Итоги одного года. Часть вторая - 12

Педагогический дневник

Продолжение:

СЕГОДНЯ МЫ ПРИВЫЧКЕ ВРЕДНОЙ - СКАЗАЛИ С РАДОСТЬЮ: «ПРОЩАЙ!»

Характер питания, режим труда и отдыха

3 февраля 2001 года

       Елена снова не выполнила домашнее задание. Александра, по всем внешним признакам "умница и отличница",  поступает хитрее: выполняет только два первых номера, старательно и аккуратно, почти никогда не делая третий. Злата спит на уроке, а на контрольной - в тетради Наташи. И вообще, в последнее время меня не покидает ощущение несобранности и расхлябанности класса. Чувствую, что частично это идёт и от моего настроя, но не до такой же степени! После уроков начинаем разбираться в причинах. Одна из них банальна: всеобщее нарушение режима питания, труда и отдыха. Примеры просты: Радик приходит домой после второй смены, ужинает и вновь садится за уроки, выполняя домашнюю работу. Не потому ли там одни закорючки и грязь? На утро просыпается уставшим и даже прогулка до магазина за хлебом (а этого мало!) не восстанавливает сил. А сделав вечером уроки, ребёнок успевает посмотреть вечерний фильм. В итоге-медленное засыпание и плохой сон. Умственный труд должен чередоваться с физическим, работа – с отдыхом. Гармоничное распределение занятий ученика в течение суток, не допускающее умственных или физических перегрузок, является одной из важных составляющих режима дня, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Этого-то мы сейчас и не наблюдаем. Не режим дня, а сплошной хаос дел и событий, со значительной умственной и нервной перегрузкой. Причём утомление становится стойким и всё труднее поддаются коррекции. После активного трудового дня детям нужен хороший отдых и полноценный сон. У большинства детей 5-го "а" и "г" класса отход ко сну происходит около 24 часов, тогда как лучшее время — после 22 и до 23 часов. Вместо прогулки, вместо спокойной музыки, чтения доброй книги перед сном просматриваются фильмы возбуждающего нервную систему характера.
        А что мы имеем относительно режима, характера и качества питания? Речь идёт даже не о сочетаемости продуктов (хотя здесь к традиционной системе питания можно предъявить много обоснованных претензий), а о своевременности приёма пищи и её доброкачественности. В классе есть дети, которые первую половину дня проводят в школе, довольствуясь весьма скромным "перекусом" около 11 часов, а вторую — на секциях и кружках. Причём обедом для них часто бывает банка газированной "Пепси" или "Спрайта" с булочкой и чёрствой котлетой. Горячий и сытный обед, он же ужин, получается только перед сном: всё это перегружает ферментативную пищеварительную систему желудочно-кишечного тракта, способствует развитию разнообразных ЖК-патологий. Но даже и позднего обеда не имеют дети из неблагополучных семей, приходящих в школу в основном только поесть, находящихся на разных стадиях истощения, белковой и витаминной недостаточности.
       Подобного "режима" придерживаются и многие из взрослых, что уж говорить о детях. Занятые "добыванием денег на пропитание" родители теряют всякий контроль над жизнью собственных детей, подчас обвиняя во всех неприятностях с ними школу и кого угодно, кроме самих себя.

Продолжение следует:


Рецензии