Путешествуя по миру на поезде воображения

«Я убежден, что наиболее важное отличие человеческого существа от всех прочих — это сила воображения». (с) Кен Робинсон


Мы все мечтаем о странах далёких.. О жарком солнце и прекрасных волнах..
Но, к сожалению, мы знаем, что не всегда является возможным воплотить все свои мечты в реальность. Заглядывая в свой обшарпанный десятилетний кожаный кошёлек, зачастую мы понимаем, что этим летом мы снова будем сидеть дома на уже таком знакомом диване, попивать полуостывший чай и смотреть телевизор. Вас такая перспектива радует? Могу с уверенностью сказать, что нет. Однако, отсутствие материальных средств в вашем кошельке не является помехой к тому, чтобы этим летом побывать в привлекающих вас местах.

«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию», - говорил Альберт Эйнштейн. Вы, наверное, спросите меня, зачем я вам сейчас процитировал этого великого гениального человека? Поверьте мне, это не зря. Подождите минуту, переварите эту цитату. Я подожду. Готовы? Продолжаем.

Так вот, вы когда-нибудь думали о том, что воображение – это неиссякаемый источник, полный различной самой прекрасной информации, с помощью которого мы обретаем способность материализировать свои мысли и желания. Читая книгу, вы, наверное, не раз замечали, как перед вашими глазами предстают картины действий, описанных в них. Но как эти картины возникают? Это результат долгой работы вашего воображения. Думая о чём-то, читая что-то, наше подсознание формирует мир из уже накопленных в вашем мозге воспоминаний и подгоняет всё это к чему-то идеальному, что может полюбится вам, материализируя картинки на сетчатке наших глаз, словно они есть экран в кинотеатре. Вы, наверное, читатель мой, смышленый человек и должно быть уже поняли, к чему я подвожу эту мысль, не так ли? Вы уже меня осудили за мои методы? Не спешите. Вы просто попробуйте. Помните, воображение безгранично. Оно способно на всё, оно способно создать тонкие фантомо-образные материи лиц людей, улиц городов, букв в книгах и перенести нас в другую эпоху, эру, отправить нас на момент и вовсе в другое измерение. Своего рода выход в астрал, только без покидания физического тела, или быть может, путешествие в дальнюю страну без единственного движения.

Впервые всю прелесть путешествия на поезде под названием «Воображение» я совершил много лет назад во время прочтения великолепной книги Ильфа и Петрова «Двенадцать Стульев». Именно тогда я впервые смог прочувствовать, на что способно наше воображение. Те картины, что предстали моему взору, до сих пор зачастую всплывают в моей голове в своей прежней невероятной красе при упоминании книги. Точные линии, идеальная детализация окружающих меня вещей, даже запахи. Тогда я не придал особого значению всему тому чуду, созданному частью меня же, считая, что это лишь открылась ещё одна из неведомых ранее мне чертог человеческого разума. Обычная, самая простая частица меня. Тогда я даже не подозревал, каким образом можно заставить воображение работать на себя.

Моё внезапное озарение, открывшее мне воображение не только как одну из способностей человеческого мозга, а как невероятный дар, нечто совершенное, нечто особенное, пришло ко мне во время прочтения Евгения Онегина. Я лежал на полу, устланном тёплым пушистым ковром, медленно листал пожелтевшие от лет страницы книги и внимательно изучал каждое слово употреблённое Александром Сергеевичем Пушкиным. Я сам не заметил того, как строчки медленно стали расплываться перед моими глазами, буквы начали прыгать туда-сюда, формируя из привычного листа с текстом мир, описанный в произведении. Через минуту я уже стоял на мощённой дороге у брега, омываемого водами Невы, смотрел куда-то вдаль, наблюдал проходивших мимо меня людей и извозчиков мирно сидевших на облучке своих повозок в выношенных до дыр плащах. Строчки из книги казались были не видны и вовсе за яркостью представшей мне картины старого Петербурга, но я всё же читал их, но уже это было как-то и вовсе не осознано, машинально что ли, ибо весь я был погружён в этот мир. А вот я на балу уж, вот в театре. Я чувствую скуку и усталость. Я чувствую то же самое, что чувствует Евгений, пресытившийся удовольствиями светской жизни города. А вот я уж в карете еду к старому дяде, а вот уж в доме я его стою, оглядываясь вокруг и подмечая самые на вид незначительные детали.

