Чемпионат Балтии-2014. Смирнов, Снег, Серегина
Но как-то нужно группировать свои заметки для продолжения разговора о поэзии. Возьмем за основу один внешний, случайный фактор, и один – пожалуй, основной: постараемся соединить в этом обзоре совсем непохожие друг на друга стихи.
СМИРНОВ Сергей, Кингисепп (Россия). "На игле".
http://www.stihi.ru/avtor/ssmirnoff13
Когда-то я читал, что сочинение стихов – это тоже, в некотором роде, зависимость, чем-то сходная с наркотической. Однажды «подсев», очень трудно вырваться, да и сам процесс творчества( и отхода от творчества) сопровождается болезненными ощущениями в области самоуважения. То, что поэт при этом тратит свое здоровье (кстати - не на близких, а только на потенциально близких по духу), тоже весьма сходно с осуждаемой обществом наркоманией. Алкоголизм, конечно, вряд ли лучше, но это – скорее ближе к песенному жанру.
Быть может, оттого я не удивился названию подборки Сергея Смирнова. Надо сказать, что Сергей - один из моих любимых авторов-логиков, у него построение стихотворения, образы и изменение образов в стихотворении очень логичны, по-мужски логичны. Ружье, висящее на стене, стреляет всегда, причем в тот момент, когда это необходимо по замыслу автора пьесы; некоторая свобода в оформлении стихов, некоторая неточность рифм компенсируется стальной, литой необходимостью: слово должно находиться именно на этом месте и на этом месте должно находиться именно это слово. Его стихи легко разбирать – они, как хорошо смазанный, работающий механизм – последовательны и поступательны. Вот, я уже и не знаю, хвалю я подборку Сергея или ругаю за предсказуемость.
http://www.stihi.ru/2014/01/06/6861
Так, в первом стихотворении – «Памяти музыкального центра "ВЕГА-119"», если алмазная игла – то, обязательно, найдутся на неё ангелы, если дорожки – то только те, неведомые, с невиданными зверушками… Ностальгия – полновесная, советская; виниловые диски – хорошо, Си-Ди – плохо, не живо, они не настоящее, как поддельные китайские новогодние игрушки, от которых, как водится, радости нет… Очень понравился образ черных дыр – виниловых дисков, который, опять таки, согласно своему местоположению в окончании стихотворения, непременно должен был быть каким-либо образом завязан с первой строфой… Он и завязан - то, «большое и темное», как горе от сломанной иглы, наверное, и есть тень от черной дыры, «где прошлое плотно спрессовано». Вы знаете, наверное, я все-таки хвалю первое стихотворение Хоть что-то в нашей жизни должно быть основательным и постоянным. Как качество, как тоска о прошлом.
http://www.stihi.ru/2014/01/07/4698
Но вот – о чем второе стихотворение этой подборки? «Вечерами он лепит горбатого»… Кто сказал, что « куклу вуду» нужно обязательно шить? Кто определил, что её нужно обязательно проткнуть иголками, чтобы хозяин, живой человек, которого изображает кукла, мучился? А если, тот, кто создает куклу, этого гомункулюса, этого горбатого, никому не нужного, мрачного уродца, и есть – прототип аватара? Что, если это себя он предлагает миру – берите даром, за здорово живешь? И. когда не находит никого, кому был бы интересен, хоронит – на том кладбище, где захоронены забытые, никому не нужные люди, куклы? И каждый вечер – лепит заново, с надеждой – отдать в добрые руки, пристроить, найти кого-нибудь, кому – нужен? Ведь горб его – возможно, сожженные крылья, а, быть может, нераскрывшийся парашют, с которым этот человечек(человечек ли?) сброшен с небес? Оттого и «злое клеймо прокажённого», отброшенного, ненужного ангела – или демиурга, или - человека… Страшное стихотворение, страшная, бесконечная история…
http://www.stihi.ru/2014/01/07/12652
Третья игла - игла для татуировки, наколки. Купола, профиль Сталина, профиль любимой – то, что существенно, то, в чем жизнь и смысл жизни, накалывали себе на тело. Ближе к сердцу, если это очень важно. Я не беру в расчет сегодня модные украшательства, хотя , признаться, с искренним интересом жду то время, когда можно будет увидеть разукрашенных тату бабушек на городском пляже. Главное в татуировки из третьего стихотворения – это желание его героя – быть в мире и быть миром, ощущать причастность ко всему миру, ко всей планете. Говорят, космонавты уже не могут видеть землю прежним взглядом, после того острого ощущения хрупкости и опасной зыбкости нашего мира, который им предстал. Оттого ли, но мне показались очень интересными строки последнего катрена: герой Сергея, «виртуоз приключений, крутых путешествий мастак», то есть, исследователь себя, своей души, своего внутреннего «я», спрашивает:
«если мир в человеке,
каков человек на миру?»
