оттого  чудесны  жемчуга
                Чёрных глаз печальных и бездонных,
                Что горят в них  журавлей века
                Среди волн  житейских своевольных.
                Плавятся на роковом огне,
                Постигая ветошь нашей жизни.
                Чтоб взметнуться к новой вышине,
                Сбросив  сомн страстей без укоризны.
                Так лети же,  добрая душа!
                Не забудь ту землю,  где любила.
                Где жила и пела… без гроша.
                Лишь бы сердцу было сладко, мило!

                8.05.14



_________________________________

 «Летят журавли» — советский чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые».Создатели фильма  «Летят журавли» были удостоены Гран-при. «Летят журавли» стал единственным советским фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь». Удачная работа Татьяны Самойловой тоже не осталась незамеченной, актриса получила специальный диплом за лучшую женскую роль и премию жюри «Апельсиновое дерево». – прим. автора.


Рецензии
Прекрасное эссе и стихи под стать!

Валентин Брилев   26.07.2015 15:01     Заявить о нарушении
Благодарю Вас!
МИЕГ

Мир Искусства Елены Грислис   28.07.2015 23:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.