Наше подсознание выдаёт нам всё то, что вы когда-либо видели под новым соусом, скомпановывает их так, чтобы оно нам всё казалось чем-то новым, невиданным. Но если внимательно присмотреться, то потихоньку тебя начинают посещать мысли из ряда: «Мне кажется, я видел эту лампу, стоящую в кабинете Евгения. Она была в моём старом доме в гостиной, да, точно, она была там. А этот красивый резной стул? Я видел его раньше, да, определённо, но я вряд ли сейчас смогу вспомнить, где именно он предстал моему взору.» Закрыв книгу, я моргнул разок и всё растворилось: реальный мир приобрёл былую чёткость, а от мира, созданного в моём воображении и следа не осталось. Мне этот опыт показался весьма интересным. «На что же всё таки способно наше воображение!» - воскликнул я улыбаясь и подорвавшись с пола, выбежал на балкон.

В тот день стояла невыносимая жара, я стоял молчаливо, курил очередную сигарету из коробки с надписью Marlboro Light и смотрел на прохожих, шныряющих туда-сюда по узким улочкам. Во мне бушевало непреодолимое желание новых открытий и познаний. Усевшись на маленький деревянный стульчик, я включил своё воображение на полную катушку и стал смотреть на те же эпизоды обычной Пражской жизни, словно сквозь невидимые волшебные очки. За той колонной выросло огромное персиковое дерево, а эта девушка больше не сидит одна на скамье со стаканчиком кофе –теперь она читает книгу по философии. А тот парень в чёрной куртке, что стоит у ресторана, вовсе не является охранником, а ждёт свою девушку, забежавшую туда за таким же стаканчиком кофе, как у той девушки, что сидит на скамье. Я закрыл глаза, подождал пару секунд, а потом открыл их вновь: картины, написанные моим воображением исчезли, словно их не было, возвращая меня в реальность.

А что если использовать воображение не для такой ерунды как эта, а для создания в голове материй тех мест, в которых так хочется побывать и на поездку в какие мы не имеем средств? Возможно ли прочувствовать всё то, что предстаёт перед глазами так, словно мы находимся сейчас там? Возможно ли совершить приятное путешествие из одной точки мира в другую за одно мгновения не совершая при этом ни единого движения? Мой ответ – ДА! Проверив на личном опыте, я с точностью могу сказать, что это возможно, даже более чем.

Опробовав различные варианты подчинения воображения своей воле, исследовав весь мир вдоль и поперёк, я понял, что моей обязанностью является рассказать остальным о том, что необязательно быть богатеем, чтобы путешествовать по всему миру и брать от каждого посещённого места максимальное количество приятных эмоций и ощущений. Так я составил пособие для начинающих путешественников, состоящее из десяти пунктов, которые как я считаю, смогли бы помочь человеку, который никогда ранее не пытался использовать воображение таким образом. Именно сейчас я думаю, я хочу, чтобы вы также как и я приобщились к группе «Вокруг света без единого цента» и погрузились в глубины своего сознания.

«Пособие для начинающих путешественников»

Пункт 1. Лягте на спину

Я лёг на всё тот же мягкий ковер и уставился в потолок, на котором висела прекрасная люстра. «Она пыльна уж», - подумал я и сразу же затормозил себя, ведь никакие посторонние вещи не должны были бы волновать меня в этот момент. 100% в последнюю очередь я бы думал о том, в каком состоянии моя люстра, если бы я летел в самолёте во Францию, или ещё какую-нибудь страну типа этой, о которой все грезят.

Пункт 2. Вытяните руки, ноги.

Я потянулся, раскинул руки, ноги в стороны, так словно я был морской звездой и снова посмотрел на ту самую пыльную люстру. Прямо всё внимание к себе своей пыльнотой привлекает. Когда вернусь из путешествия – обязательно её помою.

Пункт 3. Расслабьтесь.

Устроившись поудобнее, я начинаю ловить себя на мысли, что теперь люстра уже уходит на второй план моих мыслей, а моё тело превращается во что-то мягкое, воздушное и лёгкое как облако, потоки приятного тепла разливаются внутри. Покой, безмятежность; солнце, струившееся через окно в комнату, щекочет моё лицо, а лёгкий ветерок треплет волосы.

Пункт 4. Закройте глаза.

Я закрыл глаза и улыбнулся про себя, понимая, что сейчас я сел в купе поезда «Реальность-Мечта» и отправился по рельсам своего подсознания в далёкое путешествие, которого мне так не хватало. Сейчас мне так хотелось оказаться в Стокгольме, где нет этой жары, а солнце теперь раздражает только вампиров, а не всех даже самых простых людей, где так легко дышится, где так прохладно и свежо.

Пункт 5. Постарайтесь создать в голове образы, окружающей вас местности.