Какой-то захватывающий, даже не буддийский, конфуцианский вопрос… И, отчего-то прочиталось: «человек на ветру»…Может быть, оттого, что в мире сейчас – ветер, сквозняк и все зыбко и страшно? В любом случае, отнесу эту подборку к образцам философской, раздумчивой лирики, быть может, не к самым ярким образцам на Чемпионате, но очень крепким и достойным.
СНЕГ Александра, С-Петербург (Россия). "Островитянка".
http://www.stihi.ru/avtor/aleksandrasneg&book=6#6
Эта подборка на Чемпионате была для меня, если не откровением, то находкой. Я услышал ранее незнакомый, слегка сбивчивый, интереснейший голос, пошел на него и …поверил Александре. Вот первое стихотворение:
«Запонка».
http://www.stihi.ru/2013/09/01/9353
«Но однажды чашка падает со стола
И с ухмылкой молнии ночь вторгается грозовая..»
Ух ты, какой образ! И – действительно – грозовая ночь, усмешка молнии…Похоже, теперь, при каждой грозе я буду вспоминать эту кривую ухмылку. А что чашка? Да, тревожный образ, говорящий, что все разбито, не склеишь…
«Сердце в оспинах, запертое на карантин
Права голоса лишено.
"Я решил, прости.
Ты ведь чувствуешь, что-то не клеится, как ни бейся?.."
И опять – сердце в оспинах, спрятанное в карантин – какой шикарный образ! Тут – и былые сердечные раны, и сжатые в кулак эмоции, и – переход руля к разуму, не к чувству… И – вы посмотрите, как сыграла чашка первой строфы! «-то не клеится, как ни бейся…» Каков изящный каламбур! И – намек на подмену прошлого - будущим, разума – чувствами; фраза- перевертыш, как перевертыш – ситуация, в которую попали герои.
«Бесконечного одиночества рельсы, рельсы
Убегают в её ямочку на груди.»
Образ, конечно, тот еще образ…Красиво, эротично, да…Оценил, но показалось несколько спорным …но привлекательно, чувственно даже…
«И она кивает (кажется - это бред,
Ведь они касались друг друга так много лет,
Посчитай витки!..)»
- замечательно! Года – витки вокруг солнца…очень …романтично, и точно ведь!
«Из трещинок на коре
Вытекает живица. Листья кружатся в вальсе.
Сколько ты корнями наживо не сплетайся
В мире всё не навечно, конечно, нет.»
Так, а это откуда? Сплетенье корней, два дерева… Не было этого образа обозначено в стихотворении… Нет, был! Ох, вот откуда рельсы растут!
«Как больно, милая, как странно…» - вот оно. «Трясясь в прокуренном вагоне , …. Всей кровью прорастайте в них…» (с) и опять – идея-перевертыш: здесь уже – про добровольную разлуку, антитеза разлуке случайной, трагичной…
«И они какое-то время ещё летят,
Но потом кончаются силы, искра, заряд»
Как две звезды, как две кометы? Вокруг солнца, а падать – на землю? И, этот образ, как дополнение к тем виткам, которые вокруг солнца.
«И приходит зима - небритый старик-маляр,
И закрашивает дома и планы слепяще-белым.»
Небритый - колючий, все правильно… А если есть расхожий стихотворный штамп : «зимой начинаем жить, как с чистого листа», то кто-то должен сделать этот лист чистым, белым… Но зима – не живописец, тот, наоборот, делает из чистого листа яркую картину, тут опять образ-оборотень, образ--перевертыш, зима не художник, маляр… Вот это да!
«Просто жизнь открывает большой чемоданный рот,
И в него отправляется (страшно) : за годом год,»
А вы знаете, это еще одна очень точная и (для меня) личная деталь: Раскрытый рот чемодана, отъезд, печаль, страх неотвратимости и невозвратимости расставания.
«Наконец всё сложено, съёжено, не суще...»
Несущественно, неважно, или – не существует? Обрыв слова или – обрыв, да в холодную воду? Или, наоборот – время замерло, спрессовалось, изменило свой бег? Ведь, в такие минуты у времени меняются свойства, бывает такое в жизни, ох, бывает, сам застывал во мгновениях, как в вязкой смоле, да так, чтобы в ушах громом: то ли шаг секундных стрелок, толи грохот ударов сердца… что сказать, это жизнь…
А что дальше в стихотворении Александры? А дальше еще одна трансформация, уже в сказку.
«И они в себя приходят, как после кори,
Растеряв все навыки и слова.
Отступают войска - тяжёлые времена,
Не забыто главное - тайные имена,
Так когда-то уже начиналось - был он, она...»
Кто сказал, что любовь – болезнь? Кто-то мудрый и грустный. А у нас любовь – выздоровление, мы очнулись, как после бреда, после сна, после обморока, мы начали жить заново – растеряв все навыки и слова, и теперь придется все заново, заново давать имена, всему вокруг, кроме любимого и любимой. Так уже начиналось, так уже было – были только он и она….
«И "навечно", конечно, есть.
Впереди - весна.»
Все-таки, сказка,…Все-таки, только там – весна навечно, любовь бесконечна и прощанья только на миг. На тот самый миг, на который « с любимыми не расставайтесь…»
………………………….
…………………………
http://www.stihi.ru/2014/02/26/4094
«Человек лежит в темноте что густа и волгла,
Как изнанка земли, или зимних небес язык.
Человек не кричит, не плачет, не воет волком
Человеку давно так плохо, что он привык.»
А вот от этого стихотворения - мороз по коже, видимо, все-таки очень влияет на прочтение образов стихотворения больное, недавнее, личное…
«И текут под веки сюжеты от Сальвадора,
Или Босха, (и как вмещает их голова?)
У него наяву - завявшие помидоры,
И погибшие в первых заморозках слова.»
Дали, плавно перетекающий в Босха…Очень похоже. Температура, бред, темнота, липкая паутина, которая медленно вращается вокруг тебя, постепенно превращаясь в толстые морские канаты, которые обволакивают, сдавливая ужасом и вдруг, внезапно, тают, как Бастинда от воды; то ли от испарины на лбу, то ли просто – от рассвета…
Но – «завявшие помидоры», «погибшие в первых заморозках слова» ? «Прошла любовь…»(с) Прошла или – не начиналась? Или, начавшись, отступила, от первых морозов, от недостатка слов? Отступила в вековечное начало, туда, где темнота, густая и влажная, туда, куда брошено зерно – в землю, в изнанку бытия, в то темное, что есть начало и конец, страх и надежда. Тогда – это больше, чем болезнь, тогда это – бытие. А слова – вначале было слово. А, быть может, это слово и есть – начало всего, или, скажем иначе, все, вся вселенная – это и есть Слово?
«Очень жалко птенцов. Неужто никто не выжил?
Ну-ка я похожу с фонарем, поищу еще.»
Сравнение слов с птенцами, с еще не ставшими птицами, тронуло и где-то, глубоко в душе, отозвалось согласием с таким образом – «крылатое слово»…» «Поищу с фонарем» - человека ли ищем?
И вот, развязка:
«А потом в груди где только что бил набатом
Прошлогодний гром, и молнии жгли до искр,
На остывшей почве находится вдруг... крылатый
Теплый, полуживой, из вымерших тварей, из
Тех времен когда еще было - звучало- слово.
Человек подставляет ладони, не верит сам
В то, что это возможно - рождение, вспышка, снова
Голубая весна, любимые голоса.
А пичуга уже вьет гнездышко в изголовье,
С хрустом вечные льды зимы исчезают с карт...»
Голос автора слегка дрожит, Александра захлебывается, теряет слова и звуки – вся в радостном предвкушении, в надежде, в мечте. И вот оно – окончание стихотворения и начало – нового дня, жизни, весны, вселенной:
«Человек размыкает губы, плюется кровью
Начинает петь.
И на голос приходит март.»
………………………
……………………….
http://www.stihi.ru/2013/11/20/9754
Третье стихотворение цикла обычно делается самым ударным, чтобы читателю запомнилось, врезалось в память – ведь сильнее, ярче запоминается окончание фразы. Александра, но мой взгляд, пошла на некоторое упрощение, снижение громкости. Третье – стихотворение с раздумчивой, чуть усталой, нет, скорее опустошенной интонацией. Замечательно начало стихотворения:
«Апостол Михаил - ладонь его - апостроф,
Вновь говорит что суд пока не про меня.»