Именно в Стокгольм лежало моё летнее путешествие. Посмотрев миллионы различных документальных фильмов о странах и их культуре, я имел представление о том, как выглядит то место, в котором я так страстно желал оказаться. Постепенно в моём воображении начали формироваться различные образы. Сначала это были размытые контуры каких-то домов, которые едва можно было разглядеть, словно они были созданными для просмотра в каких-то специальных очках или что-то в этом роде, но вскоре они начали преображаться, трансформируясь, изменяясь, становясь чем-то отчётливым и ярким. Вот я теперь стою на одной из улиц Гамла Стана, района Стокгольма, более известного как «Старый город», смотрю на эти прекрасные разноцветные дома, ощущаю ступнями даже через подошву туфлей брусчатую дорогу, вдыхаю полной грудью свежий воздух, улыбаюсь. Я ступаю вперёд, внимательно окидываю взглядом то, что окружает меня; ступаю в переулок Мортена Тротзига, да тот самый узкий переулок шириной всего девяносто сантиметров. Медленно переступаю с одной ступеньки лестницы на другую, ощупываю руками стены, смотрю вверх, пытаясь увидеть сквозь крыши домов и ветви деревьев хоть маленький кусочек неба. И я увидел его.. Такое красивое, голубое, чистое… без единого облачка.

Пункт 6. Взаимодействуйте (с людьми, предметами и пр.)

Спустившись по лестнице вниз, я прохожу вперёд и поворачиваю в сторону небольшого кафе а-ля «постройка семнадцатого века», аккуратно тяну на себя массивную резную дверь и прохожу внутрь. Людей здесь оказывается немного: два парня лет двадцати пяти поселились за столиком в укромном углу кафе вместе с бокалами полными пива, а также девушка за барной стойкой вместе с тарелкой какого-то не очень-то сытного салата. Я прохожу за приглянувшийся мне столик, и удобно располагаюсь. Молоденький парень-официант подходит ко мне и сразу же протягивает меню. Он говорит мне что-то на шведском, я лишь киваю ему в ответ, делая вид, что понимаю всё, о чём он говорит, но на самом деле и единого слова не разобрал. С горем пополам я всё-таки сделал заказ.

Пункт 7. Прочувствуйте каждую деталь так, чтобы вы сами засомневались в том, что вы находитесь не в реальности.

Я провёл рукой по столу. Он слегка прохладный. Даже может быть не слегка, а очень таки прохладный. Мои пальцы касаются грубой деревянной поверхности стола, я чувствую каждую эту маленькую полосочку-впадинку на нём. Не люблю идеально гладкие столы. В них нет этой прелести. Хотя, как прелесть в этом столе? Не знаю. Просто он мне нравится больше, чем тот, что был в кафе в Венеции. Я начинаю говорить много ерунды, простите. Официант принёс мне блюдо: это была картошка аккуратно нарезанная красивыми дольками и коттбулар (да, те самые шведские тефтели). «Так..» - поблагодарил по-шведски я официанта и улыбнувшись, наклонился к тарелке, чтобы вдохнуть манящий аромат. Так я приступил к трапезе. Еда оказалась великолепной, она просто таяла во рту. Каждый кусочек её для меня казался чем-то невообразимо прекрасным, совершенным. Внутри у меня всё переворачивалось; буйство красок и чувств. Я невольно вспомнил о том, как впервые в своей жизни ел ореховое масло с тостом на завтрак и ощущал тоже самое. Тогда мне было не больше четырёх, но в моей памяти так чётко отложился этот момент, что я даже, казалось, могу сейчас видеть перед глазами ту самую тарелку, на которой лежит кусочек этого тоста. Такая маленькая, с голубой каёмочкой. Ладно, не будем углубляться в мои воспоминания и вернёмся к процессу познания миров, созданных нашим воображением. В общем, я даже не заметил, в какой именно момент на тарелке не осталось и единого кусочка чего-нибудь съестного. Пробежавшись глазами по пустой тарелке, я кинул взгляд на официанта и он словно прочитав мои мысли, быстренько примчался ко мне и положил счёт на край стола. Достав из кошелька нужную сумму, я вложил её в книжечку и встав из-за стола, дружелюбно отвесил официанту «Так со мюкет» на ломанной шведском, и неторопливо удалился из данного заведения.