Яркий, живой образ, который легко представить – страж ворот с вытянутой вперед, отталкивающей ладонью: стоп. Ты еще не готова…
«Пустыня впереди, и взгляд искать устал
Хоть камешек, хоть знак, хоть след от лунохода» -
Тоже, очень хорошо, очень образно – ощущение одиночества, заброшенности(«на лунный диск») – переданы великолепно…
Тот же голос, с пропуском (неважных?) слов, та же некоторая торопливость в середине стихотворения, но все же, по напору, по блеску, по образности оно явно уступает первым двум стихотворениям подборки. Общий образ – островитянки прочитывается и как намек на Пенелопу (с островом – Итакой), и как прямой отсыл на Эльзу, с рубашками из крапивы, такую же одинокую, ждущую и верящую. И в тот же момент, последние строки стихотворения ставят черту, границу между образами этих героинь и сегодняшней героиней. Но эта, сегодняшняя, совсем не островитянка, вместе с прошлой наивностью и верой в сказки отбрасывает что-то важное и нужное, то, ради чего ей, наверное, и был дан второй шанс. Печальное стихо. По своей ценности, по моему впечатлению, все же несколько нивелировано с традиционными «женскими плачами» о загубленном вчера и о себе, любимой, потерянной, изменившийся. Для такого сильного автора, как мне кажется, это –шаг назад.
СЕРЕГИНА Алина, Томилино (Россия). "В защиту Муз".
http://www.stihi.ru/avtor/blondy892006
http://www.stihi.ru/2013/12/10/9452
А вот в этом случае ситуация обратная. Первое стихотворение едва не загубило мой интерес ко всей подборке, пространно и банально рассказывая о взаимоотношениях Поэта и Музы (да, именно так, с большой буквы!) И при этом ирония, если и есть, то старательно скрыта за книжными листами, чернильницей, гитарой и прочими романтичными бреднями. После таких текстов мой мысленный совет автору обычно таков: «Купи себе кошку, назови Муза и мучай хоть 12 часов в сутки!»…
Но вот от второго стихотворения я растаял…
http://www.stihi.ru/2014/01/27/11949
Шоколадка
Сегодня так: уже нельзя обратно!
Куда теперь, раз села у огня?
Ты стягиваешь фантик аккуратно
С подтаявшей от нежности меня –
Снаружи – яркой, под обёрткой – сладкой,
Но лучше не выбрасывал фольгу б!
Я буду самой горькой шоколадкой,
Касавшейся твоих горячих губ…
Глазами этой бездны не измеришь,
Словами не ответишь на искус!
Я знаю: ты и сам себе не веришь,
И осторожно пробуешь на вкус.
Я тоже не могла себе представить,
Что стану вдохновением творца,
И буду таять, таять, таять, таять
До срока – да, но – нет, не до конца!
Целуй меня, пока я отвечаю,
И верь в меня, покуда я не лгу…
Пока могу, горчу, не огорчая,
А после – просто спрячусь под фольгу.
Удивительно приятное, очень эротичное(но без пошлости) стихо, с чудесными образами, не только точными, но и глубокими. Просто удивительно, как это стихотворение еще не разошлось массовым тиражом по разного рода сайтам знакомств и просто сайтам, женским «дневникам» и всему тому, что заменяет сейчас девичьи «песенники» тридцати-соракалетней давности. Ну, или альбомы дам века девятнадцатого. Говорю это без малейшей иронии, абсолютно серьезно – текст очень достойный, хорошо и красиво сделан, со вкусом иронией и позитивом, и я был бы рад видеть такие образцы среди массовых текстов.
http://www.stihi.ru/2014/04/05/10731
Третье стихотворение продолжило приятное знакомство с Алиной. Очень хорошее, основанное на игре слов стихотворение лукаво улыбается своему читателю, и, некоторые намеки позволяют отнести его также, к хорошей любовной лирике. Да, то, что эта лирика приправлена иронией, улыбкой, рвущимся из горла счастьем – это просто замечательно. Честное слово, набила оскомину исповедальная любовная муть, похожая, как стали похожи все несчастные семьи в нашем мире. Это счастливые, которые являют собой исключение из правил, стали разными, непохожими. Это счастье стало редкостью, ценнейшим и редчайшим даром, и в своей уникальности стало интересно.
Второе и третье стихотворение Алины – также, приятное исключение из «глубин женского страдания», они радостны, солнечны, игривы и блестящи.
Снимаю перед автором шляпу и с улыбкой буду ждать появления её на Кубке, этой осенью.
Продолжение следует…
Свидетельство о публикации №114050705737
Спасибо, Вадим, за внимание и понимание!
С уважением, поэт-логик,
Сергей Смирнов-Ямбург 07.05.2014 17:47 Заявить о нарушении