Пункт 8. Запечатляйте увиденное

Во время своих путешествий, когда я всё глубже и глубже погружаюсь в своё воображение и картины, предстающие мне становятся всё красивее и красивее, невозможно отказать себе в возможности запечатлеть эти моменты на плёнки фотокамеры. Да, конечно, вернувшись из нашего путешествия на её карте памяти мы не обнаружим ни единого снимка, но разве запечатлевать мир можно только с её помощью? Конечно, нет. Всё можно делать с помощью воображения и зрительной памяти. Представьте, что наши глаза есть объектив фотокамеры. Наведите тот самый объектив на объект, который привлёк к себе ваше внимание. В моём случае это был маленький и на первый взгляд неприметный памятник «Мальчик, смотрящий на Луну». Многие люди просто «пролетают» мимо этого творения, не замечая его и вовсе, или лишь кидая на него свой краткий взгляд. Я никогда не был одним из таких людей. Я любил наблюдать. Любил наблюдать за тем, что творится вокруг нас. Люди слишком сосредоточены на своих собственных проблемах и каких-то масштабных проблемах а-ля «У меня нет денег, а так хочет купить ту шубу» и всё такое, а ведь прекрасное не в богатстве убранств и не в том, сколько монет сейчас находится в кошельке. Прекрасное-то так рядом, стоит лишь посмотреть на мир отвлечённым взглядом, и тогда поймёшь, о чём я толкую. Разве то деревце, что растёт за окном твоей комнаты уже долгие годы, не прекрасно? Разве тот прохладный ветерок, гнущий её тонкие веточки, не прекрасен? Разве то солнце, что медленно скрывается за горизонтом, не прекрасно? Иль, например, тот узенький переулочек, по которому я проходил сегодня.. Разве он не прекрасен? Быть может, вы не поймёте меня и назовете глупцом. Но что ж, ваше право. Но пожалуйста, попробуйте на досуге посмотреть на окружающие вас вещи по-другому. Быть может, вы откажетесь от своих слов, когда увидите всё то, что я вам так настойчиво пытался показать. Так вот, я опять что-то отвлёкся от основной темы. Я смотрел на этот памятник, пытаясь изучить каждую его деталь, словно мне придётся потом писать доклад о нём с упоминанием каждого выступа и даже незначительной смены линий. Какое-то неприкрытое очарование было в этом пятнадцати сантиметровом силуэте.. Несмотря на то, что я просто напросто скитался между материями, созданными моим воображением, всё это казалось настолько реальным, настолько ярким и чётким, настолько прекрасным и притягательным. Сфокусировав взгляд на заинтересовавшем меня объекте, я просканировал его ещё пару раз вдоль и поперёк, запечатляя на карте памяти своей внутренней фотокамеры, и сел на скамейку.

Пункт 9. Закройте глаза в мире воображения – материализуйте образ реальности

Я провёл рукой по слегка шершавой поверхности скамейки и закрыл глаза, представляя как сажусь на поезд и мчусь из Стокгольма в родную Прагу. Я захожу в купе, смеряю взглядом своего соседа в лице молодой девушки, которая теребит своими длинными бледными пальцами ручку саквояжа и уныло смотрит в запотевшее окно. Я думаю о том, куда она едет, почему она волнуется. Делаю свои предположения. Также смотрю в окно на пролетающие мимо прекрасные дали. Потихоньку все образы начинают сливаться в один, картинки перемешиваются, образуя собой большой пёстрый ковёр. Завихрившись обломки воображённых мной материй разбиваются в дребезги о грани реальности; я открыл глаза. Я находился в своей комнате: тот же мягкий ковёр подо мной, та же кровать, в которую упирается моя рука, тот же луч солнца, скачущий по моему лицу, и та же пыльная люстра над головой. Всё как прежде, всё как было в тот момент, когда я только упаковал свои вещи перед приятной поездкой.

Пункт 10. Синхронизируйте своё путешествие

Иногда, вернувшись в реальность, наш мозг просто кипит и мы едва ли можем понять какие именно чувства вызвало у нас посещение того или иного места. Чтобы осознать это, понять, что путешествие было приятным или наоборот совершенно скучным и унылым - нужно синхронизировать всё то, что с нами приключилось. Самыми лучшими синхронизаторами являются творческие люди. Если вы художник – сядьте за мольберт, возьмите кисточку, краски, нарисуйте то, что более полно запомнилось вам. Если вы писатель – достаньте свой блокнот, найдите в бездонном кармане ручку с наполовину использованным стержнем и опишите то, что потрясло вас больше всего. Если вы музыкант – сядьте за рояль, возьмите гитару, или любой другой инструмент на котором вы играете, и опишите мелодией то место, которое поразило вас своей красотой. А если вы фотограф – простите, я не знаю, что вы можете сделать. К сожалению, доступа к карте памяти, хранящейся во внутренней фотокамере у нас нет.

В общем, в заключение всего этого, я хотел сказать: воображение – самая необычная и самая прекрасная способность из тех, которыми мы обладаем. С её помощью мы можем абсолютно всё: осуществить все свои тайные мечты и желания, прокатиться по свету за пару часов, пройти вместе с персонажами любимых книг через все их приключения и в конце концов, мы можем сделать нашу реальную жизнь гораздо разнообразнее, сделать её чуточку волшебной.

Мечтайте. Ведь всё о чём вы можете мечтать – может стать реальным. А я пошёл мыть люстру.


«Ограничения существуют только в нашем сознании. Но если мы используем наше воображение, наши возможности становятся безграничными». (с) Джейми Паолинетти


Рецензии